|
|
На сцене Михайловского театра известный московский музыкальный
коллектив представил в Петербурге два балетных спектакля: "Чайку"
(музыка Д.Шостаковича, И.Гленни, П.Чайковского, А.Скрябина) и "Лебединое
озеро" П.Чайковского.
Балет "Чайка" по мотивам пьесы А.П.Чехова поставлен Джоном
Ноймайером, знаменитым американским хореографом, работающим в Гамбурге.
Прекрасный знаток мировой литературы и, в частности, русской, Ноймайер
издавна увлекается постановкой больших полнометражных спектаклей
по знаменитым литературным произведениям. Чехов - один из его любимых
авторов, и Ноймайер стремится средствами хореографии раскрыть чеховские
характеры, сложные личные и творческие отношения персонажей, атмосферу
его произведения в целом. Выбранная им музыка благосклонно способствует
хореографическому анализу чеховской драматургии и ее "трансформации"
в балетные образы.
Свое пластическое сквозное режиссерское либретто Ноймайер реализует
с помощью собственной оригинальной симфонической хореографии, где
классический танец переплетается с современным. И важно то, что
Ноймайер полностью является автором спектакля, то есть создателем
хореографии, декораций, костюмов и света, что создает удачное логическое
единство произведения и его гармоничный зрительный образ.
Вполне естественно, что литераторы чеховской "Чайки" Тригорин
и Треплев у Ноймайера становятся хореографами, и он подробно раскрывает
интроспекцию во внутрь хореографического творчества, зримо представляя
процесс создания балетного произведения. Мотивы творчества постоянно
переплетаются с мотивами эмоционального состояния персонажей и их
судеб. Сложно и подчас витиевато чередуются сцены любви, ревности,
разлук, разрыва отношений (к примеру, в замечательном квартете:
Заречная, Треплев, Аркадина, Тригорин). Психологически точно разработаны
полные противоречий характеры всех персонажей, зрительно выраженные
современной пластикой изломанных нервных линий с элементами экспрессионизма,
иногда окрашенного деталями как бы случайных, абстрактных движений.
Сложны и неоднозначны отношения молодого хореографа Кости Треплева,
поставившего танцевальную пьесу "Душа Чайки", с уже знаменитым
мэтром Тригориным, автором балета "Смерть Чайки". Все
символически ведет к тому, что Душу, не выдержавшую испытаний, настигнет
Смерть.
Виртуозно дана Ноймайером сквозная линия эмоционального состояния
персонажей. В его спектакле, как и у Чехова, тоже можно наблюдать
полное отсутствие взаимной любви. Каждый любит, но не любим своим
избранником. Ноймайер прекрасно чувствует русского писателя и его
вечные мотивы. Зрительно это выражено в больших монологах персонажей,
дуэтах, массовых сценах: монолог надежды Нины Заречной, монолог
воспоминаний Аркадиной, монолог "творческого процесса"
Треплева, и по ходу всего спектакля вспыхивающие "танцы его
мечты", дуэт разочарования Заречной и Тригорина, финальный
дуэт отчаяния Заречной и Треплева, символизирующий крах любви и
творчества, - мотивы, которые все время переплетаются. Однако краткие
моменты гармонии быстро перебиваются почти постоянной тягостной
тональностью "эмоционального" контрапункта. Иногда, кажется,
что в спектакле есть определенная "затянутость". Но это
только на первый поверхностный взгляд, поскольку именно "кажущиеся
длинноты" и содержат в себе чеховскую атмосферу, внутри которой
Ноймайер мастерски создает болезненное состояние неудовлетворенных,
"разорванных" эмоций. Все кружится в хореографическом
водовороте подавленных чувств, разбитых надежд, утраченных иллюзий.
Декорации строги и лаконичны, как бы пунктиром помечающие место
действия и атмосферу момента.
Костюмы "образные" и одновременно удобные для танца: легкие
летние шортики Заречной и Треплева в деревне, мягкие платья Аркадиной
в "манере" серебряного века, брызжущие яркими красками
костюмы варьете, или напоминающие движущиеся абстрактные картины
экзотические костюмы к спектаклю Треплева.
Создается впечатление, что московским танцовщикам нравится этот
интересный спектакль, и они увлеченно создают роли с необычным для
них хореографическим текстом.
С большим интересом воспринималась нежная, трепетная Нина Заречная
(лауреат международного конкурса Анастасия Першенкова), томная,
экстравагантная Аркадина (заслуженная артистка России Оксана Кузьменко),
уверенный в себе, несколько уставший Тригорин (народный артист России
Виктор Дик), нервный, одержимый творчеством Треплев (Алексей Любимов)
и весь актерский состав производит самое благоприятное впечатление.
К сожалению, иначе обстояло дело с "Лебединым озером".
Этот балет гости представили в постановке хореографа Владимира Бурмейстера,
безусловно, талантливый и по-своему интересный. Впрочем, всегда
интересно посмотреть любую версию знаменитого произведения, если
только ее автор создаст ее сам, а не претендует на то, что он "воскресил"
из небытия премьерный оригинал Петипа.
Владимир Бурмейстер дал свою интересную "раскадровку"
событий романтической балетной сказки и свою трактовку персонажей.
И обладающие хорошими данными, талантливые танцовщики Наталия Сомова
и Михаил Пухов, безусловно, подходят к ролям Одетты-Одиллии и Принца
и исполняют их четко и профессионально. Но создается впечатление,
что как будто сам спектакль "устал", что ему не хватает
дыхания, что он вяло "плетется" по сцене. Что это? Ведь
спектакль интересен и танцовщики профессиональны. По всей вероятности,
это общее состояние исполнения классического наследия на сегодняшний
день, существующее и в других театрах… Неровный, сбивчивый ритм
современной жизни не дает возможности приостановиться и внимательно
взглянуть на состояние классического наследия, требующего исполнительской
виртуозности и глубокого творческого дыхания. Мне кажется, что причина
кроется именно в каждодневной спешке… Но это все поправимо. Просто
нужно еще раз вспомнить о том, что доставшееся нам классическое
наследие - наша самая большая ценность. И "Лебединому озеру",
как балетной эмблеме России, нужно бережное отношение и виртуозное
эмоциональное исполнение. А поэтому …, репетиции, репетиции и репетиции…
И результат будет достигнут.
Дорогие артисты, берегите "Лебединое озеро", любите его
самозабвенно. Спектакли приходят и уходят, а "Лебединое озеро",
как говорится, это - наше всё.
|
|