- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ВЫПУСКНЫЕ КОНЦЕРТЫ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА  
 
 

(автор Дмитрий Ягодкин)

На сцене Мариинского театра в очередной раз прошли выпускные концерты Академии Русского балета имени Вагановой.

Во времена, когда Академией Русского балета (до 1991 года - ЛАХУ) имени А. Я. Вагановой руководил Константин Сергеев, - в жизни петербургского балета эти концерты играли особую роль. Дело в том, что после вынужденного ухода Сергеева с поста руководителя труппы Кировского балета, уровень танцевальной культуры в театре заметно начал скатываться по наклонной плоскости - жемчужины отечественной хореографии подвергались текстуальным и стилевым искажениям, из стен альма-матер изгонялись прославленные мастера - носители великих традиций. Интерес к выпускным спектаклям Школы тогда выходил за рамки традиционного интереса к подобного рода мероприятиям, как-то открытие новых имен. Видеть эталонные тексты старинной хореографии и хореографии советского периода (пускай, в исполнении еще не сформировавшихся актёров балета), воочию наблюдать столь важную в искусстве хореографии преемственность поколений, передачу из рук в руки заветов, полученных в наследство от великих мастеров прошлого - вот что представляло для профессионалов и знатоков танцевального искусства едва ли не главный интерес.
Ситуация несколько изменилась, когда после кончины Константина Сергеева, первого Президента Академии Русского балета, её художественно возглавил профессор Игорь Бельский, дотоле тринадцать лет проработавший в должности главного балетмейстера ленинградского мюзик-холла. "Отличительная черта нашей школы, - рассказывал Бельский в интервью воскресному приложению газеты "Московский комсомолец", - танцовщик в первую очередь должен быть мужчиной, который влюбляется в женщину, женится, создаёт семью и всегда остаётся мужчиной. В этом плане мы воспитываем мужчин". Создание семьи - вещь нужная. Но главная задача художественного руководителя всё же состоит в том, чтоб определять высокий технический и художественный уровень подготовки учащихся вверенного ему учреждения. Уровень этот в годы руководства Бельского оставлял желать лучшего. "Тени" из "Баядерки" шли без декораций, что уже само по себе разрушало замысел Петипа с "белым" кордебалетом, плавно спускающимся с вершин заснеженных Гималаев. Знаменитую ивановскую вторую картину "Лебединого озера" тогда порядком обессмыслили, "отрезав" от неё сочинённую Агриппиной Вагановой сцену встречи Одетты и Зигфрида. В финале, в том месте, где должна была начинаться гениальная сцена прощания главных героев... опускался занавес.
Назначение на пост художественного руководителя Академии Алтынай Асылмуратовой (в то время прима-балерины Мариинского) явилось для многих довольно неожиданным. (Дело в том, что прежде в течение долгого времени на эту должность назначались только представители старшего поколения.) Но на вопросы интервьюера войдёт ли она в Школу "в качестве новой Вагановой - революционерки, призванной пересмотреть методику", приведёт ли с собой "свою команду" педагогов, введёт ли преподавание танцевальных стилей, "отличных от классики", новая руководительница тактично объяснила, что никаких революций она совершать не собирается. "Вернуть в школу академические требования" - так определила она свою задачу.
Первый выпускной спектакль Академии с новым художественным руководителем, состоявшийся в июне 2000 года, это подтвердил. Был показан "Оживлённый сад" из "Корсара". Асылмуратова остановила свой выбор на канонической версии этого хореографического шедевра, той, что шла при Константине Сергееве. Как и при Сергееве, этот шедевр репетировала педагог Академии Татьяна Удаленкова. Кроме того, тогда же в репертуар Школы вернулись Полонез и Краковяк из оперы Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), это в особенности важно, ибо, уникальные образцы характерного танца (в силу специфики жанра) сегодня подвержены гораздо скорейшему забвению и разрушению, нежели классика, а потому нуждаются в особенно тщательном сохранении.
С первого выпуска под руководством Асылмуратовой прошло восемь лет. В июне 2008 года вновь был показан "Оживлённый сад" (жалко, что была сокращена одна часть, зато вернули старые костюмы, в которых танцевали во времена руководства Сергеева). Снова в репертуар Школы вернулись Полонез и Краковяк из оперы Глинки "Жизнь за царя". Ведь если сегодня Академия не возобновит это, кто тогда вообще способен возобновить этот шедевр?

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров