- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  "ЭТИ СТАРЫЕ, СТАРЫЕ ЛЕНТЫ..."  
 
 

(автор Дмитрий Ягодкин)

22 мая Народной артистке СССР Ирине Александровне Колпаковой исполняется 75 лет. Последняя балерина, воспитанная А.Я.Вагановой, И.А.Колпакова унаследовала ее творческое кредо - верность классическому танцу, умение раскрыть его духовную сущность.
Редакция журнала "Ballet Art" сердечно поздравляет замечательную балерину с юбилеем, желает здоровья и дальнейшего служения любимому искусству.

Время бежит неумолимо. Казалось еще вчера мы аплодировали искусству Ирины Колпаковой, выступавшей в дуэте с Сергеем Бережным в pas-de-deux из балета "Бабочка" в постановке Пьера Лакотта. О возрасте женщины говорить неэтично. О возрасте балерины - вдвойне. Но здесь невозможно не сказать, что и в свои пятьдесят два балерина была столь воздушна и легка, что цифры вполне можно было бы переставить местами.
Теперь мы можем восхищаться её искусством лишь в записях. Существуют полные записи балетов "Раймонда" и "Спящая красавица". Запись "Раймонды" была сделана в 1980-м году, в последний раз она демонстрировалась по телевидению в 1983-м, не издавалась ни на каких на носителях, потому "гуляет" по рукам любителей в качестве бесценной реликвии.
"В сравнении с О. Преображенской Колпаковой не хватало, пожалуй, "драматического оживления", - писала М. Ильичева. - Характерность не была её коньком. В отличие от Н. Дудинской она затушевывала блеск виртуозности, смягчала апломб". Колпакова в партии Раймонды словно возвращает нас в давние, доленьяниевские времена. Глядя на её интерпретацию приходит на ум изречение Теофиля Готье: "В конце концов, танец не имеет другой цели, чем показать прекрасное тело в самых изящных позах и развивать линии, приятные для глаза". Прелестным выглядит у Колпаковой финал первой картины балета. Тут, строго говоря, начинается хореография Константина Сергеева, которую он сочинил на музыку инструментального антракта. Балерина неподвижно сидит в кресле, лицо её слегка подёрнуто меланхолией. И здесь у балерины впервые на всём протяжении первого акта проступает сердечная тоска, свойственная русской душе. Начинается танцевальный монолог героини. Движения Раймонды-Колпаковой задумчиво-сдержаны, танец несёт черты недоговорённости. Этот необыкновенно мягкий, классический в самом строгом смысле танец (тут Колпакова выступает выдающейся представительницей l'ecole classique-noble, как говорили в старину) доставляет истинное наслаждение подлинным ценителям хореографического искусства.
Теперь почти забыто слово "грация". А ведь в XIX веке без него не обходилась ни одна балетная рецензия. Колпакова в роли Раймонды покоряет, прежде всего, грацией. Когда исполнитель партии Жана де Бриена - Сергей Бережной - несёт её в изящной позе - от этого зрелища невозможно оторвать взор.
Казалось бы, аксиома: Колпакова полнее всего раскрыла свой талант в балетах Петипа - "Раймонда" и "Спящая красавица". Телефильм "Вечные образы" эту аксиому словно опровергает. В этой ленте есть потрясающие фрагменты снятые во время спектакля "Золушка". Вот сцена с сёстрами... Когда-то Матильда Кшесинская, исполняя партии простолюдинок - крестьянки Лизы и цыганки Эсмеральды - ни на миг не забывала, что она прима-балерина.
...Здесь, в этом фрагменте на сцене - не народная артистка СССР, Герой Социалистического труда Ирина Колпакова в роли несчастной падчерицы. Артистка проживает мгновения сценического бытия своей героини просто и естественно.
Вот сцена отъезда Золушки на бал. Казалось бы, та же самая классика, только вот "звучит" она в исполнении балерины иначе. Именно здесь становится очевидным как глубоко неправы те, кто упрекал и упрекает Колпакову в её якобы "холодной каллиграфичности танца". Именно в этой сцене проявляется духовная наполненность артистки. "Гавот", и фрагмент "звёздного" вальса из первого акта Колпакова танцует с необычайным упоением. Без сомнения, это одна из её лучших сценических работ. Возникает даже ощущение, что композитор Прокофьев специально для неё писал свою музыку.
...Шедевр исполнительского искусства порою возникает там, где его совсем не ждёшь. Такой неожиданной удачей для Колпаковой стал телефильм-балет "Души моей царицы". Телевизионный режиссёр Александр Белинский замыслил антологию балетной пушкинианы. Ирина Колпакова никогда не танцевала "Медный всадник" на сцене. Правда, телевизионные версии театральных спектаклей чаще всего оборачиваются лишь бледной их тенью. Что выглядит эффектным на театральной сцене, будучи перенесённым на телевизионный экран порой вызывает лишь недоумение, при этом вся атмосфера спектакля остаётся "за кадром". Но исполнение Колпаковой фрагментов этого давно забытого спектакля Ростислава Захарова вдруг стало подлинным откровением. В маленькой студии ленинградского телевидения ей удалось придать танцевальному образу щемящие интонации, обаяние женственности, душевную теплоту. Параша Колпаковой словно дарит зрителю кусочек своей трепетной души, тихим голосом поверяет свои радости и горести.
Прежде считалось, что балерина не обладает выразительной мимикой. И вдруг такая искренность чувств, лишенная какой бы то ни было театральной аффектации. Кто мог бы подумать, что хореография Захарова так ляжет на творческую индивидуальность Колпаковой? Эта интерпретация могла бы послужить решающим аргументом для тех, кто утверждает, будто Колпакова была лишь строго-академичной балериной. Какая подлинно русская, разливающаяся "через край", широта в адажио с Евгением. И вместе с тем щемящая тоска! Какой шарм и трепетность чувств в вальсе главных героев. Фильм "Души моей царицы" - пожалуй, одна из самых поэтичных и вдохновенных (если не самая поэтичная и вдохновенная) страниц её творчества. Это нечто. Быть может, танцуя лишь свой "коронный" театральный репертуар балерина не обнаружила бы в себе эти грани таланта.
"Производить одинаково сильное впечатление как на людей, достигших высшего развития, так и на самого простого человека могут только одни великие таланты. Мы высоко ставим г-жу Муравьёву всего более потому, что она обладает искусством производить именно такое впечатление", - писала когда-то газета "Северная пчела" о выдающейся предшественнице Колпаковой. Не будет преувеличением отнести эти слова и на её счет.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров