- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 1(44)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

(автор Светлана Сливинская)

XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАЛЕТА "МАРИИНСКИЙ"

 
 
 

Закончился очередной зимне-весенний фестиваль балета "Мариинский" и можно подвести его итоги.
Концепция и структура фестиваля были выстроены очень удачно: в нём были представлены все основные жанры хореографического искусства и выдающиеся исполнители.
Он открылся знаменитым балетом С. Прокофьева "Ромео и Джульетта", который считается классикой ХХ века. За пультом стоял художественный руководитель театра Маэстро Валерий Гергиев, блистательно проведший музыкальную линию спектакля. Замечательно исполнили главные партии Диана Вишнёва (Джульетта) и Владимир Шкляров (Ромео). Лёгкая, изящная, окрылённая внезапно возникшей страстной любовью, драматически яркая и выразительная Джульетта Вишнёвой составляла гармоничный дуэт с порывистым, романтичным Ромео Шклярова. Эта замечательная пара вызвала истинный восторг публики.
Конечно же, в программу входил и знаменитый балет П. Чайковского "Лебединое озеро". Да и как же обойтись без него? Ведь "Лебединое озеро", рождённое на сцене Мариинского театр является эмблемой мирового балета. Это, по сути, главный балет мироздания. К этому балету относятся как к одному из чудес света. И Мариинский театр предложил его гостям фестиваля в прекрасном исполнении своих артистов. И знаменательно то, что выступившая в партии Одетты-Одиллии Ольга Есина, выпускница АРБ им. А. Я. Вагановой в данный момент является прима-балериной Венской оперы. В этой партии она дебютировала на сцене родного театра, но как изумительно за прошедшие годы расцвёл её талант. Своим исполнением знаменитой партии она просто поразила даже уже хорошо знавших её любителей балета, принятая ими с радостью и восторгом. Ольга обладает безупречной виртуозной техникой, красивыми линиями и безукоризненным чувством формы. Каждое отдельное па, хореографическая фраза, период и целый фрагмент вызывают истинное восхищение. Её кантилена и хореографическое стакатто и легато безупречны. Одетта в её исполнении - нежная, трепетная, тревожная, взволнованная первым робким чувством любви и надежды - истинный романтический образ русского балета. Она была блистательной Одиллией, которая своими отточенными движениями как будто рассыпала вокруг себя многокаратные чёрные алмазы. Это была настоящая волшебница танца, балерина высшего исполнительского мастерства. Ольга Есина сегодня - ярчайшая звезда мировой балетной сцены и всегда желанная гостья своего родного театра.
Всемирно признанная звезда, выступающая на самых престижных сценах мира, прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова тоже выпускница АРБ им. А. Я. Вагановой, после окончания которой танцевала на сцене Мариинского театра. Светлана - частая гостья родной сцены и на этом фестивале престала утончённой, изысканной Жизелью.
Настоящим подарком для гостей фестиваля был Дон Кихот" Л. Минкуса, в котором главные партии исполнили Елена Евсеева и Ким Кимин (Сеул). Юный корейский танцовщик уже стал любимцем петербургских любителей балета. Как говорится "из младенческих одежд" он взлетел на звёздный небосклон, получив Гран-при на конкурсах в Перми и Нью-Йорке, и критика прочит ему блестящее будущее. Но Кимин тоже своеобразный представитель петербургской балетной школы. Недавний выпускник корейского государственного национального университета искусств в Сеуле, он является учеником в прошлом прекрасных солистов Мариинского театра, а ныне замечательных педагогов Владимира Кима и Маргариты Кулик, ученицы легендарной Натальи Дудинской. Ким Кимин, обладающий прекрасными внешними данными и замечательной школой, прекрасно вписывается в ауру Мариинского театра, являясь в данное время артистом знаменитой труппы. Он выступил также на фестивале в балете Харальда Ландера "Этюды", где блеснул своей виртуозной техникой, элегантностью, артистичностью и безукоризненным чувством формы, а также в хореографии Уильяма Форсайта, продемонстрировал свои танцевальные и стилистические возможности и в области сугубо современного танца.
Труппа Мариинского театра - это первая труппа, в которой танцует Ким Кимин и его звезда восходит именно здесь, где он имел возможность исполнить ведущие партии в знаменитых балетах, являющихся достоянием мировой хореографической культуры.
Была представлена на фестивале и любимая в мире "Баядерка" Л. Минкуса. Спектакль был посвящён памяти выдающегося танцовщика ХХ века Рудольфа Нуреева, выпускника всё той же академии, сформировавшегося на сцене Мариинского театра и в дальнейшей пронесшего школу русского балета по всему миру. Будучи художественным руководителем Парижской Гранд опера, он с помощью Нинель Кургапкиной, прекрасной балерины и педагога Мариинского театра, поставил "Баядерку" на прославленной французской сцене. В марте этого года Нурееву исполнилось бы 75 лет, и весь культурный мир отмечает эту дату. В фойе театра была организована выставка, посвящённая памяти артиста, на которой представлены творческие фотопортреты Нуреева. А в верхнем фойе театра была развёрнута ещё одна выставка замечательного петербургского фотохудожника Валентина Барановского, где представлены уникальные фотографии последнего приезда Нуреева в Мариинский театр и выступление его в балете "Сильфида".
А в мемориальном спектакле ведущие партии исполнили солисты Мариинского театра Оксана Скорик (Никия) и Екатерина Осмолкина (Гамзатти). В партии Солора выступил премьер Английского национального балета Вадим Мунтагиров, воспитанник Пермского хореографического училища и Королевской балетной школы в Лондоне. Мунтагиров в качестве приглашённого солиста принимал участие в спектаклях Американского театра балета (Нью-Йорк), Михайловского тетра (Санкт-Петербург), Кремлёвского балета (Москва), Чешского национального балета (Прага).
Акт теней из "Баядерки" выбрал для своего бенефиса и блистательный премьер Мариинского тетра Владимир Шкляров, который он с Дороти Жилбер, балериной Парижской оперы.
В программу своего бенефиса Шкляров включил "Рубины" Дж. Баланчина (из балета "Драгоценности") и балет Ролана Пети на музыку И. С. Баха Юноша и смерть", где восхищение зрителей вызвал его замечательный, исполненный восторженных и трагических эмоций дуэт с Екатериной Кондауровой. Принимая во внимание участие Владимира Шклярова и в других спектаклях, можно сказать, что к радости любителей балета его своеобразный бенефис проходил в течение всего фестиваля.
Разнообразно и своеобразно на фестивале было представлено творчество Джорджа Баланчина. Его балет "Драгоценности" стал бенефисом молодой, но уже известной балерины Мариинского театра Екатерины Кондауровой, выступившей во всех трёх частях, что само по себе является очень смелым и интересным экспериментом. И спектакль в исполнении Екатерины Кондауровой доказал это. Молодая балерина уже блестяще заявила о себе во многих партиях и является поистине ценным достоянием Мариинского тетра, его драгоценностью, что символически подтвердил её бенефис. Кондаурова обладает виртуозной техникой, красивыми линиями, выразительностью танца и тонкой музыкальностью. Ювелирно огранённые хореографические драгоценности воистину сверкали в её блестяще отшлифованном танце. Это были таинственные, загадочные "изумруды", лишь слегка приоткрывающие свою тайну, яркие, пылающие страстью "рубины" и блистательные царственные "бриллианты".
За "Драгоценностями" последовал романтический балет Дж. Баланчина "Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Мендельсона. Выдающийся представитель бессюжетного танца, порой льющийся как хореографический поток сознания, Баланчин был не чужд и романтики, сохраняя, однако и в балетах этого плана свою стилистику. В этом спектакле в партии Титании дебютировала поистине божественная Ульяна Лопаткина (этот титул уже закрепился за балериной). И перед спектаклем у входа в театр публика спрашивала "лишний билетик", причем, не спрашивая о цене. Любители балета шли на свою любимую Ульяну. И она, конечно же, оправдала их надежды. Таинственная, мерцающая тончайшими гранями своего отточенного мастерства Царица ночи была утончённой волшебницей. Её руки, подобно вьющимся лианам, обнимают всю окружающую природу и плавно, погружаются в воздух, наполненный воображаемыми ароматами, в котором плывут таинственно, нежно, порой игриво, излучая тонкий, изящный юмор. Эти руки имели свой собственный язык.
Очень интересен в партии Оберона был Тимур Аскеров. И много добрых слов хотелось бы также сказать в адрес Андрея Ермакова, Филиппа Степин, Дарьи Павленко, Виктории Брилёвой и Марии Ширинкиной.
В гала-концерте был показан одноактный балет Дж. Баланчина на музыку И. Стравинского "Аполлон", где в главной партии выступил премьер Нью-Йорк Сити Балет (США) Чейз Финли, считающийся на сегодняшний день лучшим исполнителем этой партии. Его благородное, полное красоты исполнение внесло особую краску в этот популярный спектакль. И хотелось бы подчеркнуть также, что с его обликом очень гармонировал облик и танец утончённой Марии Ширинкиной в партии Музы.
Безусловным украшением гала стали "Этюды" Харальда Ландера на музыку Карло Черни, позволившие на примере этого своеобразного виртуозного класс-концерта показать мастерство всей труппы Мариинского театра и солистов Олеси Новиковой, Ким Кимина, Филиппа Стёпина и Константина Зверева.
Большой интерес представил также "Дивертисмент", состоящий из миниатюр в классическом и современном жанре, многие из которых стали фактически тоже блестящими премьерами на сцене Мариинского театра.
Так Ульяна Лопаткина в дуэте с Андреем Ермаковым познакомила зрителей с одной из своих последних работ, входящих в её программу "Дуэты любви". Хореографическая миниатюра "Маргарита и Арман" (муз. Ф. Листа, хореография Ф. Аштона) стала известна в мире благодаря исполнению Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. Поэтому исполненная в гала-концерте тоже является подношением памяти выдающемуся танцовщику. Оформленная изящными декорациями, напоминающими цветущий сад, эта изящная миниатюра в исполнении У. Лопаткиной и А. Ермакова, наполненная тончайших эмоций и страстных порывов, прозвучала как нежный, трепетный дуэт любви.
В дымке несказанной красоты, буквально на грани ирреальности, воздушный и невесомый, пронёсся в пространстве сцены дуэт из балета "Летучая мышь" (муз. И. Штрауса, хореография Р. Пети) в исполнении Ольги Есиной и Владимира Шишова.
И ещё раз всех удивил Владимир Шкляров, показавший под бурные аплодисменты публики абстрактную хореографическую миниатюру "Балет 101" в хореографии Эрика Готье, исполненную изысканного оригинального юмора.
Большое внимание на фестивале было уделено также творчеству Уильяма Форсайта, балеты которого были заново отрепетированы и вернулись в репертуар Мариинского театра. Этот очень интересный современный хореограф со своей оригинальной "джинсово-проволочной" пластикой являет собой один из важных аспектов современного хореографического мироощущения и, безусловно, интересен и нужен танцовщикам. Помимо восстановленных балетов, уже бывших в репертуаре театра, труппа, руководимая самим Форсайтом (в составе четырёх танцовщиков) прибывшая со своим мэтром - гостем фестиваля, представила новое "N.N.N.N.", согласно заявленной программой, являющей собой один разум в четырёх воплощениях. Примет ли эту программу публика - покажет время.
Но особенно хотелось бы отметить проект "Творческая мастерская молодых хореографов", имеющий большие перспективы на будущее, и важный для развития хореографического процесса самого театра. Это своеобразная лаборатория, где каждый танцовщик театра может попробовать свои силы в процессе создания хореографии. Ведь, если мы вспомним наше "далёкое-близкое", то увидим как И. Бельский, Ю. Григорович и другие хореографы находили в свободное от работы время свободный зал или даже репетировали у себя на дому с танцовщиками-энтузиастами новые спектакли. Как многие уже известные хореографы ставили хореографические миниатюры специально на определённых танцовщиков, которые позволяли им показать свои возможности, а потом составляли из этого отдельные концертные программы, пользовавшиеся большой популярностью.
И сегодня тоже молодые танцовщики в свободное от основной работы время пробуют сочинять новую хореографию, а их коллеги её танцевать. У многих в этом есть потребность, и театр предоставляет им возможность для осуществления её, а затем лучшие произведения представляются на суд публики.
На данном фестивале свои работы показали шесть молодых хореографов. Владимир Варава, знающий Сибирь, показал своеобразную мистическую фантазию "Окно в середину зимы", Никита Дмитриевский абстрактно-фантастическую "Эйфорию" на музыку Ф. Шуберта, Илья Петров - миниатюру "Е-2" "Едва" "Hardly" на музыку А. Дворжака.
Хореографы Антон Пимонов, Юрий Смекалов и Эмиль Фаски уже хорошо известны публике по своим предыдущим работам. На этот раз Эмиль Фаски представил очень интересную миниатюру "Трагедия Соломеи" на музыку Ф. Шуберта, Антон Пимонов балет "Хореографическая игра № 3", а Юрий Смекалов, недавно поставивший на сцене Большого тетра России детский балет "Мойдодыр", на фестиваль представил хореографическую миниатюру "Intenso".
Проект был очень хорошо встречен зрителями, среди которых было много молодёжи. И хотелось бы, чтобы подобные смотры не были приурочены только к фестивалям, а проводились бы регулярно, что позволило бы внимательно следить за формированием молодых хореографов. Ведь именно в недрах самого театра могут появиться норовые хореографы, как это уже имело место ранее.
Минувший балетный фестиваль ещё раз подтвердил, что Мариинский театр абсолютно самодостаточен. Этот театр, подаривший миру "Лебединое озеро" хранит на своей сцене шедевры мирового хореографического искусства, являющиеся достоянием мировой культуры. На его сцене представлены разнообразные классические и современные произведения, в его труппе танцуют звёзды мирового уровня, которые часто выступают в качестве премьеров в ведущих компаниях мира.

 
Тимур Аскеров
Елена Евтеева
Ким Кимин
Светлана Захарова
Диана Вишнева
Ольга Есина
Фрагмент репетиции балетов Форсайта
Данила Корсунцев
Чейз Финли
Владимир Шишов

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров