- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 3(46)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Светлана Сливинская

"ЗВЕЗДЫ" УСТРЕМЛЯЮТСЯ В БУДУЩЕЕ

О некоторых итогах фестиваля "Звёзды белых ночей"

 

 
 
 

Завершился Международный фестиваль "Звезды белых ночей". И среди огромной мозаики спектаклей и концертов (около 120) высветились яркие лики, которым, безусловно, суждено осветить и будущие программы всех трёх сцен уникального музыкального центра "Мариинский".
Хотелось бы отметить очень интересную и разнообразную программу, где были представлены симфонические концерты, выступления выдающихся инструменталистов и прекрасно составленные монографические программы.
Основной интерес вызвал концерт, посвящённый 100-летию балета И. Ф. Стравинского "Весна священная", в котором под управлением Маэстро Валерия Гергиева в исполнении оркестра Мариинского театра прозвучала музыка знаменитых балетов выдающегося композитора "Петрушка" и "Жар-птица" и, конечно же, "Весна священная". Этот концерт и мастерство Валерия Гергиева показали, что музыка, написанная для балета, может звучать и как симфоническая, где в звуках даны все ярчайшие образы, созданные Стравинским.
В исполнении Гергиева "Весна священная" звучит настолько образно и многолико, что каждый слушатель в своём воображении может представить любые хореографические картины и живописные образы. Да и в истории балета эта музыка нашла десятки хореографических воплощений. После первой постановки, созданной Вацлавом Нижинским век тому назад, появились многие, совсем непохожие трактовки этой музыки другими хореографами. В своём концерте Гергиев даёт возможность полёта фантазии всем слушателям. В его трактовке слышны образы сказочной языческой Руси, её древние поверья и таинственные экзотические обряды. Сквозь виртуозную изощрённую оркестровку Стравинского Гергиев мастерски проводит фольклорные мотивы, звучащие как уникальные живописные картины. В них чувствовуется пробуждение природы, напоённое весенней влагой дыхание земли, таинственные языческие заклинания в священном танце. Казалось, что само языческое божество было послушно дирижёрской палочке Гергиева.
Извечный "Петрушка" в трактовке дирижёра возникал из живописного ярмарочного балагана, персонажи которого как на карусели неслись в звуках пестрого, лоскутного, типично русского народного праздника. Этот незадачливый трагический человечек, нелепый уличный шут, обладающий добрым сердцем, был беззащитной игрушкой своего безжалостного и насмешливого окружения. И Гергиев в своём исполнении всё время подчёркивал его одинокий голос, тщетно взывающий к милосердию.
Сказочная "Жар-птица" в острых, экспрессионистских звуках музыки сверкала своими экзотическими огненными перлами. И в оркестровом звучании под управлением Гергиева царил живописный, таинственный сказочный мир.
Если напрячь воображение, то можно представить себе, что все три балета Стравинского в концерте Гергиева были тремя частями одной фантастической симфонии по сказочным мотивам мироощущения как композитора, так и дирижёра. Порой даже казалось, что выдающийся композитор, который когда-то жил неподалёку от Театральной площади, незримо присутствовал на концерте и выражал восхищение исполнением своей музыки.
Во время фестиваля сложились также интересные дуэты Гергиева с замечательными исполнителями. Так большой интерес вызвал дуэт Валерия Гергиева и блистательного пианиста Дениса Мацуева, который, безусловно, найдёт свое повторение в будущем. Успех этого своеобразного дуэта у публики был просто ошеломляющим. В особенности ярко он прозвучал при исполнении Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского и Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Торжественность, блеск, напевность, философская наполненность и яркий всплеск эмоций создавали сильный и притягательный образ России в звуках музыки великих композиторов в исполнении этого замечательного дуэта.
Изысканно и романтично прозвучал дуэт Валерия Гергиева с восхитительным американским скрипачом Джошуа Беллом. Вместе с молодежным оркестром США они исполнили Первый концерт для скрипки с оркестром Чайковского. Дуэт этих прекрасных музыкантов, поддерживающих музыкальную юность, тоже звучал свежо и молодо. Белл прекрасно чувствует музыку Чайковского, недаром у него в роду есть русские корни. Блистательный виртуоз, обладающий безразмерной звуковой палитрой уникальной красоты, он замечательно гармонировал с оркестром под руководством Гергиева, составляя с ним своеобразный и многогранный и многокрасочный дуэт.
Этот концерт был сыгран также в Москве, став замечательным ярким подарком для столичных меломанов.
Пусть всегда будет Вагнер!
В этом году весь музыкальный мир в звуках музыки отмечает 200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера - великого композитора, реформатора оперного театра, создателя собственного оперного стиля и структуры, а также своей философии оперного творчества. Каждое произведение Вагнера - безусловный шедевр, где сложная философия сочетается со сказочностью, а сказка, как известно, является важнейшей составной частью человеческой природы и мироздания. К тому же темы Вагнера всегда связаны со знаменитыми мифологическими сюжетами и беспредельной, преданной любовью, - поэтому они - вечны. И можно с уверенностью предположить, что когда Вагнеру исполнится 300 лет, для наших потомков он будет столь же современен как для нас сегодня. Поэтому очень важным является тот факт, что вот уже в течение десяти лет знаменитая тетралогия Вагнера в оригинале (на немецком языке) состоит в репертуаре Мариинского театра. Конечно, периодически могут обновляться режиссёрские и постановочные решения (в зависимости от времени), но музыка великого Вагнера всегда будет питать умы и вызывать сильные эмоции людей.
Иметь в своём репертуаре тетралогию Вагнера и исполнять её всегда на высоком уровне для театра это большое достижение, свидетельствующее и об его возможностях. Это его знак качества.
Вагнер необыкновенно труден для исполнения и в музыкальном и в певческом плане. Не каждый даже очень хороший певец может браться за исполнение его произведений. Считается, что существуют особые вагнеровские голоса со стальным тембральным отливом и большой выносливостью, необходимой для этих партий. Мариинский театр обладает таким потенциалом. Голоса и мастерство исполнителей воплощают требования Вагнера. Ведь театр не должен ориентироваться на гастролёров, хотя их участие в спектаклях Мариинского театра тоже является по-своему интересным и полезным. Он всегда должен иметь собственных исполнителей на самые сложные партии.
Под управлением Валерия Гергиева тетралогия Вагнера звучит мощно, величественно и сказочно. Эта огромная музыкальная фреска отсвечивает космическим размахом и мифологической таинственностью.
Как известно, Вагнер обладал цветным музыкальным слухом, что находило своё отражение в "многоцветии" его полифонических партитур, в которых звучит весь запутанный лабиринт человеческих и божественных эмоций. И всё это обилие музыкально-цветового великолепия вагнеровских партитур Валерий Гергиев блистательно передаёт в своём исполнении. В нём слышны таинственные заклинания и предостережения "Золота Рейна", мифологическая отвага "Зигфрида", алмазные россыпи "Валькирии" и мрачная, но гордая безысходность "Гибели богов", никогда не теряющих своего высокого достоинства.
Введение в строй новой сцены "Мариинский - 2" с её великолепной акустикой позволит держать в "постоянной форме" тетралогию Вагнера и исполнять её чаще, что важно как для слушателей, так и для исполнителей, которые смогут постоянно совершенствовать особую грань своего мастерства в партиях опер Вагнера.
Вагнер "идёт" Петербургу и прекрасно гармонирует с его таинственной аурой, и хотелось бы даже в концертном исполнении услышать все произведения этого великого композитора.
Большой удачей фестиваля стала его главная премьера - опера Р. К. Щерина "Левша" по повести Николая Лескова. Но об этом разговор пойдёт в отдельной статье.
Хочется напомнить о благодарности многих зарубежных зрителей по поводу прямой трансляции на 50 стран со сцены Мариинского театра балета Чайковского "Лебединое озеро" и о желании публики многих стран мира увидеть на сцене Мариинского театра оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов" ("как во времена Шаляпина") в декорациях Головина. Ведь театру по силам реконструкция этого знаменитого спектакля, который на следующем фестивале с использованием прямой трансляции можно представить всему миру.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров