- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 2(45)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Светлана Сливинская

БЛИСТАТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Фестиваль "Музыкальная коллекция" открыл Владимир Фельцман

 
 
 

Фестиваль открылся выступлением его давнего друга, пианиста и дирижёра Владимира Фельцмана. Этот популярный музыкант регулярно приезжает в Большой зал филармонии с разнообразными программами и всегда имеет большой успех у петербургских меломанов.
Потомственный музыкант, сын недавно ушедшего из жизни известного композитора Оскара Фельцмана, Владимир Фельцман окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у знаменитого пианиста и выдающегося педагога Якова Флиера. Он занимался дирижированием в Московской, а затем в Ленинградской консерватории, известной своей отличной школой дирижёрского искусства.
Как пианист Владимир Фельцман одержал победу в Париже (1971 г.) на знаменитом конкурсе Ж.Тибо и М.Лонг, что открыло ему широкую дорогу к международной концертной деятельности. Переехав в 1987 году в США, он сразу же был приглашён выступить с концертами в Белом доме и в знаменитом Карнеги Холле. С тех пор Фельцман концертирует в самых престижных залах мира, выступая как с сольными концертами, так и со знаменитыми оркестрами: Нью-Йоркским филармоническим, оркестром де Пари, знаменитыми оркестрами России, включая заслуженный коллектив, академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова и ведёт также большую педагогическую работу.
В свой последний приезд в Петербург Владимир Фельцман выступил с двумя концертами: на открытии фестиваля (29 мая) в качестве дирижёра и солиста и 31 мая с сольным фортепианным концертом, снова показав себя всесторонне блистательным музыкантом.
За два замечательных вечера Фельцман исполнил большую программу, в которую вошли как уже знаменитые и всеми любимые произведения, так и новые, впервые прозвучавшие в России.
В программе фортепианного вечера прозвучала Соната ля бемоль Й. Гайдна. В трактовке Фельцмана музыка здесь - это составная часть мироздания, ниспосланная свыше, и соната преисполнена глубоких раздумий над её предназначением и влиянием на человеческую душу.
Соната № 8 ("Патетическая") прозвучала торжественно, внутренне восторженно, и в то же время очень элегантно. В особенности её первая часть поражала своим совершенством в сочетании с сильным взрывом чувств, быстрым развитием эмоций и стремлением сдержать их, столь свойственном природе художника.
Были представлены (что бывает довольно редко) все четыре баллады Ф. Шопена. И каждая баллада звучала у Фельцмана как отдельный, поистине исполинский мир большого художника, стремящегося объять и постичь необъятное. И, тем не менее, все четыре баллады перекликались между собой. Их объединял едва уловимый, тонкий мир. Это был тревожный, восторженный и нежный мир великого поэта фортепиано.
В Концерте соль минор для клавира и струнных И. С. Баха Фельцман выступал в качестве солиста и дирижёра одновременно. Здесь имело место уникальное и в практике довольно редкое явление, когда солист не зависит от индивидуальности другого музыканта, выступающего в качестве дирижёра, а, являясь им сам, ведёт свой музыкальный монолог, эмоционально варьируя по собственной воле голоса фортепиано и оркестра. Этот необыкновенно красивый концерт в своей изысканной, буквально филигранной строгости, прозвучал стилистически изощренно, как в фортепианной, так и в оркестровой партии.
Обращение Фельцмана к знаменитой "Неоконченной симфонии" (№ 8, си минор, 1822) Шуберта стало как бы своеобразным знаком символа, продолжающегося во времени творчества великого композитора, которое не имеет своего завершения и будет продолжаться вечно. Эту точку зрения, по-видимому, разделяет и Фельцман, поэтому музыка Шуберта в его исполнении с полнокровным дыханием жизни и свежим, постоянно обновляющимся воздухом мироздания. И здесь можно напомнить также о том, что все попытки музыкантов разных времён завершить "Неоконченную симфонию" Шуберта успеха не имели.
Представил Фельцман и произведения современной музыки. Он обратился к творчеству американского композитора Чарльза Айвза, который ещё в начале ХХ века, по мнению Игоря Стравинского, предвосхитил музыку 60-х годов. Его самое популярное произведение "Вопрос, оставшийся без ответа" имеет символическое название, как и "Неоконченная симфония" Шуберта, поскольку ответов на вопросы художника, по-видимому, не существует. Или, вернее, ответом является сама жизнь во всей её сложности и многообразии.
Творчеством Айвза увлёкся и наш соотечественник, петербуржец (ленинградец) Виктор Кисин, ученик петербургской консерватории, ныне живущий в Бельгии. Владимир Фельцман представил российскую премьеру его сочинения "Post scriptum для оркестра" (2010) в исполнении академического симфонического оркестра филармонии под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра Юрия Темирканова.
Очень интересный современный композитор Виктор Кисин работает в разных жанрах и пишет музыку по заказу знаменитых международных фестивалей, крупнейших международных центров (Карнеги Холл, Линкольн Центра и Конкурса королевы Елизаветы (Бельгийской).
Его сложная, виртуозно оркестрованная пьеса "Post scriptum", в которой, кажется, звучит вся Вселенная, по выражению Кисина, является вариацией на тему сочинения Айвза "Вопрос, оставшийся без ответа". Но, кажется, что Кисин ответа и не ищет, хотя у него, как у большого художника, постоянно возникают вопросы к мирозданию, звуки которого он пытается услышать и передать в своём творчестве.

Владимир Фельцман
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров