- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  МАРИИНСКИЙ ВЕРНУЛ В СВОЙ РЕПЕРТУАР "ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ ВРЕМЕН РИМСКОЙ ИМПЕРИИ"  
 
 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ШЕДЕВРОВ

С недавнего времени Мариинский театр взял на вооружение практику показывать спектакли "блоками" по два в день - утром и вечером. 16 января два спектакля "Спартак" посетил критик Дмитрий Ягодкин.

"Спартака" Якобсон не выбирал. Поначалу в качестве постановщика спектакля руководство театра имени Кирова намеревалось пригласить Игоря Моисеева. Затем на какое-то время "на горизонте" возникла кандидатура Вахтанга Чабукиани. И лишь в 1955 году, когда руководителем Кировского балета в третий раз (и на короткий срок) был назначен Фёдор Лопухов, постановщик спектакля окончательно определился. Им стал Леонид Якобсон.

Художником спектакля пригласили ставшую к тому времени классиком сценографии драмбалета Валентину Ходасевич. Оформление было выполнено господствовавшим в XIX веке живописным планово-кулисным методом. Хотя первоначально у Ходасевич был иной, интересный для того времени замысел.

Предложение создать хореографические хроники времён Римской Империи оказалось для Якобсона неожиданным. Годы вынужденного простоя не были для него годами вынашивания замысла. Правда, в конечном результате не чувствовалось спешки. Быть может, подспудно в "Спартаке" воплощались хореографические идеи, сформированные в фантазии Якобсона многие годы назад, в условиях, когда их реализация была бы немыслима.

Постановка, основанная целиком на свободной пластике, поначалу плохо укладывалась в головах коллег по профессии. В труппе разгорелись нешуточные страсти. На производственном совещании композитор Хачатурян выражал досаду "что в балете мало классики, поддержек, туров".

"Спартак" Якобсона явился подлинным откровением. Мировая (как теперь бы сказали) премьера спектакля состоялась в декабре 1956 года. Пластические группы ошеломляли своей красотой. Но красота эта имела мало общего с представлениями о красоте на балетной сцене XIX века. Якобсон полностью переосмыслил две главные формы балетного спектакля XIX века - классический танец и пантомиму.

Со второй половины 1990-х годов "у руля" Мариинского балета стояли люди, всецело озабоченные лишь освоением "белых пятен" мировой хореографии ХХ века. По этой причине еще несколько лет назад невозможно было даже предположить, чтобы в Мариинском возобновили "Спартака" Якобсона. Полтора десятилетия прошло под знаком отрицания целого пласта художественного наследия. Даже то обстоятельство, что гениальный хореограф в своё время пострадал от Советской власти, во внимание не принималось.

Но вот в театре сменилось руководство балета, и возвращение на его сцену выдающихся шедевров Якобсона стало реальностью. К сожалению, нам не удалось присутствовать на генеральной репетиции и первом спектакле по возобновлении (в конце прошлого сезона). Но сейчас представилась возможность посмотреть сразу два состава исполнителей.

16 января в утреннем спектакле в главных партиях выступили Ю. Смекалов (Спартак), С. Гумерова (Фригия), Д. Павленко (Эгина), В. Пономарёв (Красс), И. Кузнецов (Гармодий), в вечернем - Д. Корсунцев (Спартак), Е. Кандаурова (Фригия), Ю. Степанова (Эгина), Н. Наумов (Красс), А. Сергеев (Гармодий).
Думается, возобновители спектакля поступили правильно, поручив партию Красса Владимиру Пономарёву. (Прежде он исполнял в этом балете другую партию.) Пономарёв - представитель уже практически сошедшего со сцены поколения. Актёр трактует роль в высоком, несколько архаичном (в хорошем смысле) "ключе", уходящем корнями еще в эпоху Новерра.

Неожиданное (в позитивном плане) впечатление произвело выступление Екатерины Кандауровой в партии Фригии. Танцовщица исполняет роль очень сильно в эмоциональном отношении. Налицо высокий уровень танцевальной культуры... Лишнее доказательство того, что спектакль должен сохраняться в репертуаре театра. Иначе для нового поколения балетных актёров просто не окажется поля деятельности для выполнения тех художественных задач, которые ставит перед исполнителями хореография Якобсона.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров