- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 4(47)

 

ПРЕМЬЕРЫ МУЗЫКА

 

Светлана Сливинская

"ЗИМА СВЯЩЕННАЯ 1949 ГОДА": ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРЕМЬЕРА

 

 
 
 

Время перемен, которое никогда не останавливается при любой социальной погоде, набирает головокружительное ускорение, в том числе и в области музыки. Это время и вызвало к жизни название филармонического абонемента "Классика: перезагрузка" (термин, употребляемый в основном в политике). Концерты этого абонемента несомненно интересны и для широкой публики, но особый энтузиазм они вызывают у молодёжи - любителей острых музыкальных ощущений. Это и продемонстрировал концерт, посвящённый музыке Леонида Десятникова.
Во время своей творческой встречи, прошедшей в рамках филармонического проекта "Беседы перед концертом", Десятников ответил на многочисленные вопросы журналистов и рассказал об истории своего авангардного произведения, которое однако продолжает традиции русской музыки, своеобразно, "перезагружая" её классический язык современными находками как смысловыми, так и стилистическими.
Импульсом для создания музыкального произведения может стать любое впечатление: луч света, отражающийся в воде и рисующий по ней, тут же исчезающие узоры, лёгкая тень, скользнувшая по освещённой солнцем траве, аромат розы или первого подснежника… Но им может стать самая что ни есть проза жизни. Так, перебирая то ли на чердаке, то ли в подвале подмосковной дачи, собранный временем хлам, композитор обнаружил там старую книжку на плохом английском языке для семилетней и средней школы, изданную в Москве в 1949 году. В книжке рассказывалось о достопримечательностях Москвы, к числу которых причислялись Пушкин и Чайковский. И как ни глупо и бесшабашно всё это выглядело, но то было время, когда люди дышали его своеобразным воздухом, и их слух наполняли мелодии и ритмы этого времени, окрашенные лучезарными восторженными тонами оптимизма, зовущего к вершинам будущего счастья, которое вот-вот должно было нагрянуть. Это была пора, когда проходило и детство, и юность Десятникова, и мелодии которой невольно проникали в его плоть и кровь. Это была и его жизнь, и его судьба. И перелистывая старенькую книжку, он вновь ощутил себя в своеобразном живописном музыкальном звучании того времени. И как художник на холсте изображает абстрактные атрибуты вещей, Десятников в своей симфонии в своеобразной феерической форме воссоздал эмоциональную картину звучания своего времени, используя в ней, по словам самого композитора, "фанфары, марши, жизнеутверждающую моторику и лирику "колхозного раздолья", пионерские песни и пляски…". Моментами он инкрустировал свою симфонию отзвуками музыки Чайковского, Малера или Стравинского, ибо они тоже прорывались в мир звучания его жизни, тем более что он с детства обучался музыке. Но ощущения пробуждения природы как у Стравинского, у Десятникова по-видимому не было, поэтому он назвал свою симфонию "Зима священная 1949 года".
В этой симфонии нового времени, состоящей из шести частей, использовались тексты и сюжеты старой книжки, распеваемые хором на все лады и окрашенные своеобразными эмоциональными всплесками. Симфония написана для солистов (сопрано, мецц-сопрано), смешанного хора и оркестра (ред 2006 г.).
Десятников, прекрасно владеющий искусством оркестровки и хором, создал сложнейшую музыкальную фреску с виртуозным взаимопроникновением голосов хора, солирующих голосов и оркестровых партий. Его симфонию можно назвать звуковой картиной нового времени.
Симфония впервые была исполнена в рамках культурной программы проекта "Веймар - культурна я столица Европы 1999 года" под управлением Андрея Борейко. Через два года в Москве состоялась её российская премьера. Но на петербургской премьере эту симфонию, ставшую важным событием в культурной жизни города, блестяще исполнил симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Ведерникова, хора студентов Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель Валерий Успенский) и солисток - Наталии Мироновой (сопрано) и Олеси Петровой (меццо-сопрано). Публика восторженно приняла симфонию Леонида Десятникова, у которого в Петербурге много поклонников среди меломанов разных поколений.
Известный, высокоодарённый дирижёр Александр Ведерников с 2001 пол 2009 гг.
был музыкальным руководителем Большого театра России, где и возникло его творческое содружество с Леонидом Десятниковым. Там же состоялась премьера, написанной по заказу театра оперы "Дети Розенталя". Ведерников выступал со многими знаменитыми оркестрами и солистами в лучших концертных залах мира. В концерте он дирижировал также Симфонией № 1 ми минор, соч. 39 (1899) выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса. Исполнительская манера Ведерникова и его выразительный драматический стиль гармонично сочетались с мужественным "северным" характером знаменитой симфонии Сибелиуса. И дирижёр создал сильный звуковой образ этой северной земли, её суровой, но прекрасной природы и таинственной живописности гранитных скал, от которых веет древними сказаниями. В строгой классической форме этого сочинения дирижёр чётким музыкальным пунктиром подчёркивал задумчивые финские народные напевы и ритмы старинных танцев, звучащие как далёкое эхо знаменитых финских эпосов с их фантастическими сказочными персонажами.

А. Ведерников
Л. Десятников
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров