|
|
О юбилее Санкт-Петербургского государственного театра балета
имени Леонида Якобсона под руководством Юрия Петухова
Театр Леонида Якобсона отметил своё сорокалетие. Сегодня он творчески
благополучно здравствует, постоянно пополняет, редактирует и совершенствует
уже имеющийся репертуар. И всё это благодаря его нынешнему руководителю
народному артисту России, лауреату Государственной премии, профессору
Юрию Петухову - одному из самых талантливых и всесторонне одарённому
хореографу и танцовщику. Сам Петухов, великий почитатель Якобсона,
сделал своими стараниями всё возможное и невозможное, чтобы состоялся
такой юбилей театра, его своеобразный творческий отчёт перед любителями
балета и широкой публикой. И, возможно, из-за известной скромности
организатора этого праздника, творчество самого Петухова как балетмейстера,
так много сделавшего для развития идей выдающегося хореографа, оказалось,
на наш взгляд, несколько затенённым.
В Петербургском Доме актера (СТД) собралось много гостей, служителей
балета и его поклонников. И многочисленные воспоминания разных лет
перенесли всех присутствующих к тем временам, когда театр был создан,
и последовавшему затем сорокалетию его постоянного формирования
и активной творческой жизни.
Выдающийся хореограф Леонид Вениаминович Якобсон, до этого создавший
на сцене Мариинского (Кировского) театра свои шедевры "Спартак",
"Шурале", "Страна чудес", "Сольвейг",
"Клоп", "Двенадцать" и бесчисленное количество
хореографических миниатюр, в 1970 году создал самостоятельную балетную
труппу, которую так и назвал "Хореографические миниатюры"
и начал в ней большую и плодотворную работу. Миниатюры-шедевры рождались
его буйной фантазией, как говорится, "не по дням, а по часам",
а в составе труппы работали такие мастера как Алла Осипенко, Джон
Марковский, Аскольд Макаров и Татьяна Квасова, ставшая в настоящее
время уникальным репетитором.
После ухода Леонида Вениаминовича из жизни в 1975 году труппу возглавил
его любимый артист, прекрасный исполнитель главных ролей в его балетах
- Аскольд Анатольевич Макаров, который расширил рамки деятельности
труппы, включил в её репертуар полнометражные классические балеты,
стал приглашать российских и зарубежных хореографов для новых постановок.
Тогда труппа получила название Ленинградский государственный академический
театр балета под руководством Аскольда Макарова, и в рамках этого
статуса с большим успехом гастролировала по всему миру.
Аскольд Макаров руководил театром до 2000 года, а после его смерти
труппу возглавил один из ведущих хореографов города Юрий Петухов,
до этого зарекомендовавший себя талантливым постановщиком на других
сценах. В театре под руководством Петухова, получившего современное
название, ведётся большая творческая работа. Петухов-хореограф сделал
свои авторские редакции знаменитых классических балетов "Лебединое
озеро" П. Чайковского, "Жизель" А. Адана, восстановил
в своей редакции балет Леонида Якобсона "Спартак" (муз.
А. Хачатуряна). Он создал большой, разнообразный, интересный авторский
репертуар: собственное хореографическое прочтение балетов "Щелкунчик"
П. Чайковского, "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Шехерезады"
Н. Римского-Корсакова и многих других. Большой интерес вызвал его
балет "Есенин", где автор соединил хореографическое действо
с поэтическим текстом поэта, создав сложный, современный, увлекательный
полифонический спектакль.
Балет "Цвет граната", посвящённый памяти великого мастера
хореографии Георгия Алексидзе, включен также в репертуар театра.
Рождение этого произведения во времени - сложное и многоступенчатое.
Аура вокруг этой темы была как бы выткана в своё время выдающимся
кинематографическим шедевром Сергея Параджанова, -произведением
живописным, философски сложным и многострадальным. Его мотивы прошли
и сквозь творчество Алексидзе.
У Юрия Петухова спектакль обрёл блестящую хореографическую форму,
очень востребованную сегодня. Это виртуозно воплощённая в пластике
сквозная память о всех, память трагедии и сложного творческого пути
художника.
Незадолго до юбилея театра состоялась премьера нового балета Юрия
Петухова "Женские портреты" на музыку Антонио Вивальди,
вызвавшая восторг зрителей и их бурные аплодисменты. Пространственная
композиция этого произведения - двухстворчатая. На сцене присутствует
скрипичный ансамбль "Санкт-Петербург", льётся невесомая
музыка А. Вивальди "Времена года", из которой на авансцене
возникают и проживают определённые моменты жизни женские персонажи
в эмоционально-пластических образах времён года. Эти импрессионистские
портреты можно воспринимать неоднозначно, каждый может трактовать
их по-своему, находить в них близкое ему. Как бы то ни было, они
вечно молоды и прекрасны, как по-своему прекрасно любое время года.
Юная зелёная весна купается в лучах апрельского солнца. Её едва
зарождающиеся эмоции напоминают распускающийся бутон, их "хореографические
брызги" легки и изящны. Лето - красное, знойное, эмоции обнажены,
они - в ярком цвете, страстные, противоречивые, порывистые… Оранжевая
осень в тонах "бабьего лета", среди колдовского окраса
природы, старается удержать убегающую любовь. Зима тоже прекрасна.
Её чёрный цвет - цвет абсолюта и разума. Эмоции не спят даже в это
время года. Они находятся в состоянии хореографической медитации,
что порождает в пластике движений долгие задумчивые линии.
Может быть кому-то покажется, что это один и тот же персонаж, проживающий
все времена года и видоизменяющий цветовую и хореографическую окраску
согласно вечному круговороту жизни. Это произведение очень высокого
художественного уровня. При внешне бессюжетной форме он имеет сложную
эмоциональную драматургию внутреннего состояния. Эмоции как будто
выплёскиваются в изящных хореографических формах и линии танца взаимодействуют
с льющимися линиями костюмов (сценография и костюмы Юрия Петухова).
Таким образом, мастер хореографии сам стал оформителем спектакля,
что способствовало созданию его гармоничного зрительного образа.
Этот балет стал замечательным подарком к юбилею театра, во время
празднования которого зрителям был представлен фильм о творчестве
Леонида Якобсона, концерт с участием солистов труппы театра и состоялась
презентация книги "Театр Леонида Якобсона" со статьями,
воспоминаниями и фотоматериалами, подготовленная известным петербургским
балетным критиком Наталией Зозулиной.
|
|