- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ДВА ЮБИЛЕЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФОВ  
 
01.03.2004
  К 100-летию Леонида Якобсона и Джорджа Баланчина
(автор Дмитрий Ягодкин)


Наталья Макарова в своей "Балетной автобиографии" писала, что он был "абсолютно неповторим в своей оригинальности". Абсолютно неповторим в своей оригинальности он был и тогда, когда писал в 1931 году, что "если "Спящая" и "Лебединое" еще могут быть возобновляемы сейчас, то присутствие в репертуаре такой дребедени Минкуса и Пуньи как "Баядерка", "Дон Кихот", "Корсар", "Эсмеральда", "Конёк-Горбунок" и пр. не может быть оправдан ни с исторической, ни с художественной точек зрения". Но ведь и вряд ли могло быть иначе. Якобсон не был бы Якобсоном, будь он приверженцем Петипа (равно как Вагнер не был бы Вагнером, будь он приверженцем искусства бельканто). Но в отличие от каких-то полуграмотных крикунов, горе-ниспровергателей классики, не обладающих должной танцевальной культурой, Якобсон был ниспровергателем просвещенным, так сказать революционером со знанием дела. Он досконально знал хореографию Петипа, Фокина.
...Искания Якобсона основаны на изучении классической техники и выразительности; артисты ленинградского балета совершенно танцуют непривычные партии благодаря своей высокой танцевальной культуре", - отмечал М. Иофьев. И как бы ни обвиняли Якобсона в космополитизме, своим "Спартаком" хореограф наглядно демонстрировал, что хореограф он, прежде всего, петербургский. Якобсон не навязывал мариинской-кировской труппе какого-то абсолютно чуждого танцевального языка, для овладения которым ей пришлось бы забыть всё, чему в течение долгих лет актёры обучались в школе на Зодчего Росси. Якобсон - это явление неотъемлемое от петербургской школы.

Баланчина, как и Якобсона, создала петербургская школа...Но мастерство Баланчина-хореографа, увы, не получило огранку петербургской школы. Сформированная им труппа Нью-Йорк Сити балле (NYCB) существовала в рамках своей собственной стилистики и эстетики...Но доамериканский Баланчин нам совершенно неизвестен (даже созданные в дягилевский период "Блудный сын" и "Аполлон Мусагет" знакомы нам лишь по их американским версиям - "The Prodigal Son" и "Apollo"). А ведь чтобы составить максимально объективное представление о нём, нужно видеть его первые петроградские опыты.... Будучи перенесённым в Америку, классический танец изменил свою природу до неузнаваемости, будучи заимствованным, у нас это искусство за очень короткий срок вынуждено было подчиниться пластическим особенностям заимствовавшего его народа. Схожесть стиля "Хрустального дворца" с нашим классическим стилем лишь кажущаяся. Только при поверхностном взгляде можно сказать, что хореография Баланчина - продолжение стиля величайших образцов петербургского балета.
 
     

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров