|
|
ФЕСТИВАЛИ-КОНКУРСЫ
Программа, представленная на IX Международном фестивале "Dance
Open" носила мемориально-юбилейный характер и была посвящена
столетию со дня рождения Галины Улановой, Татьяны Вечесловой, Константина
Сергеева и Вахтанга Чабукиани, создателям великой эпохи русского
балета, ставших его легендами.
Программа была очень насыщенной, интересной и познавательной для
молодых поколений любителей балета, не имевших возможности воочию
видеть великих артистов минувшей эпохи.
Галина Уланова - символ балетной России во всём мире, оставшейся
неразгаданной загадкой, которой удавалось так гармонично сочетать
возвышенные романтические идеалы с предельной правдивостью переживаний.
Трепетный лебедь, Жизель, у которой Любовь сильна как Смерть, и
Джульетта в своём неповторимом беге во времени будут существовать
вечно в сердцах людей.
Татьяна Вечеслова с её романтической Эсмеральдой и страстной Заремой…
Очарование, жизнелюбие, смелость и мужество этой замечательной артистки
были воспеты в поэзии Анны Ахматовой. Ошеломляющий успех, которой
сопутствовал ей в первых после революции гастролях русских танцовщиков
Татьяны Вечесловой вместе с партнером Вахтангом Чабукиани в Италии
и США. Балерина отлично писала и стала автором книг (своеобразных
мемуаров), являющих собой страницы истории балета XX века.
Константин Сергеев - уникальный танцовщик, создавший незабываемые
образы Альберта, Ромео, Дезире, Зигфрида, великолепный хореограф,
автор балетов "Золушка", Тропою грома", "Гамлет",
выдающийся хореограф-редактор, чьи версии балетов "Лебединое
озеро", "Спящая красавица", "Раймонда",
популярны во всём мире, педагог, открывший и воспитавший многих
прекрасных танцовщиков, первый и единственный президент Академии
русского балета им. А. Я. Вагановой, создатель великих, уникальных
дуэтов с Галиной Улановой и Наталией Дудинской, вошедших в историю
исполнительского искусства.
Неистовый Вахтанг Чабукиани с горным огнём в крови и виртуозной,
ювелирно отшлифованной петербургской школой классического танца.
Создатель прославленной редакции балета "Баядерка" Мариуса
Петипа. В послевоенный период - руководитель балета Тбилисского
театра им. Палиашвили.
В спектаклях вечеров были использованы фото- и киноматериалы, качественно
смонтированные со сценами выступления артистов, что позволяло воспроизводить
в памяти время уже минувшее, которое породило шедевры, украшающие
и нашу жизнь.
В этих спектаклях участвовали многие звёзды балета России и других
стран, в числе которых были Ульяна Лопаткина, Владимир Малахов,
Николай Цискаридзе, Леонид Сарафанов, Ирина Перрен, Анастасия и
Денис Матвиенко, Виктория Терешкина, Анастасия Колегова, Игорь Зеленский,
Элиза Кобрера и многие другие. И примечательным было то, что народная
артистка СССР Людмила Семеняка - ученица Галины Улановой, представила
свою юную ученицу Дарью Хохлову, исполнившую хореографическую миниатюру
"Из роли в роль", где символически юной балерине передавались
для будущих поколений все знаменитые роли балетного репертуара.
В рамках проекта фестиваля по традиции прошли мастер-классы ведущих
педагогов Санкт-Петербурга, в которых приняли участие танцовщики
разных стран, в заключении выступившие с отчётным концертом на сцене
Театра эстрады им. А. Райкина.
Под председательством главного редактора Журнала "Балет"
(Москва) В. И. Уральской состоялась международная научно-практическая
конференция "Проблемы сохранения и развития академических традиций
в современном балете", в которой приняли участие ведущие критики
и историки балета России и других стран, в том числе хореографы
Юрий Бурлака (художественный руководитель балета Большого театра),
Олег Виноградов, Василий Медведев, являющийся художественным руководителем
фестиваля, Борис Бланков, а также Я, В. Седов представитель министерства
культуры Российской Федерации. За круглым столом во всех аспектах
обсуждались проблемы сохранения традиций классического танца, классических
редакций знаменитых балетов, возможности их редактирования, а также
развитие техники танца и исполнительского стиля в современных условиях.
На конференции впервые прозвучало предложение объявить редакции
К.Сергеева "Лебединое озеро", "Спящая красавица",
"Раймонда" и В.Чабукиани "Баядерка" - все в
хореографии Мариуса Петипа, национальным достоянием России и закрепить
это надлежащими правовыми документами (С. Сливинская, М. Иванов).
Венчал этот интереснейший и прекрасно организованный проект - гала-концерт
- конкурс, посвящённый 70-летию великой русской балерины Наталии
Макаровой, уроженки Петербурга, воспитанницы петербургской школы
и сцены Мариинского театра, которая несла эти традиции во всём мире
и по сей день проводит мастер-классы, и на разных сценах мира ставит
знаменитые классические балеты в своей редакции.
Наталия Макарова частая гостья родного города - также драматическая
актриса и автор автобиографической книги о своей жизни и творчестве.
В Этнографическом музее состоялось открытие выставки эксклюзивных
фотографий из архива Н. Макаровой под названием "Страдивариус
танца", в которой представлены разные периоды жизни и творчества
балерины, её встреча с выдающимися людьми XX века, знаменитыми коллегами,
педагогом великой русской балерины Наталии Дудинской, репетиции,
сцены из спектаклей…
В концерте в её честь приняли участие самые яркие звёзды мирового
балета. Бурные аплодисменты публики вызвали Наталия Осипова и Иван
Васильев в па де де из балета "Пламя Парижа" С. Асафьева,
Как сама зримая красота в своём неповторимом очаровании предстали
Люсия Лакарра и Марло Дино в балетной миниатюре "Таис"
(муз. Ж. Масне, хореография Р. Пети). Самое пристальное внимание
привлекли Юргита Дронина и Лука Ветере в оригинальном балете "Moving
Glass" (хореография Н. Кристе, на абстрактную музыку Т. Дисмана,
"льющуюся" как осколки разбиваемого стекла со своим своеобразным
"стекольчатым" ритмом и дребезжащей тональностью. Поистине
восхитительной была Полина Семионова в блистательном, экстравагантном
"Alle Walzer" (муз. И. Штрауса и Дж. Верди, хореография
Р. Занеллана).
Много самых восторженных похвал хочется сказать в адрес Карлы Корбс
и Стефана Ханны (фрагмент из балета Д. Баланчина "Stars and
Strips") и буквально сверкающих Адиарис Альмейда и Джозефа
Гатти (па де де из балета "Сатанилла"), виртуознейших
Виктории Терёшкиной и Владимира Шклярова (фрагмент из балета "Дон
Кихот" Л. Минкуса). Полюбившийся зрителям по предыдущим фестивалям
Даниил Симкин, снова оказался в центре внимания, в буквальном смысле
завоевавшим приз зрительских симпатий.
Пиршество талантливости, виртуозности и симпатии было столь велико,
что высокопоставленное жюри под председательством Наталии Макаровой,
состоящее из руководителей известных театров и балетных школ мира,
находилось право же в затруднительном положении выбора самых ярких
звёзд из этого блистательного созвездия. Для вручения им первой
Санкт-Петербургской международной балетной премии "Dance Open"
.
Но, увы, выбор сделать надо…И в результате тщательного отбора оригинальные
призы, представляющие собой "хрустальную реплику" бронзовой
отливки со слепка ноги великой русской балерины Анны Павловой, получили:
солисты Большого театра России Иван Васильев и Наталья Осипова,
а также солистка Мариинского театра Виктория Терешкина (премии "Mr.
Виртуозность и Ms. Виртуозность), Премьер Американского театра балета
Эрман Корнехо и прима-балерина Берлинской государственной оперы
Полина Семионова (премии "Mr. Выразительность и Ms. Выразительность).
Лучшим дуэтом признаны солисты Королевского балета Швеции Лука Ветере
и Юргита Дронина.
Гран-при получила прима-балерина Баварского балета Мюнхена Люсия
Лакарра. Она приняла награду из рук Наталии Макаровой, которая сказала
при этом: "Мы наградили Люсию за глубину, выразительность тела,
эмоциональность и красоту".
|
|