- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ЮБИЛЕЙ ПРИМА-БАЛЕРИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Н.М. ДУДИНСКОЙ (1912-2003)  
 
 

(автор Светлана Сливинская)

21 августа 2007 года исполнилось 95 лет со дня рождения великой русской балерины Натальи Михайловны Дудинской, которая к великому сожалению для нас "встретила" этот юбилей уже в Вечности. И если мы сегодня взглянем ретро на всю историю мирового балета, то на балетном небосклоне Вечности она будет блистать как одна из самых ярких звезд. И не случайно ее именем названа одна из Планет Вселенной, которая посылает нам сегодня свой далекий благостный свет.
А здесь на Земле к этому юбилею могилу Н.М. Дудинской и ее супруга К.М. Сергеева на Литераторских мостках Волкова кладбища их друзья убрали диковинными цветами, как в сказочном Королевстве Воспоминаний. Пьедестал надгробия, где Сергеев в образе Альберта навечно склонился над крестом, сокрывшим Жизель, был усыпан лепестками нежно-розовых роз. На ступеньках выше "разливалось" море несказанно прекрасных белых роз с молчаливыми аккордами красных, а у подножия скульптурной группы замерли многочисленные букеты этих дивных Цветов Любви, чуть склонившихся к портрету Балерины. Друзья пришли в гости к своей любимице, вечной приме петербургского балета, царствующей в их сердцах.

УВЕЛИЧИТЬ

Н.М.Дудинская родилась 21 августа 1912 года в Харькове, куда был направлен на службу ее отец Михаил Михайлович Дудинский. Ее мать Наталья Александровна Дудинская, согласно строгой оценке хорошо знавшей ее А.Я. Вагановой, была прекрасной балериной и выступала под псевдонимом Тальори. Но к моменту рождения дочери она оставила сцену и занялась педагогической деятельностью. Дудинская-старшая создала в Харькове балетную студию, где в числе ее многочисленных учениц, составивших впоследствии костяк киевской и харьковской балетных трупп, были и будущие знаменитости других жанров - певица Клавдия Шульженко и дрессировщица Ирина Бугримова, обязанные Н.А. Дудинской своей уникальной пластикой. Настоящим царствием сказки для маленькой Тали была студия матери, где одаренная девочка проводила все дни напролет. Именно там и родилась юная Принцесса Греза, которой впоследствии суждено было воплотиться в образе проснувшейся "Спящей красавицы" на сцене Мариинского театра. В студии матери Наталья Михайловна и получила первоначальное хореографическое образование, которое стало первоосновой ее искусства. Здесь же началась ее ранняя концертная деятельность и первые успешные контакты с публикой.
Уже много лет спустя Наталья Михайловна скажет, что всем обязана своей Мамочке. Когда Тале исполнилось 11 лет в 1923 году, Дудинская-старшая решила вернуться в Петербург, чтобы дочка могла продолжить образование в хореографическом училище, куда после многих жизненных перипетий пришла преподавать А.Я. Ваганова. Строгий педагог очень обрадовалась новой ученице, чья профессиональная подготовка намного превосходила возможности ее возраста. Годы учебы, в особенности в старших классах у А.Я. Вагановой, были восторженными и плодотворными. Талант, энтузиазм и трудолюбие ученицы восхищали Ваганову, видевшую в ней в будущем блестящую исполнительницу классического наследия, судьба которого очень беспокоила выдающегося педагога и возлагала на нее большие надежды. Ученица же, как и в детстве, жила в ауре танца, сотканной вокруг нее ее ангелом-хранителем. Все жизненные трудности она почти не замечала. А жизнь в Ленинграде тех лет была крайне трудной: скудное продовольствие, плохо отапливаемые квартиры, отсутствие по-настоящему теплой одежды, холодные классы в училище, куда приходилось ходить пешком. Дудинская-старшая давала частные уроки, чтобы хоть немного заработать, но ее заработков категорически не хватало, и Ваганова нередко подкармливала свою нуждающуюся ученицу. Но все эти бедные условия как будто таяли в огне высокого духа и безграничной любви к танцу юной служительницы Терпсихоры.
В 1931 году состоялся выпускной спектакль, в котором юная Дудинская выступила в дуэте из балета "Корсар", где ее партнером был тоже юный солист Театра оперы и балета Константин Сергеев. И ничто в то время еще не предвещало, что позже, будучи уже знаменитым танцовщиком, он станет ее постоянным партнером, хореографом, посвятившим ей главные партии своих балетов, преданным другом и мужем, с которым Наталья Михайловна прожила 46 лет вплоть до его ухода из жизни в 1982 году. Дудинская называла его своим Принцем, который через все невзгоды умело вел корабль их жизни под алыми парусами к берегу "Лебединого озера" в замок "Спящей красавицы".
После выпуска началась вдохновенная творческая жизнь Дудинской на сцене Театра оперы и балета, где в первый же сезон она без всяких усилий взяла самый трудный балеринский барьер, исполнив партию Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро". Роль, которая является тайной мечтой любой балерины, для нее была предназначена с самого начала ее сценической жизни. Ее техника уже тогда была настолько великолепна, что вызывала бурю восторгов у профессионалов и зрительного зала. Ваганова была счастлива, ее надежды оправдались.
В исполнении Дудинской нежный лиризм белого адажио с изящной напевностью линий сменялся выразительным отточенным экспрессионизмом Одиллии с четкими, головокружительными, как дьявольские трели, турами по кругу, которые по воспоминаниям ее знаменитых коллег обладали таким блеском, что буквально слепили глаза, и никому подобное больше не удавалось. Воистину, "время останавливалось, когда она танцевала", - скажет впоследствии Рудольф Нуреев. Эта Лебединая легенда прошла через всю творческую жизнь Дудинской, постоянно совершенствовалась, расцвечивалась множеством эмоциональных красок и ни один спектакль не повторял другой… Словно по мановению волшебного жезла Судьбы, следующей ролью Дудинской стала лучезарная принцесса Аврора в "Спящей красавице", тоже исполненная на заре творческой жизни балерины и виртуозно отделанная блеском алмазных россыпей ее филигранной техники. Изящество, царственность, очарование юности и самозабвенная любовь к танцу сопровождали рождение новой Принцессы, которая уже начала становиться Королевой Мариинской сцены. И к этому сценическому трону ее вела свита, следовавших друг за другом блистательных ролей: нежная романтическая Маша в "Щелкунчике" светилась детской сказкой из жизни самой Дудинской; огненная, солнечная Китри в "Дон Кихоте" с прыжками-протуберанцами от которых захватывало дух; изысканная, аристократичная Раймонда в кружеве своих колоратурных вариаций и полутонов своего волшебного сна; любящая, трагическая Никия в "Баядерке" - одна из самых любимых ролей Дудинской. Все, видевшие её в этой роли, никогда не забудут сцену "Теней" и головокружительную, как хореографический смерч, диагональ туров, исполнение которых, по словам самой Дудинской, ей не только не было трудно, но и доставляло особое удовольствие. Она любила побеждать.
Дудинская исполняла почти все роли в репертуаре театра, в том числе и современные, среди которых привлекали внимание прекрасная Панночка в балете "Тарас Бульба" и экзотическая Девушка-птица в "Шурале". Неоднократно Дудинская становилась первой исполнительницей ролей, которые создавались специально для нее с учетом ее возможностей: "Лауренсия" В.Чабукиани, "Золушка" К. Сергеева, ставшая истинным шедевром творчества хореографа и балерины, экстравагантная баронесса Штраль в "Маскараде" Б. Фенстера, любящая Параша в "Медном всаднике" Р. Захарова, мужественная Сари в "Тропою грома" К. Сергеева…
Труппа театра каждый год пополнялась блестящими выпускницами А.Я. Вагановой. Но в этом окружении звезд Дудинская оставалась непревзойденной примой, что вынуждены были признать и ее очень талантливые соперницы. Впрочем, Дудинская не ощущала никакого соперничества, она преданно как жрица служила Танцу, он был ее стихией, создавал вокруг непроницаемую ауру и это самозабвенное творчество защищало ее от всех невзгод. Неизбежные во все времена театральные интриги ее не интересовали. Она обладала большой силой характера, гибкостью и восприимчивостью натуры и никогда ни о ком не говорила плохо.
Каждая роль Дудинской становилась по-своему интересной. Легендарная, виртуозная техника Балерины была поистине одухотворенной и мудрой, ее тело было настроено как скрипка Страдивари, а блестящий талант позволял ей расцвечивать каждый спектакль бесчисленным количеством нюансов.
Партнерами Дудинской были самые замечательные танцовщики ее времени: Вахтанг Чабукиани, Семен Каплан, Борис Брегвадзе, Рудольф Нуреев и, конечно же, Константин Сергеев, составлявший с ней незабываемый дуэт.
В 1951 году уже смертельно больная Ваганова передала руководимый ею в театре балеринский класс своей любимой ученице Наталье Дудинской, передала, как говорится, из рук в руки, в надежные руки уже состоявшиеся великой балерины. Дудинская, всю жизнь относившаяся к Вагановой со священным пиететом, 20 лет руководила профессиональным классом, в котором совершенствовали свое мастерство ведущие балерины театра. С 1963 года она стала преподавать в Хореографическом училище, к тому времени получившем имя А.Я. Вагановой (ныне Академии Русского балета). У нее было много учениц, которым она передавала свое мастерство и свою любовь к Танцу. Дудинская была педагогом строгим и самозабвенным, требовательным и в то же время добрым. Сегодня ее ученицы работают во всем мире. Они все стали прекрасными профессионалами, хотя на сцене занимают разные места: одни стали звездами, на долю других выпал кордебалет. В ее классе получили путевку в творческую жизнь Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова, Ирина Желонкина, Вероника Иванова, Ольга Вторушина, Любовь Галинская, Алла Сигалова, Елена Шешена, Галина Рахманова Полина Рассадина. Правда, никому не удалось подняться до высот самой Дудинской.
Одна из ее лучших учениц - Маргарита Кулик сегодня является педагогом Корейского Государственного Национального Университета искусств в Сеуле и использует в своей работе методы Дудинской. Её ученицы завоевывают главные награды на международных балетных конкурсах, доказывая тем самым жизненность и эффективность этой школы
Истинная петербургская балерина, Почетная гражданка Петербурга Дудинская всегда была предана любимому городу. И даже в годы суровой блокады из Перми, где театр был в эвакуации, она вместе с Сергеевым прилетала в сопровождении бомбардировщиков в осажденный город, где на сцене Большого зала Филармонии они танцевали дуэт из романтического "Щелкунчика". Мечта о счастье продолжала жить даже в самых катастрофических условиях
В уникальной квартире Балерины царила атмосфера волшебной сказки, населенная балетными персонажами из фарфора, хрусталя, шелка и тюля, которые составляли вокруг нее уникальную ауру. Многочисленные фотографии, афиши напоминали о блестящей карьере Дудинской и ее любимого Принца - К. Сергеева. Фотографии друзей со всего мира красноречиво повествовали о ее мировой славе. Особое внимание привлекала выразительная фотография Баланчина с дарственной надписью. Дудинская была его любимой балериной, и в свои редкие приезды в родной город выдающийся хореограф обязательно посещал ее дом. Эту замечательную атмосферу дополняли портреты матери и бабушки, сохранившиеся с далеких детских лет игрушки, рождественская елка в углу спальни, напоминавшая о юной мечте и сказочном Принце
29 января 2003 года Наталья Михайловна ушла из жизни, и воссоединилась со своим Принцем по ту сторону Бытия.
Люди, проходящие мимо дома на углу Невского проспекта и Малой Марской улицы, могут видеть мемориальную доску, увековечившую память Дудинской, около которой в день ее юбилея тоже было большое количество цветов, а сама великая Балерина навечно осталась в ауре горячо любимого ею Петербурга.
1 сентября в День знаний в Сактт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов на аллее Славы состоялась торжественная церемония открытия бронзового бюста Натальи Михайловны Дудинской, которая в свое время была избрана Почетным доктором университета. Скульптура, выполненная выдающимся мастером, Народным художником России, членом-корреспондентом Российской Академии художеств Григорием Ястребенецким, заняла свое место рядом с бюстами других знаменитых россиян: Дмитрия Лихачева, Михаила Аникушина, Андрея Петрова, Даниила Гранина, Андрея Вознесенского, Бориса Эйфмана. Все они были большими поклонниками Дудинской. На церемонии с блестящей речью в честь Дудинской выступил Борис Эйфман.
В стенах Академии Русского балета открылась выставка, посвященная Н.М.Дудинской.
А 8 сентября, в день Святой Натальи, друзья снова собрались на могиле легендарной Балерины, которая остается дивным видением в памяти видевших ее и дорогим другом в памяти ее знавших.

 
  УВЕЛИЧИТЬ  

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров