- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ДВА РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЯ
(О гастролях Музыкального театра
им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко)
 
 
 

(автор Светлана Сливинская)

На сцене Михайловского театра известный московский музыкальный коллектив представил в Петербурге два балетных спектакля: "Чайку" (музыка Д.Шостаковича, И.Гленни, П.Чайковского, А.Скрябина) и "Лебединое озеро" П.Чайковского.
Балет "Чайка" по мотивам пьесы А.П.Чехова поставлен Джоном Ноймайером, знаменитым американским хореографом, работающим в Гамбурге. Прекрасный знаток мировой литературы и, в частности, русской, Ноймайер издавна увлекается постановкой больших полнометражных спектаклей по знаменитым литературным произведениям. Чехов - один из его любимых авторов, и Ноймайер стремится средствами хореографии раскрыть чеховские характеры, сложные личные и творческие отношения персонажей, атмосферу его произведения в целом. Выбранная им музыка благосклонно способствует хореографическому анализу чеховской драматургии и ее "трансформации" в балетные образы.
Свое пластическое сквозное режиссерское либретто Ноймайер реализует с помощью собственной оригинальной симфонической хореографии, где классический танец переплетается с современным. И важно то, что Ноймайер полностью является автором спектакля, то есть создателем хореографии, декораций, костюмов и света, что создает удачное логическое единство произведения и его гармоничный зрительный образ.
Вполне естественно, что литераторы чеховской "Чайки" Тригорин и Треплев у Ноймайера становятся хореографами, и он подробно раскрывает интроспекцию во внутрь хореографического творчества, зримо представляя процесс создания балетного произведения. Мотивы творчества постоянно переплетаются с мотивами эмоционального состояния персонажей и их судеб. Сложно и подчас витиевато чередуются сцены любви, ревности, разлук, разрыва отношений (к примеру, в замечательном квартете: Заречная, Треплев, Аркадина, Тригорин). Психологически точно разработаны полные противоречий характеры всех персонажей, зрительно выраженные современной пластикой изломанных нервных линий с элементами экспрессионизма, иногда окрашенного деталями как бы случайных, абстрактных движений. Сложны и неоднозначны отношения молодого хореографа Кости Треплева, поставившего танцевальную пьесу "Душа Чайки", с уже знаменитым мэтром Тригориным, автором балета "Смерть Чайки". Все символически ведет к тому, что Душу, не выдержавшую испытаний, настигнет Смерть.
Виртуозно дана Ноймайером сквозная линия эмоционального состояния персонажей. В его спектакле, как и у Чехова, тоже можно наблюдать полное отсутствие взаимной любви. Каждый любит, но не любим своим избранником. Ноймайер прекрасно чувствует русского писателя и его вечные мотивы. Зрительно это выражено в больших монологах персонажей, дуэтах, массовых сценах: монолог надежды Нины Заречной, монолог воспоминаний Аркадиной, монолог "творческого процесса" Треплева, и по ходу всего спектакля вспыхивающие "танцы его мечты", дуэт разочарования Заречной и Тригорина, финальный дуэт отчаяния Заречной и Треплева, символизирующий крах любви и творчества, - мотивы, которые все время переплетаются. Однако краткие моменты гармонии быстро перебиваются почти постоянной тягостной тональностью "эмоционального" контрапункта. Иногда, кажется, что в спектакле есть определенная "затянутость". Но это только на первый поверхностный взгляд, поскольку именно "кажущиеся длинноты" и содержат в себе чеховскую атмосферу, внутри которой Ноймайер мастерски создает болезненное состояние неудовлетворенных, "разорванных" эмоций. Все кружится в хореографическом водовороте подавленных чувств, разбитых надежд, утраченных иллюзий.
Декорации строги и лаконичны, как бы пунктиром помечающие место действия и атмосферу момента.
Костюмы "образные" и одновременно удобные для танца: легкие летние шортики Заречной и Треплева в деревне, мягкие платья Аркадиной в "манере" серебряного века, брызжущие яркими красками костюмы варьете, или напоминающие движущиеся абстрактные картины экзотические костюмы к спектаклю Треплева.
Создается впечатление, что московским танцовщикам нравится этот интересный спектакль, и они увлеченно создают роли с необычным для них хореографическим текстом.
С большим интересом воспринималась нежная, трепетная Нина Заречная (лауреат международного конкурса Анастасия Першенкова), томная, экстравагантная Аркадина (заслуженная артистка России Оксана Кузьменко), уверенный в себе, несколько уставший Тригорин (народный артист России Виктор Дик), нервный, одержимый творчеством Треплев (Алексей Любимов) и весь актерский состав производит самое благоприятное впечатление.
К сожалению, иначе обстояло дело с "Лебединым озером". Этот балет гости представили в постановке хореографа Владимира Бурмейстера, безусловно, талантливый и по-своему интересный. Впрочем, всегда интересно посмотреть любую версию знаменитого произведения, если только ее автор создаст ее сам, а не претендует на то, что он "воскресил" из небытия премьерный оригинал Петипа.
Владимир Бурмейстер дал свою интересную "раскадровку" событий романтической балетной сказки и свою трактовку персонажей. И обладающие хорошими данными, талантливые танцовщики Наталия Сомова и Михаил Пухов, безусловно, подходят к ролям Одетты-Одиллии и Принца и исполняют их четко и профессионально. Но создается впечатление, что как будто сам спектакль "устал", что ему не хватает дыхания, что он вяло "плетется" по сцене. Что это? Ведь спектакль интересен и танцовщики профессиональны. По всей вероятности, это общее состояние исполнения классического наследия на сегодняшний день, существующее и в других театрах… Неровный, сбивчивый ритм современной жизни не дает возможности приостановиться и внимательно взглянуть на состояние классического наследия, требующего исполнительской виртуозности и глубокого творческого дыхания. Мне кажется, что причина кроется именно в каждодневной спешке… Но это все поправимо. Просто нужно еще раз вспомнить о том, что доставшееся нам классическое наследие - наша самая большая ценность. И "Лебединому озеру", как балетной эмблеме России, нужно бережное отношение и виртуозное эмоциональное исполнение. А поэтому …, репетиции, репетиции и репетиции… И результат будет достигнут.
Дорогие артисты, берегите "Лебединое озеро", любите его самозабвенно. Спектакли приходят и уходят, а "Лебединое озеро", как говорится, это - наше всё.

 

 
     

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров