|
|
Светлану Захарову мы впервые увидели летом 1996 года на выпускном
спектакле Академии имени Вагановой именно в картине теней из балета
"Баядерка" (этом, по словам телеведущего Святослава Бэлзы,
"шедевре в шедевре"). Второй раз пишущему сии строки довелось
увидеть Захарову (уже целиком в спектакле "Баядерка")
в 2004 году на юбилее Ольги Моисеевой. Правда, тогда спектакль превратился
в бенефис Игоря Зеленского, своими бесшумными прыжками с зависанием
в воздухе, затмившего балерину. Вот уж кому (а не исполнительнице
главной женской партии) впору было бы адресовать пушкинский афоризм
"летит как пух от уст Эолы".
И вот телеканал "Культура" вновь подарил нам возможность
увидеть Светлану Захарову в роли баядерки Никии, но уже в спектакле
Большого театра.
В тот же день накануне телеканал НТВ показал интервью со Светланой
Захаровой, заснятое в Милане. Балерина разгуливает по знаменитой
галерее Vittorio Emmanuele, что соединяет площадь перед театром
Teatro alla Scala с площадью перед готическим собором Duomo, садится
за столик кафе, рассказывает о том, что она "звезда",
что её повсеместно приглашают, везде идут ей навстречу, приглашают
тех хореографов, с которыми ей хотелось бы работать... Невольно
напрашивается сравнение с Галиной Улановой. Можно бы было представить
великую балерину ХХ века в подобной "роли"? Пожалуй, что
всё-таки нет. В то время когда танцевала Уланова приглашать наших
артистов на спектакли в Милан было не принято. Но если б Уланова
жила в наше время, её вероятно бы тоже пригласили. При этом вероятно
балерина в телевизионных интервью держалась бы скромнее.
Нынешнее выступление прима-балерины Большого театра скорее разочаровало,
нежели порадовало. Балет "Баядерка" требует от балерины
помимо виртуозной техники так же искусство выразительной пантомимической
игры. Годы работы над партией не привнесли каких-либо изменений
в этом плане. Её исполнению в Танце со змеёй недоставало трагизма,
искренности чувств. Был апломб прима-балерины, но не было правды
образа.
Тогда в 2004 году бросилось в глаза, что артистка привнесла некоторые
"нововведения" в канонический текст Петипа. Некоторые
из них сохранились и поныне.
Если говорить об исполнении спектакля труппой в целом, чувствуется,
что к возобновлению спектакля "Баядерки" в редакции Ю.
Григоровича хорошо готовились. Хотя кое-где исполнение заслуживает
замечаний. Причем последние относятся не только к актёрам балета...
но и к дирижеру П. Сорокину. Во время спектакля очередной раз пришлось
восхищаться мелодическими красотами музыки Л. Минкуса (и как глубоко
неправы те, кто подвергал и подвергает её уничижительным оценкам).
Вальс с попугаями, Танец Ману, Grand pas второго акта (в оригинальном
спектакле Петипа оно исполнялось в четвёртом акте) - одна мелодия
прелестней другой. Однако оркестр под управлением господина Сорокина
местами звучал грубовато.
|
|