|
|
Органный вечер Виллибальда Гуггенмоса в Большом зале Санкт-Петербургской
филармонии вызвал большой интерес, учитывая известность музыканта
и нескрываемое каждым чувство восхищения чарующими звуками волшебного
инструмента. И всё же этот вечер вызвал некоторую сдержанность в
восприятии. Прежде всего, по-видимому, из-за недостаточно продуманной
программы концерта и тем, что органист до некоторой степени был
сдержан и холоден в своей интерпретации, даже, несмотря на ликующую
и экстатическую токкату и фугу в ре миноре (BWV 565) И. С. Баха.
В составленной программе вечера после каждой баховской вещи в начале
отделения следовали сочинения, которые после произведений великого
Баха как бы "затушевывались", хотя это была даже "легенда"
Листа или же произведение почтенного Вьёрна, обозначенное как "финал
симфонии №5" ор. 47.
Представляется, что лучше было бы всё-таки не начинать каждое отделение
концертом Баха, а заканчивать им, тем более что исполнение прелюдий
и фуг Баха было самой сильной стороной этого выступления, ибо тут
соединялись и профессиональная выучка Гуггенмоса, и южнонемецкая
исполнительская традиция, столь мало у нас известная, и искусное
владение ножной педалью (стоило посмотреть этот танец ногами в прелюдии
и фуге в до миноре BWV 546), и некоторая рассудочность и умышленность
баховской музыки (вероятно, эти свойства можно было бы назвать и
интеллектуализмом и любовью к точно выверенным числовым соотношениям),
так хорошо слитая в музыке Баха с непосредственностью чувств и мелодической
свежестью.
Остальные работы, или же произведения, в области органной музыки
Лемара, Янка (так указано в программке концерта), Вогта являются
фактически работами профессиональных исполнителей и сочинителей,
исполненные не более чем ремесленником (это хорошее слово, а не
бранное) от органа, поднаторевшем в ремесле публичного исполнения
и частного преподавания, а потому и не вызвавшими особого интереса
у публики, вежливо похлопавшей исполнителю "за всё хорошее".
И хорошего было много, хотя и недостаточно много для Большого зала
филармонии.
|
|