|
|
Третий Международный фестиваль "Дягилев. P.S." был полностью
посвящён творчеству выдающегося хореографа Джона Ноймайера, в котором
были представлены различные аспекты его творческой деятельности.
По инициативе художественного руководителя фестиваля, директора
Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального
искусства Наталии Метелицы была открыта выставка "Вацлав Нижинский
и Джон Ноймайер". Этот удивительная "воображаемая дружба"
двух выдающихся артистов во времени, Нижинский для Ноймайера является
путеводной звездой и высшим источником вдохновения. И эта страсть
к творчеству великого артиста вспыхнула сразу же, с первой "встречей"
с ним… Нет, Ноймайер никогда не видел Нижинского… А просто в маленьком
городке в штате Висконсин (США), где родился Ноймайер, он напал
на книгу "Дневник" Нижинского. Так состоялось это знакомство,
похожее на Благовещение, на "поцелуй феи". Это был перст
Божий в тот момент, когда Ноймайер ещё ничего не знал о танце… И
вот Нижинский повёл его по жизни, и Ноймайер стал тем, что он есть
сегодня. Но с первой "встречи" он шёл на это имя, как
на позывные судьбы. Не являясь по своей природе коллекционером,
он в течение всей жизни находил и приобретал все вещи, связанные
с жизнью Нижинского. Он поставил виртуозный многоплановый балет
"Нижинский". И на этот раз представил Петербургу, где
Нижинский в своё время родился как артист, свою уникальную коллекцию
по мотивам жизни этого Бога Танца.
Особое внимание привлекли рисунки Нижинского Модильяни и Кокто,
но, прежде всего, конечно, рисунки самого Нижинского, являющие собой
уникальную ценность и раскрывающие ещё одну грань дарования этого
великого художника.
Первый приезд Гамбургского балета в Петербург в 1981 году, когда
Ноймайер представил свой балет "Сон в летнюю ночь" на
музыку Ф. Мендельсона, произвёл на всех ошеломляющее впечатление.
С тех пор минуло много времени. Ноймайер в Россини бывал неоднократно.
Гамбургский балет показал многие его спектакли. Сам Маэстро ставил
свои балеты в Москве и Петербурге, и любители балета очень полюбили
его творчество.
Во время выставки была представлена книга Наталии Зозулиной, замечательного
балетоведа и балетного критика о творчестве Джона Ноймайера, где
она скрупулёзно исследовала его спектакли, показанные на гастролях
в России. Результатом этого капитального труда стал прекрасный литературный
портрет хореографа Джона Ноймайера в России. А за время своего нынешнего
пребывания в стране он был удостоен ордена "Дружба народов".
Уже около сорока лет Джон Ноймайер руководит Гамбургским балетом.
Это большая высокопрофессиональная труппа с прекрасными солистами
и кордебалетом, где каждый танцовщик исполняет и сольные партии.
При Гамбургском балете есть школа, и её выпускники постоянно пополняют
труппу. Сейчас из них создан коллектив "Молодой балет",
и юные артисты выступают не только в театре, но и на открытых площадках
города, в больницах и даже в тюрьмах. Ноймайер верующий человек,
католик, и духовная благотворительность является важным моментом
его жизни.
Обо всём этом Ноймайер рассказал на пресс-конференции в Михайловском
театре, на которой его директор Владимир Кехман и Наталия Метелица
поделились также своими планами о дальнейшем развитии фестиваля
и превращения его в своеобразный "балетный Зальцбург",
куда впервые в России будут приглашены балетные коллективы мира
с полнометражными спектаклями.
В нынешний приезд в Петербург Ноймайера поздравили с 70-летием со
дня рождения и пожелали больших творческих успехов.
На сцене Михайловского театра труппа Гамбургского балета представила
знаменитый спектакль "Дама с камелиями". В роли Маргариты
Готье выступили две исполнительницы: блистательная петербуржская
балерина Диана Вишнева, создавшая яркий, драматически сложный образ
знаменитого персонажа, и столь же блистательная Элен Буше, сыгравшая
хрупкий, нервный, эмоциональный характер легендарной парижанки.
В большом гала-концерте были представлены фрагменты из многих знаменитых
балетов Ноймайера "Чайка" по пьесе А. Чехова на музыку
Д. Шостаковича, "Коппелия" (муз. Л. Делиба), "Ромео
и Джульетта" (муз. С. Прокофьева), "Сон в летнюю ночь"
(муз. Мендельсона), "Смерть в Венеции" (муз. И. Баха,
Р. Вагнера), "Щелкунчик" (муз. П. Чайковского), "Кармен"
(муз. Р. Щедрина) и других, в которых выступили солисты Гамбургского
балета, а также приглашённые звёзды ведущих балетных трупп мира,
где Ноймайер ставил свои балеты.
Большой, наполненный восторженными эмоциями, вечер прошёл буквально
на одном дыхании. Всё было проникнуто красотою и любовью.
Д. Ноймайер является большим знатоком истории балета всех времён
и народов. Особой любовью у него пользуется императорский русский
балет, образы которого он воспроизводит в своей версии балета "Щелкунчик".
П. Чайковского. Он также создал свою версию "Лебединого озера"
и "Павильона Армиды". В общей сложности он автор более
100 балетов, в числе которых находятся как танцсимфонии, так и большие
произведения в жанре хореодрамы. По мотивам знаменитых литературных
произведений. В рамках фестиваля прошла международная научная конференция
Джон Ноймайер. Аспекты творчества", в которой приняли участие
балетные критики из разных стран.
70-летие Джона Ноймайера совпало со 100-летием со дня рождения великой
русской балерины Наталии Михайловны Дудинской, Большой поклонник
её таланта Д. Ноймайер, посетив её урок, в своё время подарил ей
хореографическую новеллу "Павлова и Чеккетти" из своего
балета "Щелкунчик", которую прекрасно исполнили Ульяна
Лопаткина и Вадим Десницкий и которая сегодня часто исполняется
в концертах.
Сейчас Ноймайер задумал сочинить балет, посвящённый памяти самой
Наталии Михайловны Дудинской и мы с нетерпением ждём этого произведения.
Желаем выдающемуся хореографу здоровья, больших творческих успехов
и "до новых встреч, дорогой Маэстро".
|
|