- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ИНДИЙСКИЕ ТАНЦЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ  
 
30.09.2005
  (автор Светлана Сливинская)

В дни празднования культуры Индии в Санкт-Петербурге на сцене Театра оперы и балета консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова представители этой загадочной страны продемонстрировали петербургской публике истинное пиршество музыкально-хореграфических красок и невиданное ранее живописно-ритмическое действо, являющее собой ценное, культурное наследие этой страны.
Индийская классическая музыка была представлена своеобразным трио в составе древнего сотнеструнного инструмента Сантур, "рожденного" в знаменитой долине Кашмира, двухголового барабана (Пакхаванджа) и состоящий из двух барабанов Таблы. На этих знаменитых инструментах прекрасные индийские музыканты исполнили известные сочинения индийской классической музыки. Мистическая мелодика и виртуозный ритм индийских барабанов, сопровождающих также и фольклорные танцы, передавались человеческому телу, которое и рождало зримое воплощение этой образной музыки, где, как говорят индусы, повествуется о высоких горах, глубоких реках, теплом море и непроходимых джунглях.
Огромная двухчасовая движущаяся фреска буквально околдовывала взгляд своей неповторимой пластической живописностью. Здесь присутствовали танцы разных эпох и регионов, разных танцевальных школ, в которых просматривались пластические мотивы от древности до наших дней и где пластика движений взаимодействовала с многоцветными линиями костюмов.
Фольклорные танцы Индии, равно как и образная стилистика костюмов, уходит своими корнями в глубокую мудрую древность с ее многобожием и, проходя сквозь тысячелетия, входят в современность и продолжают жить в ней. Перед зрителями подчас возникали экзотические Божества в ритуальных масках и живописных одеждах, а на заднике сцены проецировались виды Тадж-Махала и очаровательных индийских пейзажей.
Индийский танцевальный фольклор поражает разнообразием форм и богатством живописной стилистики и в каждом штате являет собой собственную оригинальную форму выражения и танцевальной пластики.
Многие танцы имеют культовые истоки и существуют по сей день в многочисленных индийских храмах. "В быту" очень популярны ритуальные танцы в честь различных религиозных празднеств, как например, танец "в честь прихода дождей", которые в свое время еще праздновали Ратха и Кришна, танцуя среди павлинов, и костюмы современных танцовщиков тоже имитируют цветистое павлинье оперение.
Очень интересны, своеобразны светские ритуальные танцы, исполняемые на днях рождения и свадьбах. Были представлены танцы заклинателей змей, рожденные древним искусством древних факиров, в которых передана "условная пластика" этих таинственных ползучих рептилий, танцы весны и плодородия, средневековые танцы, основанные на технике древних боевых искусств, где использовались сложные специфические костюмы, украшения и грим, наподобие театральной маски, танцы празднования в честь удачной охоты, а также сопровождаемые пением танцы бенгальских менестрелей (баулов).
И конечно, Петербург был заинтригован хореографической композицией "Лебединое озеро" на музыку П.Чайковского, поставленной в технике классического танца школы Мохиниаттам, индусского штата Керала, который изначала тоже имеет происхождение в храмовом танце.
Подобный эксперимент, безусловно, представляет большой интерес для Петербурга - столицы русского классического балета и, как говорится, повидавшего всякие эксперименты по поводу своего национального шедевра. И в данном случае работа индийского хореографа Бхарати Шиваджи представляет большой интерес, прежде всего тем, что доказывает глубокое воздействие музыки Чайковского на культуры очень далекие от русской и то, что индийская культура нашла в русской музыке именно то, что созвучно ее "хореографическому мироощущению".
В Индии в разных регионах существуют не только обособленные школы фольклорного танца, но и классического со своей индивидуальной техникой. И, конечно же, здесь нет никаких пуантов и все основано на классических движениях тела танцовщиков и особенно замысловатой пластике их рук.
Главным персонажем этой хореографической композиции стал "Принц" в исполнении выдающегося индийского танцовщика Сантоша Наира. На первый план выходит его дуэт-противостояние с "Ротбартом", т.е. зримая борьба белых и черных сил, образно подчеркнутая сообразно белым и черным костюмами танцовщиков. (В индийской композиции "Лебединого озера" нет имен персонажей, к которым мы привыкли в классической версии этого балета. У них в этом плане использованы свои условные символы.) Исполнители женских ролей как солисты, так и кордебалет одеты в костюмы по индийским национальным мотивам с использованием стилистики "сари", когда согласно сюжету белый лебедь превращается в черного, лифт костюма танцовщицы меняется с белого на черный, и следует подчеркнуть, что в манере своей технике танцовщики в сжатой форме разыгрывают в танце все основные перипетии фабулы знаменитого балета.
Хотелось бы отметить также изысканную пластику и музыкальность Бхарати Шиваджи, которая считается выдающейся балериной техники Мохиниаттама и постоянно совершенствует возможности этой балетной школы. После заслуженного успеха в Петербурге авторы намереваются показать эту хореографическую композицию и в других странах, чтобы познакомить ценителей балета со школой и эстетикой классического танца Мохиниаттам и ее возможностями.
 
  (сцена из композиции "Лебединое озеро") Увеличить

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров