|
|
Знаменитый романтический балет А. Адама "Корсар", навеянный
мотивами поэзии лорда Байрона был впервые поставлен хореографом
Жозефом Мазилье в 1856 году в театре "Гранд Опера" в Париже.
Через два года его премьера состоялась в Большом (Каменном) театре
в Петербурге в постановке работавшего там в то время знаменитого
балетмейстера Жюля Перро, который взял за основу имевшую большой
успех хореографию Мазелье. В 1863 году этот балет был заново создан
уже на сцене Мариинского театра легендарным Мариусом Петипа, который
на премьере сам исполнил роль Конрада…
С тех пор прошло немало лет, но это произведение по-прежнему вызывает
большой интерес своей красочной хореографией. И всё же за годы своей
долгой сценической жизни балет, естественно, трансформировался,
в особенности в плане пантомимных сцен. Как говорят знатоки, от
оригинала Петипа осталось немногое и попытки реанимации отжившего
материала нецелесообразны.
Сегодня на многих сценах мира балет "Корсар" идет в разных
редакциях. Каждый хореограф, используя сохранившейся материал, то
есть фрагменты - шедевры Петипа, имеет право на свою собственную
редакцию, соответствующие добавления, дополнительные вариации, дуэты
и массовые сцены. Удача каждой редакции зависит от грамотности хореографа-реставратора
и его способности владеть стилистикой исторического материала. Стилизация
хореографии должна быть ювелирной и гармонично сочетаться с оригиналом,
а не являть собой заплаты на ветхой ткани "изношенного"
произведения. Впрочем, как известно, сам Петипа пророчески предполагал,
что в будущие века его произведения подвергнутся реставрации, которая
обеспечит им жизнь во времени. И знаменитый Мастер беспокоился только
о том, чтобы его творения оказались в руках талантливых хореографов,
которые обеспечили бы им достойную дальнейшую жизнь.
Что касается Михайловского театра, то балет "Корсар" жил
на его сцене с 1955 года в редакции прекрасного хореографа-реставратора
и знатока классического наследия П. А. Гусева. Сегодня, в явно более
динамичное время, художественный руководитель балета Михайловского
театра народный артист России Фарух Рузиматов создал свою редакцию
знаменитого балета в гармонии с этим временем. Он основывался, прежде
всего, на сохранившемся классическом материале, а также на собственном
опыте танцовщика, впитавшего в свою плоть и кровь это произведение.
Знаменитый исполнитель роли Али ещё недавнего времени Ф. Рузиматов
предлагает своё видение любимого им балета.
Консультантом спектакля стал народный артист СССР, профессор Никита
Долгушин, ученик и последователь П. А. Гусева, выдающийся знаток
классики и, в частности творчества М. Петипа, с присущим ему тонким
чувством стиля минувших хореографических эпох. К сотрудничеству
был приглашен также высокоодаренный театральный художник Валерий
Левенталь, обладающий виртуозной палитрой красок и способный творчески
существовать в любом времени. И спектакль получился очень ярким
и зрелищным. По своей динамике это театральное действо стало своеобразным
мостом от балетной старины к сегодняшнему дню и прекрасно воспринимается
современным зрителем.
Перипетии экстравагантных морских разбойников нашли своё воплощение
в живописной хореографической фреске в движении, богато раскрашенной
и одетой Валерием Левенталем. Причём, в богатстве ярких, пропитанных
морским зноем красок, внезапно звучит аккорд ослепительно-белых
костюмов невольниц-гречанок, как будто только что сошедших с подиума
знаменитого кутюрье, вдохновленного восточными мотивами минувших
эпох. Костюмы ярко театральны и танцевально удобны.
Перипетии любви, разбоя, похищений, невольничьего рынка, грота корсаров,
дворца Сеид-паши венчаются роскошной картиной живописно-симфонического
"видения" Мариуса Петипа, его истинной хореографической
жемчужины.
Смонтированные в чётком ритме сцены спектакля, не дают ослабнуть
зрительскому восприятию. Конрад в исполнении дипломанта международного
конкурса Артёма Пыхачёва - романтический и благородный. Его пленит
любовь к прекрасной Медоре Ирины Перрен (лауреата международных
конкурсов), - виртуозной, изящной, элегантной и по-женски отважной.
Обладающие прекрасной техникой и незаурядным актёрским мастерством,
танцовщики Михайловского театра создают яркие романтические образы
персонажей старинной морской легенды. Знаменитый же ансамбль Медоры,
Конрада и Али был исполнен ими с поистине виртуозным и живописным
блеском.
Гульнара Сабины Яппаровой - томная и загадочная; ее танец исполнен
пряной неги и изящного хитроумного юмора в сцене с Сеид-пашой. Образ
Саид-паши, властного, хитрого и трусоватого, в прекрасном исполнении
Андрея Брегвадзе, раскрашен сочными гротескными красками. Пластически
выразительный Ланкедем в исполнении Александра Омара - коварен,
скуп, расчетлив в достижении своей цели.
На высоком уровне были исполнены кордебалетные танцы и сцены, в
которых артисты продемонстрировали отличную технику, отменное владение
сложными сценическими трюками и оттанцованной пантомимой.
Гармонично вписываются в стиль спектакля танцы палестинских невольниц
и алжирских невольников, а также батальные сцены корсаров в постановке
Георгия Ковтуна. Весь спектакль отлично отрепетирован.
|
|