- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 4(47)

 

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

 

Светлана Сливинская

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ЮБИЛЯРА

Об открытии концертного сезона в Филармонии

 

 
 
 

По установившейся традиции, 25 сентября, в день рождения выдающегося композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Санкт-Петербургская филармония, носящая его имя, открыла новый концертный сезон.
В преддверии инаугурации сезона маэстро Юрий Темирканов выступил на пресс-конференции, где рассказал о предстоящем сезоне, о XIV Международном музыкальном фестивале "Площадь Искусств", о перспективах на будущее и проблемах музыкального мира.
93-й филармонический сезон пройдёт под знаком 75-летия её художественного руководителя Юрия Темирканова и 25-летия его руководства Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича.
Главные события юбилея пройдут в период фестиваля "Площадь Искусств" с 14 по 25 декабря. В свой юбилейный год Юрий Темирканов продерижирует всеми шестью концертами 1-го абонемента "Юрий Темирканов и его оркестр", где вместе с ним выступят выдающиеся музыканты всего мира: пианисты, певцы, скрипачи, виолончелисты. За пульт оркестра встанут также самые знаменитые дирижеры планеты. Особым гостем фестиваля станет Лондонский королевский симфонический оркестр под управлением Пинхаса Цукермана. Весь музыкальный мир будет поздравлять легендарного маэстро Юрия Темирканова. В свою очередь Темирканов со своим оркестром выступит во многих странах мира.
Сезон открылся Шестой симфонией Д. Д. Шостаковича, премьера которой состоялась в 1939 году под управлением её первого исполнителя Е. А. Мравинского.
25 сентября академический симфонический оркестр под управлением Юрия Темирканова исполнил знаменитую симфонию празднично, вдохновенно, с истинным почтением к памяти выдающегося композитора, музыка которого стала неотъемлемой частью ауры Санкт-Петербурга.
Эта трёхчастная симфония, по словам самого Шостаковича, в отличие от его предыдущих произведений носит созерцательный, лирический характер. Создаётся впечатление, что композитор, уставший от постоянной нервозности и угнетённого морального состояния, вызванного окружающейся действительностью, жаждет глоток свежего воздуха. Конечно, от тяжёлых раздумий полностью избавится невозможно, они упорно стремятся ворваться в ткань произведения, но жажда света и радости ведёт с ними напряжённую борьбу, и лирическая тема, как бы окутывая всю симфонию, разливается в ней. В трактовке Юрия Темирканова ощущаются раздумья автора над своей жизнью, стремление вернуться к юности, поднять взор к небу, слиться с окружающей природой, с улыбкой ощутить её божественную благость и предаться созерцанию её первозданной вечной красоты. Конечно, мрачные ноты реальности стремятся разрушить желанный покой, но добрая, хотя и робкая надежда, освещает многотрудный путь души художника. И от симфонии веет весной и её свежим дыханием: мечтательное largo, трепетное allegro и яркий жизнеутверждающий финал presto. Да, после бури бывает затишье. Но, надолго ли? Об этом - дальнейшая жизнь Д. Д. Шостаковича.
В этот вечер маэстро Юрий Темирканов исполнил также шедевр Игоря Фёдоровича Стравинского "Весна священная" (Картины языческой Руси), премьера которого состоялась сто лет тому назад в Париже в Театре на Елисейских полях (хореография Вацлава Нижинского, декорации и костюмы Николая Рериха). Спектакль тогда потерпел сокрушительный провал, как нередко бывало с гениальными, но слишком новаторскими для своего времени произведениями. Тогда все пребывали в отчаянии, кроме Дягилева, своей гениальной интуицией чувствовавшего великое будущее этого произведения. Действительно, за минувший век этот балет был поставлен более ста раз хореографами разных направлений в разных стилистических решениях, что позволяло сделать образное богатство музыки Стравинского.
И на сегодняшний день важно то, что музыка "Весны священной" может исполняться в концертах как самостоятельное симфоническое произведение, в котором каждый слушатель своим внутренним взором может увидеть созвучные ему хореографические образы.
В трактовке Юрия Темирканова "Весна священная" была представлена как своеобразная живописная симфония-сказание, где в экспрессионистских образах музыки Стравинского были растворены древние предания, пророчества, обряды, заклинания, которыми так была богата таинственная языческая Русь. В ней звучало языческое поклонение природе, священное почитание её мудрости, вера людей в силу и волю богов. А экзотические жертвенные танцы напоминали молебны. Избранница в своём самозабвенном, доходящей до умопомрачения танце, полностью отдавала себя божественной Земле. И подобно Снегурочке, в неге умиравшей от солнечных лучей, она в страстных судорожных конвульсиях погибала в объятиях Весны Священной.
Вслед за выступлением Ю. Темирканова открыл сезон и другой замечательный оркестр - академический симфонический оркестр Филармонии под управлением своего главного дирижера Александра Дмитриева. Обычно его просто называют "оркестром Дмитриева", поскольку этот прекрасный дирижёр уже более 30 лет руководит им, пользуется большой любовью и уважением музыкантов и всегда составляет интересный и гармоничный дуэт со всеми выступающими исполнителями.
На открытии сезона Дмитриев дирижировал Третьей симфонией Сергея Рахманинова. Это знаменитое произведение принадлежит к редким шедеврам изысканной оркестровки, окрашенной большим количеством тончайших акварельных нюансов, инкрустированных в сильную, эмоционально насыщенную структуру симфонической ткани.
Сам Рахманинов считал Третью симфонию, законченную им в Швейцарии на роскошной вилле "Сенар", одним из самых удавшихся произведений. В её музыке растворено много противоречивых философских раздумий. Конечно, композитор искал покоя и отдохновения среди мира красоты, но тревожный подчас колючий ветер воспоминаний врывался в распахнутые окна его нового комфортабельного дома. Он порождал смятение в душе художника, с которым тот отчаянно пытался бороться. И казалось, что по красивому швейцарскому озеру вместо лёгкой музыкальной ряби вздымаются волны тревожной эмоциональной ауры.
Замечательны были швейцарские пейзажи, но они сильно отличались от берегов "отчизны дальней" и трепетная душа великого музыканта всё время устремлялась к другим берегам, в столь любимую им "душистую сень, где ветвится сирень". Рахманинов очень тосковал по России.
Третья симфония была исполнена 6 ноября 1936 года филармоническим симфоническим оркестром под управлением Леопольда Стаковского.
И сегодня в наши дни в интереснейшей трактовке Александра Дмитриева снова ощущается вся быстрая, эмоционально виртуозная смена вдохновенных и тревожных пейзажей в душе композитора, пытающегося обрести покой и отдохновение в бурных волнах Бытия.
Живописно и выразительно прозвучала в исполнении Дмитриева 2-ая сюита из балета М. Равеля "Дафнис и Хлоя". Эта изысканная импрессионистская фреска была написана по заказу Сергея Дягилева, высоко оценившего талант ещё малоизвестного в то время композитора. Равель, любящий античные мифы и сказки, создал истинный шедевр, получивший сценическое воплощение в хореографии Михаила Фокина. Но истинный импрессионист Равель обратился не только к древней легенде о любви пастуха и пастушки, а в своей музыкальной живописи с исключительно сложной оркестровкой, пестревшей множеством импрессионистских оттенков, он отразил свой внутренний мир, свою фантазию на темы древней Греции и свою любовь к воображаемой безмятежной Элладе.
Новая встреча с замечательной скрипачкой Алёной Баевой, исполнившей концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, стала настоящим праздником для петербургских меломанов, среди которых замечательный талант молодой высокоодарённой скрипачки снискал себе много поклонников. Талант Алёны Баевой, на редкость красивой и изысканной, и пение её смычка напоминает ажурную шёлковую вязь волшебных звуков. Баева - настоящая звезда в современном исполнительском искусстве. Её виртуозная отточенная техника, тонкая музыкальность и ощущение души, исполняемого произведения на уровне медитации, делают из неё воистину большего художника. И знаменитый концерт Мендельсона в её исполнении прозвучал волнующе и вдохновенно.

Юрий Темирканов
Дмитрий Шостакович
Александр Дмитриев
Алёна Баева
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров