|
|
О премьере оперы Антонина Дворжака в Михайловском
театре
Михайловский театр представил на своей сцене премьеру "Русалки"
Антонина Дворжака, предпоследней оперы чешского композитора, по
праву завоевавшей наибольшее признание.
Сюжет, общий для сказок и легенд многих народов, привлёк в своё
время замечательного датского поэта и сказочника Андерсена, создавшего
на его основе чудесную сказку "Русалочка". Это глубоко
волнующий рассказ о всепобеждающей любви, не отступающей перед страданиями
и смертью. Дворжак увлекся поэтическим сюжетом, развитым в либретто
Ярославом Квапилой, и принялся за создание партитуры, которая была
завершена в ноябре 1900 года и в марте следующего года увидела свет
рампы пражского театра.
Перед известным театральным режиссером-постановщиком Игорем Коняевым,
учеником Льва Додина, никогда до этого не обращавшегося к опере,
стояла непростая задача. Необходимо было создать оригинальный, современный
и, в то же время, музыкальный спектакль - "лирическую сказку",
по определению самого композитора, в котором музыка неповторимо
поэтична, богата психологическими оттенками, где сама обстановка
действия - образы озера, леса, их фантастических обитателей - не
только служит фоном для личной драмы, но сливается с ней в единое
целое, которое дополняется жанрово-бытовыми эпизодами. В постановке
Михайловского театра не удалось избежать купюр: отсутствие персонажей
и самих партий Лесника и Поварёнка значительно обедняет музыкальную
палитру творения А. Дворжака.
Для создания своей версии оперы И. Коняев привлек широко используемые
на театральных подмостках мультимедийные средства: огромные экраны,
на которых чередуются профессионально сделанные кадры леса, озера,
ныряющих русалок. Всё действие происходит на подвижной сценической
платформе с огромным отверстием, представляющим то таинственное
озеро с русалками, то подиум, на котором происходит само действие,
то она превращается в огромную круглую рамку, выполняющую как бы
роль крупного плана в кинематографе. И хотя сценография художников-постановщиков
Петра Окунева, Ольги Шаишмелашвили лаконична и весьма условна, она
достаточно мотивирована и, безусловно, эффектна.
В спектакле много балетных сцен (хореограф Мария Кораблева), что
его можно назвать оперой-балетом. Обилие движущихся танцовщиков
и даже артистов миманса несколько затушевывает основную канву оперы,
превращая её в мюзикл или в "подтанцовку" для солистов-вокалистов.
Танцы в постановке хореографа стилистически выдержанны, но, во втором
действии, когда начинается ритуал подготовки к свадьбе Русалки и
Принца, эротические движения танцовщиков явно не согласуются с лирико-песенной
кантиленностью этого музыкального сочинения композитора.
Фото с сайта Михайловского театра
Музыка "Русалки" - характер напевов, декламация, обрисовка
реальных и фантастических персонажей, картин природы - самобытно
национальная и вместе с тем типично дворжаковская, вдохновенно интерпретирована
музыкальным руководителем и главным дирижёром театра словаком Петером
Ференцем. Она покоряет своей чистотой, прозрачностью, а с другой
стороны - лиризмом и глубоким драматизмом. Вокальные партии солистов
отличаются вдумчивым, колоритным, безупречным исполнением. Хор русалок
светел, прозрачен. В финале оперы лейтмотив Русалки преображается
в траурный марш, а лейтмотив Принца звучит подобно хоралу.
Удачной режиссерской находкой спектакля можно считать появление
двух детишек-херувимов, которые завершают действие оперы, последние
аккорды которой возвышенно просветленны и в буквальном смысле очищены
спадающими прозрачными струями живой воды откуда-то сверху с колосников
сцены.
|
|