- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 1(44)

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА

 

(автор Светлана Сливинская)

ПЕРВЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РОССИИ

 
 
 

Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр маэстро Юрий Темирканов), имеющий всемирную славу и выступающий в самых престижных концертных залах планеты, многие считают лучшим оркестром мира и с этим нельзя не согласиться.
Недавно оркестр отметил 130 лет со дня своего основания. Тогда он был первым в России. Но именно он стал родоначальником и других оркестров, подобно своеобразному мощному стимулу, который всё время обрастал новыми ветвями. И ему, как вечно молодому предку, кланяются сегодня и другие коллективы России.
За пультом этого оркестра со времени его основания стояли самые великие дирижёры мира. И в год своего юбилея, руководимый выдающимся дирижером современности Юрием Темиркановым, этот вдохновенный коллектив всегда стоит на своём посту - посту служения музыке.
Третий концерт абонемента "Первый симфонический оркестр России" был посвящён музыке XX века, сочинениям Александра Скрябина (1872-1915), Сергея Прокофьева (1891-1953) и Эриха. Корнгольда (1897-1957).
Под управлением замечательного музыканта Николая Алексеева оркестр исполнил Симфонию №3 до минор "Божественная поэма", соч. 43 ((1903-1904) Александра Скрябина.
Это сложное произведение одного из самых сложных композиторов, написанное в самом начале XX века, критики и философы в своё время трактовали как своеобразного "буревестника" первой русской революции 1905 года, когда атмосфера человеческого духа была проникнута хаотическим состоянием морального климата этого момента. Скрябина нередко называли "пророком", и в его музыке слышали и конец света, и возрождение, приводящее к блаженному, божественному состоянию духа. Однако некоторые философы от музыки считали его полубезумным, сравнивали с Ницше, в названии "Божественная поэма" видели стремление композитора поставить себя рядом с Данте (Правда, Данте назвал своё произведение ни поэмой, а комедией (La divina commedia). Увлекаясь темой единства всего сущего во вселенной и взаимосвязи всех искусств, Скрябин в своё время открыл "цветовую гамму", то есть соответствие каждой ноты октавы определённому цвету, что и представил в своём знаменитом "Прометее" (Поэма огня).
Уже прошло более полувека со дня создания "Божественной поэмы" Скрябина, но её музыка звучит очень современно. И в соответствии с сегодняшними настроениями в плане состояния мироздания (конец света, и т. д., и. т. п.), творение Скрябина вызывает необыкновенный интерес. И Алексеев в своём очень "живописном" исполнении этой симфонии подчёркивает своеобразное божественное настроение Скрябина.
Структура симфонии не совсем обычна. В названии частей используется французская терминология, и всё произведение исполняется без перерыва, подчёркивая тем самым, единый, цельный поток музыкального мироощущения композитора.
В трактовке Алексеева вступление звучит медленно в форме своеобразной музыкальной медитации, где утверждается бесконечное величие человеческого духа, который должен восторжествовать, пройдя через все испытания.
Первая часть симфонии "Борьба" (Luttes) наполнена тревогой, метаниями духа, который переходит из состояния крайнего напряжения к состоянию спада, ищет равновесия, гармонии. В музыке звучит "трагическая символичность". Если представить себе эту часть симфонии в цвете (а Скрябин чувствовал цвет музыки всегда), то именно здесь в звуках колышется весь "спектр огня". Но постепенно грозное пламя затухает, и через этот внутренний огонь дух обретает очищение и способность получать усладу бытия. Это звучит во второй части симфонии, которая так и называется "Наслаждения" (Voluptes). Здесь Николай Алексеев создаёт состояние наслаждения сладостными оркестровыми эмоциями, погружая дух в красоту, овеваемую ароматами адов Эдема, фантастическими, сказочными картинами природы.
В третьей части симфонии "Божественная игра" (Jeu Divin) свободный торжествующий дух придаётся свободному творчеству, благодатным порывам божественной игры, которую он обрёл, пройдя через круги борьбы и сладострастия.
Алексеев эмоционально и гармонично вписал "Божественную поэму" Скрябина в современную музыкальную ауру.
С оттенком "сказочной игры" были исполнены и фрагменты сюиты из оперы "Любовь к трём апельсинам", соч. 33 (1921) Сергея Прокофьева: фантастические "Чудеса", романтические "Принц и принцесса", игривое "Скерцо" и знаменитый торжественный "Марш".
Замечательным украшением концерта стало выступление скрипачки Алёны Баевой, которую публика слушала, буквально затаив дыхание. Молодая артистка покоряет матово-жемчужным звуками, непрерывно льющейся даже в самых виртуозных пассажах кантиленой своего исполнения. Её виртуозная техника расцвечена бесконечной палитрой тончайших нюансов звучания. В выборе репертуара скрипачка пошла по линии наибольшего сопротивления, сыграв на едином дыхании сложнейший Концерт для скрипки с оркестром, соч. 35 (1945) Эриха Корнгольда, в котором изящные мелодии ретро были окутаны элегантным флёром ностальгии по звучащему где-то в отдалении романтическому прошлому. И здесь жемчужный звук её скрипки навевал воистину волшебные грёзы… "Какая чудесная скрипачка", - говорили посетители концерта.

 

 
Композитор Александр Скрябин
Композитор Эрих Корнгольд
Скрипачка Алёна Баева

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров