|
Связь |
|
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать
Ваши предложения по его улучшению. Издание нуждается в финансовой
поддержке. |
|
|
|
|
ИНДИЙСКИЕ ТАНЦЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ |
|
|
30.09.2005
|
|
В дни празднования культуры Индии в Санкт-Петербурге
на сцене Театра оперы и балета консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
представители этой загадочной страны продемонстрировали петербургской
публике истинное пиршество музыкально-хореграфических красок и невиданное
ранее живописно-ритмическое действо, являющее собой ценное, культурное
наследие этой страны.
Индийская классическая музыка была представлена своеобразным трио
в составе древнего сотнеструнного инструмента Сантур, "рожденного"
в знаменитой долине Кашмира, двухголового барабана (Пакхаванджа) и
состоящий из двух барабанов Таблы. На этих знаменитых инструментах
прекрасные индийские музыканты исполнили известные сочинения индийской
классической музыки. Мистическая мелодика и виртуозный ритм индийских
барабанов, сопровождающих также и фольклорные танцы, передавались
человеческому телу, которое и рождало зримое воплощение этой образной
музыки, где, как говорят индусы, повествуется о высоких горах, глубоких
реках, теплом море и непроходимых джунглях.
Огромная двухчасовая движущаяся фреска буквально околдовывала взгляд
своей неповторимой пластической живописностью. Здесь присутствовали
танцы разных эпох и регионов, разных танцевальных школ, в которых
просматривались пластические мотивы от древности до наших дней и где
пластика движений взаимодействовала с многоцветными линиями костюмов.
Фольклорные танцы Индии, равно как и образная стилистика костюмов,
уходит своими корнями в глубокую мудрую древность с ее многобожием
и, проходя сквозь тысячелетия, входят в современность и продолжают
жить в ней. Перед зрителями подчас возникали экзотические Божества
в ритуальных масках и живописных одеждах, а на заднике сцены проецировались
виды Тадж-Махала и очаровательных индийских пейзажей.
Индийский танцевальный фольклор поражает разнообразием форм и богатством
живописной стилистики и в каждом штате являет собой собственную оригинальную
форму выражения и танцевальной пластики.
Многие танцы имеют культовые истоки и существуют по сей день в многочисленных
индийских храмах. "В быту" очень популярны ритуальные танцы
в честь различных религиозных празднеств, как например, танец "в
честь прихода дождей", которые в свое время еще праздновали Ратха
и Кришна, танцуя среди павлинов, и костюмы современных танцовщиков
тоже имитируют цветистое павлинье оперение.
Очень интересны, своеобразны светские ритуальные танцы, исполняемые
на днях рождения и свадьбах. Были представлены танцы заклинателей
змей, рожденные древним искусством древних факиров, в которых передана
"условная пластика" этих таинственных ползучих рептилий,
танцы весны и плодородия, средневековые танцы, основанные на технике
древних боевых искусств, где использовались сложные специфические
костюмы, украшения и грим, наподобие театральной маски, танцы празднования
в честь удачной охоты, а также сопровождаемые пением танцы бенгальских
менестрелей (баулов).
И конечно, Петербург был заинтригован хореографической композицией
"Лебединое озеро" на музыку П.Чайковского, поставленной
в технике классического танца школы Мохиниаттам, индусского штата
Керала, который изначала тоже имеет происхождение в храмовом танце.
Подобный эксперимент, безусловно, представляет большой интерес для
Петербурга - столицы русского классического балета и, как говорится,
повидавшего всякие эксперименты по поводу своего национального шедевра.
И в данном случае работа индийского хореографа Бхарати Шиваджи представляет
большой интерес, прежде всего тем, что доказывает глубокое воздействие
музыки Чайковского на культуры очень далекие от русской и то, что
индийская культура нашла в русской музыке именно то, что созвучно
ее "хореографическому мироощущению".
В Индии в разных регионах существуют не только обособленные школы
фольклорного танца, но и классического со своей индивидуальной техникой.
И, конечно же, здесь нет никаких пуантов и все основано на классических
движениях тела танцовщиков и особенно замысловатой пластике их рук.
Главным персонажем этой хореографической композиции стал "Принц"
в исполнении выдающегося индийского танцовщика Сантоша Наира. На первый
план выходит его дуэт-противостояние с "Ротбартом", т.е.
зримая борьба белых и черных сил, образно подчеркнутая сообразно белым
и черным костюмами танцовщиков. (В индийской композиции "Лебединого
озера" нет имен персонажей, к которым мы привыкли в классической
версии этого балета. У них в этом плане использованы свои условные
символы.) Исполнители женских ролей как солисты, так и кордебалет
одеты в костюмы по индийским национальным мотивам с использованием
стилистики "сари", когда согласно сюжету белый лебедь превращается
в черного, лифт костюма танцовщицы меняется с белого на черный, и
следует подчеркнуть, что в манере своей технике танцовщики в сжатой
форме разыгрывают в танце все основные перипетии фабулы знаменитого
балета.
Хотелось бы отметить также изысканную пластику и музыкальность Бхарати
Шиваджи, которая считается выдающейся балериной техники Мохиниаттама
и постоянно совершенствует возможности этой балетной школы. После
заслуженного успеха в Петербурге авторы намереваются показать эту
хореографическую композицию и в других странах, чтобы познакомить
ценителей балета со школой и эстетикой классического танца Мохиниаттам
и ее возможностями. |
|
|
(сцена из композиции "Лебединое
озеро") |
|
|
|
|
|