|
Связь |
|
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать
Ваши предложения по его улучшению. Издание нуждается в финансовой
поддержке. |
|
|
|
|
ДВА ЮБИЛЕЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФОВ |
|
|
01.03.2004
|
|
Наталья Макарова в своей "Балетной
автобиографии" писала, что он был "абсолютно неповторим
в своей оригинальности". Абсолютно неповторим в своей оригинальности
он был и тогда, когда писал в 1931 году, что "если "Спящая"
и "Лебединое" еще могут быть возобновляемы сейчас, то присутствие
в репертуаре такой дребедени Минкуса и Пуньи как "Баядерка",
"Дон Кихот", "Корсар", "Эсмеральда",
"Конёк-Горбунок" и пр. не может быть оправдан ни с исторической,
ни с художественной точек зрения". Но ведь и вряд ли могло быть
иначе. Якобсон не был бы Якобсоном, будь он приверженцем Петипа (равно
как Вагнер не был бы Вагнером, будь он приверженцем искусства бельканто).
Но в отличие от каких-то полуграмотных крикунов, горе-ниспровергателей
классики, не обладающих должной танцевальной культурой, Якобсон был
ниспровергателем просвещенным, так сказать революционером со знанием
дела. Он досконально знал хореографию Петипа, Фокина.
...Искания Якобсона основаны на изучении классической техники и выразительности;
артисты ленинградского балета совершенно танцуют непривычные партии
благодаря своей высокой танцевальной культуре", - отмечал М.
Иофьев. И как бы ни обвиняли Якобсона в космополитизме, своим "Спартаком"
хореограф наглядно демонстрировал, что хореограф он, прежде всего,
петербургский. Якобсон не навязывал мариинской-кировской труппе какого-то
абсолютно чуждого танцевального языка, для овладения которым ей пришлось
бы забыть всё, чему в течение долгих лет актёры обучались в школе
на Зодчего Росси. Якобсон - это явление неотъемлемое от петербургской
школы.
Баланчина, как и Якобсона, создала петербургская школа...Но мастерство
Баланчина-хореографа, увы, не получило огранку петербургской школы.
Сформированная им труппа Нью-Йорк Сити балле (NYCB) существовала в
рамках своей собственной стилистики и эстетики...Но доамериканский
Баланчин нам совершенно неизвестен (даже созданные в дягилевский период
"Блудный сын" и "Аполлон Мусагет" знакомы нам
лишь по их американским версиям - "The Prodigal Son" и "Apollo").
А ведь чтобы составить максимально объективное представление о нём,
нужно видеть его первые петроградские опыты.... Будучи перенесённым
в Америку, классический танец изменил свою природу до неузнаваемости,
будучи заимствованным, у нас это искусство за очень короткий срок
вынуждено было подчиниться пластическим особенностям заимствовавшего
его народа. Схожесть стиля "Хрустального дворца" с нашим
классическим стилем лишь кажущаяся. Только при поверхностном взгляде
можно сказать, что хореография Баланчина - продолжение стиля величайших
образцов петербургского балета. |
|
|
|
|
|