|
|
Многочисленная публика, заполнившая 26 и 29 июня 2008 года Театр
оперы и балета консерватории, самого большого театрального зала
в Петербурге, с нетерпением ожидала неординарное событие - появление
нового балетного спектакля на гениальную музыку Петра Ильича Чайковского.
Имя Давида Авдыша, балетмейстера-постановщика балета-феерии "Щелкунчик",
хорошо известно, благодаря его многочисленным работам в оперных
и балетных спектаклях, в хореографических коллективах, в шоу-программах.
Его танцевальные постановки для звезд эстрады и чемпионов мира по
фигурному катанию принесли ему известность во многих странах. Все
это вызывало неподдельный интерес у публики, поскольку речь шла
о постановке совершенно нового полнометражного балета, имеющего
в числе своих предшественников великих и прославленных хореографов
не только в России, но и во всем мире. Скажем сразу, этот довольно
амбициозный проект успешно состоялся. И как говорится, на следующий
день после премьеры Давид Авдыш проснулся уже знаменитым.
Главная заслуга балетмейстера-постановщика в том, что в своей работе
он сохранил преемственность русской традиции в осмыслении и воплощении
любимого многими поколениями великого балета. Создавая свой оригинальный
спектакль, Авдыш, безусловно, опирался на то ценное наследие, которое
оставили его предшественники в России. Вместе с тем, хореограф смог
удержаться от соблазна бездумного заимствования, плагиата и псевдореконструкции,
чем нередко грешат современные горе-хореографы. Постановщик нового
балета-феерии (в 2-х актах и 9 картинах) является одновременно и
автором либретто, включил сюжеты из сказок Гофмана, Андерсена и
даже Ершова (вспомним хотя бы искрометный Русский танец в исполнении
Юноши (Камиль Нырлыгаянов) и Конька-Горбунка (Екатерина Коваль).
Хореограф смело ввел новых персонажей: Солдатика (Константин Грачев),
Чертика (Камиль Нырлыгаянов), Игрушек, Пастушков, представителей
подводного царства: морские звезды, коньки, кораллы... Изменена
роль главной героини - Маши (лауреат международного конкурса Оксана
Гапиенко), которой в спектакле суждено сыграть лирико-романтическую
и трагическую роли. И хотя Маша больше напоминает девочку со спичками
- героиню сказки Андерсена, финальную сцену можно понимать по-разному:
и как бытовую с грустным концом, так и сказочную с неизбежным счастливым
концом. Пусть решает все зритель!
Давиду Авдышу удалось сделать спектакль цельным, полным изобретательности
и озорного гротеска. В спектакле нет проходных сцен. Все логично
и танцевально связано. Это можно сказать о сложных и выразительных
соло, дуэтах и массовых танцевальных сценах. Гапиенко создала запоминающийся
образ Маши. Солистка показала возросшее профессиональное мастерство
и уверенно справилась со всеми трудностями своей роли. Ее партнер,
Принц, солист театра Илья Заботин, элегантный и аристократичный,
с необычайной легкостью выполнял стремительные вращения и прыжки.
Очень значительным героем спектакля Авдыша стал Дроссельмейер (Александр
Мищенко). У него яркая, насыщенная роль на протяжении всего действия,
а его эмоциональное адажио с Машей, напоминает фантастический сон.
Особого внимания заслуживают характерные танцы: Восточный (Денис
Алиев) и Китайский (Ян Омельницкий), которые отличались эффектной,
оригинальной постановкой. Выразительные, колоритные костюмы (художник
Иван Совлачков) гармонично дополняли зрительный образ спектакля.
Несомненно, украшением спектакля были Танец снежинок и Розовый вальс,
в которых хореограф показал себя прекрасным знатоком традиций классического
балета и мастером танцевальных композиций. В своем новом балете
"Щелкунчик" Авдыш раскрыл себя как балетмейстер-постановщик,
которому подвластны разные жанры искусства Терпсихоры.
А что же публика, ожидавшая события? Публика не ошиблась и не разочаровалась.
Несомненно, она уже сделала свой выбор, когда, не скрывая своих
восторженных чувств, стоя аплодировала солистам, кордебалету и всем
создателям балета-феерии, и благодарила за почти рождественский
подарок под занавес театрального сезона.
|
|