- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ФЛАМЕНКО В ПЕТЕРБУРГЕ  
 
28.04.2004
  (автор Светлана Сливинская)

В Санкт-Петербурге на сцене театра оперы и балета имени Н.А.Римского-Корсакова состоялось единственное выступление испанской танцевальной труппы "Театр Фламенко" под руководством Томаса де Мадрид с программой "Al compass del alma".
Турне труппы в России в рамках "Шедевры танцевальной культуры мира" организовано "Имперским русским балетом", Русским Фольклорным Центром "Масленица". Автор идеи и продюсер Николай Анохин.
Безусловно, и с этим никто не станет спорить, что искусство фламенко относится к шедеврам танцевальной культуры мира и Испания по праву гордится своим национальным достоянием и всему миру его представляет…
Если мы обратимся к истории, то исследователи всего танцевального фольклора считают, что происхождение термина "фламенко" точно не установлено и полагают, что это искусство возникло в Испании в XV веке в результате слияния разных культур, пустивших корни на полуострове. В нем можно найти пластические мотивы византийских христианских ритуалов, отголоски песнопений иудейских общин, своеобразное влияние арабской музыки и цыганских песен с их особым "образным ритмом" и вибрирующим эмоциональным голосоведением. Считается, что именно цыгане сохраняли традиции фламенко. Основное место в этом искусстве всегда занимала группа старинных песен "канте хондо" (глубокая песня), наиболее тесно связанная с цыганами. Центром фламенко фактически стала Андалузия, но оно постепенно стало распространяться по всей Испании, развивая свою технику и образность, и впитывая черты фольклорной культуры и других областей этой солнечной страны…
Как это обычно бывает искусство фламенко с площадей и "открытых площадок" сначала перешло в атмосферу кафе, а затем и на театральные подмостки Испании и всего мира. Позже фламенко ставили и многие знаменитые современные хореографы, в том числе Морис Бежар.
Первые "светские" упоминания о фламенко в истории этого искусства относятся к XVIII веку, а громко о себе оно заявило в 1842 году в Севилье в артистическом "Кафе ухажеров". Благодаря именно артистическим кафе началась его популярность…
Томас де Мадрид, руководитель "Театра Фламенко" открыл в 1970 году в Мадриде новое "Кафе ухажеров", желая тем самым возродить старые традиции… Сам Томас де Мадрид, безусловно, замечательный мастер и один из лучших исполнителей искусства фламенко в мире. Он высок, грациозен с прямой постановкой спины, как того и требует искусство этого танца, и обладает виртуозной, можно даже сказать "индивидуальной" техникой работы ног, которые беспрекословно подчиняются артисту. И конечно этот мастер имел большой успех у петербургской публики…
Можно напомнить, что до создания ныне существующей труппы Томас де Мадрид был организатором легендарной группы "Самбра", выступал в балетах "Ведьмы", "Алые башни", "Двор Морерия", одновременно сотрудничая с труппами Марии Альбасин и Чунга. Он поставил много спектаклей, в том числе "Посвящение Мануэлю Мачадо" и "Романтическую кузницу". Среди наиболее знаменитых работ хореографа спектакли "Женская драма" (по мотивам драмы Г.Лорка "Дом Бернарда Альба" (премия искусств г.Саппоро 1984г.), "Герника Фламенко" (Париж, 1981 г.), "Хаос" (по мотивам произведений Мигеля Эрнандеса, Мадрид, 1990 г.).
В своем выступление в Петербурге труппа представила популярные вокальные и хореографические произведения, отражающие различные состояния человека от глубокой грусти до искрометной радости. Было исполнено знаменитое "Фаланго" с его поэтической красотой и страстью, наполненной "всем бременем страстей человеческих", но прежде всего любовной лирикой. "Аллегриас" с его бурлящей жизнерадостностью. "Севильянас" - один из самых известных стилей фламенко, "Солеа", где гитара плачет о человеческих иллюзиях; о несчастьях и смерти повествует горестная "Таранта". "Фаррука" - своеобразное цыганское фламенко, уходящее своими корнями в цыганские местечки вокруг Калиса. "Тангос", праздничное фламенко, полное огня и веселья, своей экспрессией напоминающее о древних ритуальных танцах и исполняющееся во время праздников.
Как говорят, зрительный зал был полон: в Петербурге любят испанские танцы, которые в свое время блестяще стилизовал великий Мариус Петипа в своих знаменитых балетах. Но это и не удивительно, так как Петипа в молодости работал также и в Испании.
Однако ожидания оправдались далеко не у всех, и особенно были разочарованы те, кто только что посетил Испанию, и хотел найти в спектакле ее "продолжение"…
Остается признать, что наряду с мастерством замечательных танцовщиков, во всей атмосфере спектакля присутствовало то, что принято называть "фольклором для туристов" в своем полном национальном испанском наборе: карменситы с бантами и цветами в волосах, воланы на платьях, шали с каймой, в особенности ярко-красная, которая исполняла поочередно роль пончо и мулеты, навевающей мотивы корриды… Не говоря уже о том, что вместо ожидаемых изящных испанок, двигающихся как языки пламени и "шелестящих", подобно ветру в оливковых рощах, на сцене предстали полные и довольно неуклюжие дамы, отнюдь не из "грез об Испании"…
Петербург - очень интеллигентный город, хорошо понимающий балет, и в данном случае "большие надежды" оказались приправленными обидным чувством горечи.
 
     

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров