|
|
№ 1 (32) 2010 - ФЕСТИВАЛИ
Знаменитый зимний праздник искусств, проходящий в самом центре
Петербурга и всегда отмеченный отличным вкусом и высоким аристократизмом,
в конце минувшего года отмечал свой десятилетний юбилей и был посвящён
150-летию со дня основания А. Г. Рубинштейном "Русского музыкального
общества". По этому случаю в галерее Большого зала Филармонии
им. Д. Д. Шостаковича была устроена ценная выставка из коллекций
старинной филармонической музыкальной библиотеки.
Атмосфера вокруг фестиваля, ставшего важным культурным событием
города, дышала праздником. В предрождественские дни заснеженный
Петербург, таинственно мерцающий в сумеречном мираже, напоминал
царство Снежной Королевы. Площадь искусств (Михайловская) с её историческими
архитектурными шедеврами и Grand Hotel Europe, куда со всего мира
съезжались гости города и погружались в магическую атмосферу зимней
сказки.
Празднуя своё десятилетие, фестиваль подводил своеобразные итоги
своих прошлых программ, эхо которых до сих пор отзывается в ауре
Петербурга.
Десятый фестиваль под художественным руководством легендарного Юрия
Темирканова, стремившегося придать ему настоящий петербургский стиль,
предложил уникальную программу, в которой был представлен парад
оркестров под управлением выдающихся дирижеров и при участии звёздных
исполнителей. То были семь лучших оркестров России; два симфонических
коллектива Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, оркестр
Мариинского театра, Уральский академический филармонический оркестр
и московские оркестры: Российский национальный, "Новая Россия",
"Виртуозы Москвы". Фестиваль открыл Санкт-Петербургский
академический симфонический оркестр филармонии, исполнивший под
управлением своего художественного руководителя и главного дирижера
Юрия Темирканова программу из произведений Сергея Рахманинова. Исполнение
выдающимся Маэстро "Симфонических танцев" было преисполнено
глубокой страсти, философских раздумий, восхищённого уважения, утончённой
интеллигентности. Истинное чародейство Маэстро ощущалось в живописном,
сумеречно-лиловом звучании оркестра, что сразу вызывало в памяти
хорошо известную любовь Рахманинова к сирени. И действительно, как
таинственно и как романтично звучит его музыка в Петербурге и как
она идёт этому городу!
Темирканов любит открывать таланты и в своём концерте он представил
замечательного американского пианиста Гаррика Ольссона, впервые
выступавшего в России , который блистательно исполнил Третий фортепианный
концерт Сергея Рахманинова. Не будет преувеличением сказать, что
этот труднейший, буквально культовый концерт, являющийся мечтой
многих пианистов был сыгран с самозабвенным совершенством, и вместе
с тончайшей нюансировкой звука, проявленной пианистом, восхищала
также завораживающе виртуозная синхронность с оркестром.
Победитель в 1970 году международного шопеновского конкурса в Варшаве,
Ольссон выступает в лучших концертных залах всей планеты. В изысканном
Малом зале филармонии он предложил программу из произведений Бетховена,
Листа, Шопена и Скрябина, ещё раз покорив слушателей своей виртуозностью,
красочной музыкальной палитрой, эмоциональностью, чуткостью и лиризмом.
Своё второе выступление Маэстро Темирканов посвятил музыке Сергея
Прокофьева. Прозвучал вальс из оперы "Война и мир" и фрагменты
из балета "Золушка", в которых замечательный музыкант
передал ощущение светлой лирики, доброй надежды, "хрустальной"
мечты, вечной мудрости и стремления человека к вершинам света. Прозвучавшие
"свежо и юно", эти произведения проливали благостный бальзам
на души уставших людей, вселяли в них надежду и желание мечтать.
В этом светлом музыкальном действе Вадим Репин, давний музыкальный
друг Петербурга и его творческих сезонов всех времён года, блестяще
и празднично исполнил Второй скрипичный концерт Прокофьева. На глазах
Петербурга стартовал, вырос, возмужал и достиг высот большого мастерства
этот вундеркинд-бриллиант, который сегодня предстал как один из
лучших музыкантов мира.
С заслуженным коллективом России выступил также талантливый дирижёр
Николай Алексеев. Создав отличный, воистину мощный и виртуозный
ансамбль с оперным хором Михайловского театра, хором студентов Санкт-Петербургской
консерватории и солистами Жанной Домбровской, Наталией Евстафьевой,
Станиславом Леонтьевым и Денисом Седовым, он представил на суд публики
легендарную
Девятую симфонию Бетховена, явившую в его исполнении своеобразный
образ "звучащей Вселенной", в которой были гармония и
противоборство всех сил мироздания: страсти, хаоса и разума. В ней
слышны сила и слабость, любовь и отчаяние. Симфония прозвучала ярко,
монументально, патетично, нервно и тревожно, в ней ощущался душевный
надрыв, который художник стремится преодолеть во имя торжества жизни.
Александр Дмитриев, художественный руководитель и главный дирижер
академического симфонического оркестра филармонии, вместе с возглавляемым
им прекрасным коллективом, исполнил вальсы Мориса Равеля и его хореографическую
поэму. Тонкое, изящное, замысловато-плетённое кружево произведений
великого французского музыкального импрессиониста в трактовке А.
Дмитриева услаждало слух красотой, изысканностью, элегантностью
и благородно сдерживаемой эмоциональностью. В концерте выступил
также молодой талантливый виолончелист Леонард Эльшенбройх (Германия)
с исполнением виолончельного концерта Антонина Дворжака. Игре молодого
музыканта свойственно замечательное чувство формы, красивое звучание
инструмента, эмоциональность и высокая культура исполнения.
С большим интересом ожидалось выступление оркестра Мариинского театра
под руководством Валерия Гергиева. Заведомо большое внимание привлекала
программа, состоящая из двух симфоний Петра Чайковского. В атмосфере
праздника "зимних грёз" первая симфония Чайковского под
этим названием прозвучала как зимняя сказка, как задумчивые размышления
о красоте. Действительно, в своём таинственном звуковом мерцании
музыка казалась пронизанной снежными миражами, морозными узорами,
и грёзами, в которые вкрадывалась тревога и стремление рассеять
её. В ней звучало задумчивое созерцание северных красот и ирреальность
зимней фантасмагории Петербурга. Изящным и в то же время восторженным
праздничным светом была наполнена Пятая симфония Чайковского. Богатая
звуковая палитра живописала бесчисленным количеством эмоциональных
оттенков, все части симфонии в особенности блистательный вальс,
возносивший к чарующим восторгам самозабвенный праздник души.
Желанным гостем фестиваля стал Уральский академический филармонический
оркестр из Екатеринбурга, отличающийся высоким уровнем ансамблевой
слаженности. Его художественный руководитель и главный дирижер Дмитрий
Лисс вдохновенно исполнил симфонию "Манфред" П. Чайковского,
в которой слышались мотивы уральских гор и переливы драгоценных
камней благодатной родины П. Чайковского. Выступивший с оркестром
прекрасный пианист Борис Березовский эмоционально ярко и философски
виртуозно исполнил сложный Второй фортепианный концерт П. Чайковского.
Хотелось бы сказать много слов благодарности уральским музыкантам
за их самозабвенную любовь к музыке своего великого земляка. Борис
Березовский выступил также с сольным концертом в Малом зале филармонии,
где сыграл "Гольдбергские вариации" Баха и "Ludus
tonalis", имевшие восторженный приём у публики.
И настоящим музыкальным пиршеством стало выступление московских
коллективов. Как дирижер и солист выступил с государственным симфоническим
оркестром "Новая Россия" Юрий Башмет. Искусство этого
виртуозного, утончённого музыканта, магически владеющим оркестром
и под пальцами которого альт поёт как душа Вселенной, давно любимо
меломанами Петербурга. На сей раз Башмет порадовал их Пятой симфонией
Бетховена, прозвучавшей патетично, гордо, живописно с элементами
надлома и упорной бетховенской волей к победе вопреки всем противостоящим
силам мироздания.
Симфония Гектора Берлиоза "Гарольд в Италии" с солирующим
альтом была преисполнена порывистой романтики, восторгов и отрешённости,
сумеречности и ярких световых бликов, сильных эмоциональных контрастов
и стремлений к гармонии душевного состояния.
"Виртуозы Москвы" под руководством солнечного, благожелательного,
высокоодарённого музыканта Владимира Спивакова, каждая встреча с
искусством которого всегда вселяет в душу надежду вопреки всем неблагоприятным
противоречиям нынешнего времени, не обманули ожидания и на этот
раз. Виртуозно, красочно, музыкально образно, прозвучали в его исполнении
симфонии Гайдна № 85 и № 45 ("Прощальная"). Однако, последняя
знаменитая симфония таила в себе глубоко завуалированную и очень
желанную надежду на новые встречи. Очень музыкально прозвучал в
исполнении Алексея Уткина (гобой) концерт Моцарта для гобоя с оркестром.
Истинное удовольствие доставила слушателям обладающая красивым выразительным
голосом певица Анна Аглатова, исполнившая арии Моцарта для сопрано
с оркестром.
Закрывал фестиваль Российский национальный оркестр, который под
управлением своего художественного руководителя и главного дирижера
Михаила Плетнёва эмоционально и проникновенно сыграл Шестую симфонию
Александра Глазунова (которую чисто символически хотелось бы назвать
Петербургской, настолько она прозвучала в стиле этого города).
И буквально под "заснеженный" занавес Михаил Плетнев представил
созданную им сюиту из балета "Лебединое озеро" П. Чайковского,
являющегося своеобразным пластическим символом Петербурга, и эта
его работа может рассматриваться как ностальгический прощальный
аккорд блистательного зимнего фестиваля искусств и как эмоциональный
подарок городу.
Значительным событием стал Рождественский концерт в Малом зале филармонии
"Иосиф Бродский". Рождественские стихи" в исполнении
чтеца Владимира Кошевого. В качестве музыкального сопровождения
выступил струнный квартет "Невская классика". В концерте
были также использованы костюмы Валентина Юдашкина.
В Михайловском театре прошла опера Р. Леонкавалло "Паяцы"
в постановке знаменитого режиссера Лилианы Кавани, а также балет
"Павана мавра", замечательный хореографический квартет
Хосе Лимона по мотивам трагедии Шекспира "Отелло" на музыку
Генри Перселла, где в роли Отелло выступил выдающийся танцовщик
Фарух Рузиматов.
В рамках фестиваля Театр музыкальной комедии овеял площадь Искусств
прелестными звуками знаменитой оперетты Оффенбаха "Парижская
жизнь", постановка которой на сцене театра была осуществлена
совместно с Будапештским театром оперетты.
Музеи площади Искусств представили ценные выставки. В Русском музее
большое внимание привлекла выставка "Дягилев. Начало",
посвящённая 100-летию "Русских сезонов" в Париже, а также
выставки "Вокруг света с мольбертом" и "Вера Мухина"
о творчестве знаменитого скульптура. Российский этнографический
музей представил выставку "Ночь перед Рождеством" (Юбилейная
выставка глазами Гоголя), а также выставку "Золотое шитьё и
серебряная чернь" из Особой кладовой музея.
В честь Десятого юбилейного фестиваля Филармонии был подарен новый
рояль фирмы "STEIWAY", который преподнесли Андрей Владимирович
Чеглаков, Раиса Изгиевна Амирова и фонд "Нева".
В преддверии фестиваля его партнёр "Grand Hotel Europe"
был признан "лучшим отелем класса "люкс" в мире",
согласно классификации международной организации "World Travel
Awards".
Сегодня блистательная музыкально-живописная мозаика фестиваля стала
достоянием истории искусства Петербурга и открыла новые горизонты
для будущего.
|
|