- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В БАЛЕТНОЙ КЛАССИКЕ  
 
 

(автор Дмитрий Ягодкин)

21 марта после почти четвертьвековой "паузы" канал "Культура" в рубрике "Шедевры мирового музыкального театра" показал запись "Баядерки" с участием Габриэлы Комлевой и Татьяны Тереховой.

Показ записей балетных спектаклей из "золотого фонда" Театра имени Кирова на нашем телевидении - всегда большая редкость. Хотя и не вполне понятно почему. "Раритетные" записи драматических и оперных спектаклей демонстрируются там куда более регулярно. К примеру, не так давно канал "Культура" дважды показал спектакль Театра имени Вахтангова "Принцесса Турандот" начала 1970-х годов с Юлией Борисовой и Василием Лановым в главных ролях.
Но вот, наконец, дошла очередь и до "Баядерки". Прежде эта запись с участием Габриэлы Комлевой, Татьяны Тереховой, Реджепа Абдыева демонстрировалась на наших телеэкранах, если не изменяет память, в... 1985-м или 1986-м году.
Показ "Баядерки" (как и всех балетных спектаклей рубрики "Шедевры мирового музыкального театра") предварило вступительное слово Николая Цискаридзе. Нужно отметить, что на этот раз в комментариях бессменного ведущего по счастью не было ничего такого, что могло бы вызвать решительное возражение. Если только не считать, досадные фактические неточности, касающиеся времени исчезновения оригинальной редакции "Баядерки" из репертуара Мариинского и авторства хореографии Танца с барабанами.

...Но как бы то ни было, мы снова получили возможность увидеть практически первую полную телеверсию выдающегося спектакля Мариинского-Кировского. (Говорят, что в конце 1960-х годов телевидение передавало другую трансляционную запись "Баядерки" с участием Калерии Федичевой и Сергея Викулова. Но она-то уж, наверное, вовсе не сохранилась.)

Спектаклем в упоминаемой нами записи дирижирует Виктор Широков. Широков здесь предстаёт довольно опытным балетным дирижером: нигде нет никаких расхождений по темпу с балетными актёрами, и в то же время он не идёт ни у кого из танцующих "на поводу". (И то и другое, увы, нередко имеет место в нынешних спектаклях.) Однако его музыкальная трактовка представляется не в меру суховато-аскетичной. Он слишком акцентирует героическое начало партитуры Минкуса и несколько "приглушает" её мелодраматизм (в хорошем понимании), её местами лирично-проникновенный характер. Впрочем, быть может, такая интерпретация - плод общей тенденции советского времени.
Теперь о собственно танцевальной части. Спектакль более чем тридцатилетней давности наглядно показывает что же изменилось за прошедшее время в исполнительской манере и технике Мариинской-Кировской труппы. А изменилось очень много. И, увы, не всегда в лучшую сторону. Отчетливо видно, что теперь многие стилистические детали в руках ушли в небытиё. Четвёрка танцовщиц в гран па второго акта исполняет выход на высоком прыжке, что по теперешним критериям - какой-то отживший рудимент.
Что касается исполнения главных женских партий, то по этой записи не мешало бы многому учиться нынешним "звёздам". К примеру, тому, что нужно плотно прижимать пятки к полу во время вращений по диагонали. (Частенько мы видим, как танцовщицы делают plie перед турами не спускаясь с полупальцев.) Нужно учиться пластической завершенности поз. Нужно учиться тому, как правильно танцевать adagio в картине теней по музыкальной раскладке...

Впрочем, подробное перечисление всех неточностей нынешнего исполнения "Баядерки" - тема отдельного разговора. Важно, что зафиксирован эталон, на который и нужно ориентироваться исполнителям и репетиторам...

Ждём теперь от телеканала "Культура" показа записи "Раймонды" 1980-го года с участием Ирины Колпаковой. Остаётся надежда, что её в своё время не размагнитили.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров