- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИНАЛ ГОДА ФРАНЦИИ В РОССИИ И РОССИИ ВО ФРАНЦИИ  
 
 

(авторы Светлана Сливинская, Михаил Иванов)

XI Международный зимний фестиваль "Площадь искусств" стал красивым и звучным аккордом, завершающим петербургскую программу года Франции в России и России во Франции. У него была изящная французская тональность, так как почти все концерты были связаны с Францией. И поскольку в разные эпохи Россия в свою очередь тоже с блеском представляла своё искусство во Франции, оказавшее большое влияние на французских музыкантов, то естественно, что фестиваль, ставший истинным праздником для ценителей искусства, носил заметный оттенок международных художественных связей двух стран.
В этом сезоне зимний Невский был по-особенному красив. В год Франции он был красив по-диоровски. Этот благородный чародей моды создавал элегантнейшие цветовые оттенки, гениальные в своей изысканной простоте. Главная улица - Невский, мерцал в переливах голубого сумеречного снега нереальной магической красотой. Можно с уверенностью сказать, что Кристиан Диор одобрил бы эту тональность. Гранд отель "Европа", принимавший гостей фестиваля, был украшен нарядными орнаментами сине-голубых тонов.
Концерты были на высочайшем уровне по ценности репертуара и исполнительского мастерства. Во всём ощущался высокий вкус и величайшее поклонение её Величеству - Музыке. И музыка воистину царствовала, выдвигая из истории творения своих лучших представителей. Концерты инаугурации и закрытия были проведены самым выдающимся маэстро Юрием Темиркановым, как бы заключившим фестиваль в свои творческие объятия.
На открытии Маэстро исполнил произведения Мориса Равеля, одного из столпов французской музыки, благосклонно подержанного во время "Русских сезонов" в Париже Сергеем Дягилевым в начале ХХ века
Импрессионистская музыка Равеля, изящная и эмоционально напряженная одновременно, охватывает большую и сложную эпоху, уходя своими корнями в каноническую классику и претерпевая вместе с композитором влияние современной индустриальной эпохи начала ХХ века. Как не вспомнить тут письма Равеля о путешествии по Рейну, когда он слышал доносившиеся с берега заводские гудки и грохот, и восклицал: "Как это музыкально!" И в какую рафинированную форму облекал его утончённый вкус звуки мироздания и созданные человеком потоки резких "экспрессионистских" шумов. Он умел сказочно романтизировать действительность, касаясь пульса её самых чувствительных струн. И утончённо оркестрованный аромат сказки изящно окрашивал многообразную ауру его музыкальной Вселенной. Инаугурационный концерт Темирканов начал с сюиты Моя матушка Гусыня", в которой Равель в живописной манере передал своё восприятие "любимой французской сказочницы", ставшей своеобразным экстравагантным "псевдонимом" выдающегося дипломата Шарля Перро. Под управлением Темирканова прозвучало изысканное музыкальное повествование из тонких звуковых кружев, в котором светились образы старинных золочённых сказок с переливами романтики и тонкого юмора.
"Сюита №2" из балета "Дафнис и Хлоя" (написанная по заказу Сергея Дягилева и поставленная Михаилом Фокиным) под управлением Темирканова прозвучала как прозрачная звуковая пастораль по мотивам образов далёких мифологических персонажей, И истиной поэмой в исполнении знаменитого маэстро стал элегантный вальс Равеля, который композитор так и назвал "Хореографическая поэма для оркестра".
Бесспорно, блистательным было исполнение Элисо Вирсаладзе концерта Равеля "Ре мажор" для фортепиано с оркестром. Филигранная виртуозность пианистки (концерт написан для левой руки), лёгкая, бегущая, как рассыпающийся жемчуг, была наполнена внутренним волнением и благородством. Концерт прозвучал как льющаяся акварель в сочетании с сильной, но сдерживаемой бархатной истомой.
В финальном концерте в исполнении Темирканова загадочно прозвучали сказочные картины Лядова "Волшебное озеро" с его таинственными чарующими звуками, глубинными видениями, шепотом тростников и мерным напевом задумчивых вод, и наполненная гротескным юмором "Кикимора", своеобразное народное сказание для оркестра, как будто подслушанное композитором у старых мудрых сказителей, обитающих в волшебных лесных чащах.
А знаменитая "Весна священная" Игоря Стравинского стала мощным заключительным экспрессионистским аккордом, расцвеченным яркими и таинственными сценами из жизни старой языческой Руси с её древними богами, ритуальными плясками и обычаями, подчас варварскими ритмами, мудрым торжеством природы и неуправляемостью страстей человеческих, сливающихся в едином экстазе с торжеством мироздания. В своём живописном исполнительском мастерстве Темирканов глубоко проникал во все тайны языческого мироощущения древней Руси, выраженное в музыке Стравинского.
Яркой краской этого стилистически изысканного концерта стало выступление прекрасного певца Александра Виноградова, обладателя красивого сильного баса, проникновенно, эмоционально красочно и выразительно исполнившего вокальный цикл М. Мусоргского на слова А. Голенищева-Кутузова "Песни и пляски смерти".
Особыми многоголосными звёздами первой величины были знаменитые оркестры, принимавшие участие в фестивале. Один из лучших оркестров мира Академический симфонический оркестр филармонии (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Темирканов), помимо концертов под управлением самого маэстро, выступил также в концерте, посвященном творчеству Оливье Мессиана, которым дирижировал прекрасный музыкант Николай Алексеев. Приходится всё время использовать самые высокие эпитеты для характеристики исполнителей и выражать чувство истинной радости и гордости за Петербургскую филармонию, находящуюся на таком почти недосягаемом уровне мастерства.
Под управлением Николая Алексеева прозвучала знаменитая симфония "Турангалила" (Песнь любви) Мессиана. Гражданин мира в необъятной музыкальной вселенной, Мессиан хорошо знал многие музыкальные системы Востока и Запада разных времён и мастерски сочетал их в единой живописной палитре своего творчества. А свою симфонию, написанную в оригинальной десятичастной форме, он назвал "Турангалила", используя древний индийский язык санскрит, что символизирует эту любовь Мессиана ко всему мирозданию. Глубоко верующий человек, Мессиан нёс в своём творчестве безмерное познание мира звуков и бесконечную любовь к творению. В его красочном, живописном, буквально волшебном оркестре, отражена вся звуковая вселенная с её таинственными шорохами, шелестом травы, каплями хрустального дождя и пением птиц. Перед глазами возникают однажды запечатленные на плёнку кадры, где маститый маэстро блуждает по полям и лугам с нотным листом бумаги в руках и записывает пение птиц, и эти живые звуки как будто и не нуждаются в обработке, являя сами по себе величественную симфонию мироздания. И великий маэстро Мессиан, как проводник Проведения, помогает это услышать. Композитор обладает цветным музыкальным слухом и в звуках его оркестра тоже слышится цвет. Одно из его знаменитых сочинений "Экзотические птицы" изначально являет собой цветосимфонию.
Если всецело погрузиться в звуки "Турангалилы" под управлением Николая Алексеева, то тоже можно услышать цвет и почувствовать аромат индийской розы. Это особая роза, роза санскрита. Сам Мессиан называл своё произведение "Симфония любви и смерти - индийский вариант Тристана и Изольды". А это есть вечная любовь, которая сильна как смерть. Известно, что по законам индийской веры, души всё время перевоплощаются - значит, живут вечно.
В этой многоголосой симфонии в блистательном исполнении оркестра под управлением Алексеева принимали участие также замечательные французские музыканты: пианист Франсуа Войтель, обладающий красивой, виртуозной техникой и Тима Блок, мастер игры на инструменте "волны Мартено", который придаёт дополнительную звуковую краску многоцветному оркестру Оливье Мессиана.

"Пеллеас и Мелизанда" Клода Дебюсси.

Знаменитая опера корифея французской музыки Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" в концертном исполнении стала также одним из значимых событий фестиваля. Она была исполнена коллективом Академического симфонического оркестра филармонии (художественный руководитель и главный дирижер Александр Дмитриев), а также французскими и российскими певцами, составившими единый гармоничный ансамбль.
Оркестр, руководимый А. Дмитриевым, тоже очень популярен во всём мире и востребован лучшими концертными залами разных стран. Он имеет своё творческое лицо, огромный репертуар и выступает с самыми известными музыкантами планеты. Александр Дмитриев глубоко чувствует музыку Дебюсси, написанную под влиянием произведений Мусоргского и наполненную сложными, подчас противоречивыми эмоциями. Он - в абсолютном взаимопонимании с певцами, тонко и красочно трактует прозрачный импрессионизм французского патриарха с его сложными музыкально-драматическими образами персонажей. И каждая партия уникальной красоты в голосовом и оркестровом звучании была исполнена выразительно и красиво.
В главных партиях выступили французские певцы. Замечательной, утончённой Мелизандой была Карен Вурш, обладательница красивого сопрано, хорошей вокальной школы, проникновенно чувствующая сложную музыку Дебюсси и эмоциональное состояние своего персонажа. Отличный баритон Денни Комб Пастель создал очень интересную в вокальном отношении партию Пеллеаса. Баритон Франсуа Ле Ру был изысканным Голо. Французские исполнители составили прекрасный ансамбль с талантливыми российскими певцами: Олесей Петровой (меццо-сопрано), превосходной Женевьевой; Владимиром Цембровским (баритон), благоразумным, убедительным доктором; Николаем Каменским (бас) - отличным Аркелем.

Филармонический оркестр "Радио Франции".

Настоящим праздником, истинным торжеством звуков для любителей музыки стало выступление филармонического оркестра "Радио Франции" под руководством его главного дирижера Мюнг Вун Чунга. Этот коллектив ожидали с большим волнением. И встречу с этим восхитительным музыкантом можно назвать истинным отдохновением.
Приятно было осознавать, что, начав свою карьеру как пианист, Чунг стал лауреатом II премии Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве в 1974 году, получив тем самым путёвку в большую музыкальную жизнь. И ныне очень знаменитый музыкант хорошо знает и любит русскую музыку.
Чунг удачно сочетает в себе все замечательные качества музыканта и артиста. Его музыкальной палитре доступна самая широкая гамма стилистических и эмоциональных красок.
Блестяще сыгранный оркестр состоит из замечательных индивидуальностей, послушных воле дирижера. В огромном "хоре" звуков отлично звучит голос каждого инструмента, и все они виртуозно сливаются в единую, движущуюся в звуковом пространстве музыкальную фреску.
Как и следовало ожидать, Чунг сыграл с оркестром "Фантастическую симфонию" Берлиоза, этого избранного самим временем и оставшегося в веках патриарха французской классической музыки. Центральное произведение этого композитора, безусловно, на многоцветной музыкальной визитной карточке Франции. Этот великий романтик в исполнении Чунга прозвучал в современной музыкальной ауре настолько величественным, изысканным и живописным аккордом, что, казалось, сама тень Берлиоза возникла из далёких времён, чтобы восхититься вдохновенным Маэстро.
С большим интересом было воспринято редко исполняемое в Петербурге произведение Дютийе "Метаболы" и, конечно же, Равель… Таинственная, отрешённая "Гробница Куперена", встающий из времени незабываемый образ артиста, живые звуки, переговаривающиеся с иными мирами. И прозрачная, импрессионистская звуковая палитра оркестра, как в серебристой туманной дымке, повествующая о вечности духовной красоты.
Французский сезон в Петербурге был богат на произведения Равеля. И в исполнении Чунга он был безупречно гармоничен и изысканно красив.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров