|
|
Появление молодого Сергея Викулова в труппе Кировского балета было
как будто ниспослано свыше. В конце 50-х годов заканчивал свою танцевальную
карьеру блистательный ленинградский дуэт Н. М. Дудинской и К. М.
Сергеева. И та, ни с кем несравнимая лирическая интонация, которую
в течение 30 лет так бережно и так восторженно нес на сцену Константин
Михайлович Сергеев, казалось, вот-вот погаснет - ведь быть прирожденным
Зигфридом, Дезире, Ромео или Альбертом дано далеко не каждому…
И вдруг в поэтичнейшем мире "Шопенианы" возникает новый
и неожиданный лирический герой: "Высокий, худощавый, но сильный,
по телосложению и посадке головы напоминающий гимнаста или тех юношей,
которых воплощала в мраморе древняя греческая скульптура…"
- писал о С. Викулове - выпускнике училища им. А. Я. Вагановой,
ведущий балетный критик тех лет Ю. Головашенко. Его облик настолько
гармонировал с романтическим настроением творения Ф. Шопена/М. Фокина,
что ни у кого не было сомнений в том, что в театр пришел молодой
танцовщик, способный подхватить эстафету у К. М. Сергеева, бывшего
долгие годы "романтическим богом" как для зрителей, так
и для его коллег артистов! Спустя 20 лет именно Викулову, уже состоявшемуся
танцовщику, Сергеев подарит книгу о нем самом, сопроводив ее характерным
посвящением: "Дорогому Сереженьке, талантливому моему преемнику,
развивающему замечательные традиции классического балета…"
А в те далекие годы руководитель Кировского балета, прославленный
мэтр только присматривался к начинающему артисту, интуитивно ощущая
в нем схожее мировосприятие, сформированное у последнего, помимо
природной одаренности, еще и той художественной атмосферой, в которой
он рос.
Достаточно вспомнить, что С. Викулов - единственный "генетический
наследник" выдающегося русского балетмейстера первой трети
ХХ века, постановщика знаменитого балета "Дон Кихот" А.
А. Горского, приходящегося кузеном родному деду С. Викулова -П.
С. Жукову (знаменитому петербургскому фотографу-художнику). Может
быть, именно поэтому у родителей Сергея Васильевича и возникла эта
несколько странная в послевоенное время идея - отдать мальчика(!)
в балет.
Родился Сережа Викулов в семье известных ленинградских художников
- Елены Павловны Жуковой и Василия Ивановича Викулова. И не мудрено,
что наряду со способностью к рисованию он унаследовал от родителей
общую художественную одаренность, которая позволила ему позже "прорисовывать"
на сцене характер каждого своего героя, искать свежие, не повторяющие
предшественников нюансы и штрихи при вхождении в каждую премьерскую
роль.
Благодаря своим незаурядным физическим данным, Сергей Викулов очень
быстро освоил весь классический балетный репертуар театра. И каждая
новая партия дарила ощущение безграничных технических возможностей,
открывая перед ним все новые творческие горизонты. Так родилась
его Голубая птица в "Спящей красавице", спорящая с самими
законами земного притяжения.
|
"Спящая красавица". Дезире - С.
Викулов. 1972
|
Так появился его головокружительный Солор в "Баядерке"
со ставшими легендарными двойными assemble en tournant по кругу
в знаменитой сцене "Теней",
|
"Баядерка". Солор - С. Викулов.
1968
|
а затем и легкий, парящий Гений вод из "Конька-Горбунка"
Ц. Пуни - "твердый орешек" для самого оснащенного танцовщика
В очень скором времени С. Викулов достигает наивысшего признания
в искусстве: теперь зрители покупают билеты не просто на "Лебединое
озеро" или "Жизель" - они начинают ходить на солиста
балета Сергея Викулова в "Лебедином озере", "Жизели",
"Золушке", "Раймонде", "Спящей красавице",
"Шопениане" и многих других спектаклях.
|
"Спящая красавица". Принцесса
Флорина - Е. Евтеева.
Голубая птица - С. Викулов
|
|
"Лебединое озеро". Одетта - Н.
Макарова
Зигфрид - С. Викулов
|
В нем уже видят не только исполнителя партий романтического амплуа,
но и самого пленительного романтического героя, по существу завершающего
эру лирического романтизма в балете на Мариинской сцене - эру, провозглашенную
в начале ХХ века искусством великого Вацлава Нижинского!
Знаток балетного искусства В. В. Ванслов всегда подчеркивал вневременную
ценность старых балетов-сказок. И именно в этих балетах Сергей Викулов
в полной мере преподносил зрителям идеи добра, благородства, верности
и любви в сложное и жесткое время второй половины ХХ века. При этом
круг образов, создаваемых Сергеем Викуловым, необъяснимо замыкался
на нем самом, настолько сильны и органичны были его перевоплощения.
После любого спектакля с его участием ты укреплялся в романтическом
ощущении, что это и был сам Зигфрид; или что такими, наверное, и
были шекспировский Ромео и Принц из бессмертной "Золушки"
Шарля Перро…
Созданные Сергеем Викуловым образы, неизменно оставляли в душе зрителя
какой-то удивительный теплый свет. К его героям хотелось возвращаться
снова и снова, будь то Дезире в "Спящей красавице", Андрий
в "Тарасе Бульбе", Жан де Бриен в "Раймонде"
или как высшее творческое достижение артиста - его Альберт в "Жизели",
долгие годы потрясавший зрителя уникальным комплексом совершенного
танцовщика и настоящего драматического актера!
|
И. Колпакова, С. Викулов, "Жизель"
|
Сергей Викулов обладал феноменальным прыжком с зависанием в воздухе,
когда он буквально плыл над планшетом сцены(!), а также мягким неслышным
приземлением. И сегодня на его фотографиях поражает удивительная
свобода корпуса и пластичность рук в высоком полете, каким бы сложным
ни было исполняемое движение! Даже в те времена бисирование вариации
Голубой птицы было величайшей редкостью. А Сергей Васильевич удостаивался
такой чести неоднократно как у нас, так и за рубежом.
Сергей Викулов до конца своей долгой танцевальной карьеры ни разу
не изменил своему амплуа романтического балетного актера. Его мягкий
элегический Принц пронесся по всем странам и континентам, восхищая
самых искушенных критиков исключительной формой танцовщика, присущей
именно ленинградской школе 50-60-х годов. Ему присваивались высочайшие
"титулы" "пиротехника классического танца" (J.
Kennedy. "Guardian", London), "изящного танцовщика
"благородной" школы" (M. Ronnen. "The Jerusalem
Post", Israel), "настоящего человека-птицы" (L. Biancolli.
"New York World Telegram", USA), "плывущего по воздуху
солиста" (H. Schnaiber, "Kurier", Wien)! Наряду с
этим он поражал еще и немыслимой выносливостью: так, например, в
1964 году за три с половиной месяца гастролей в США и Канаде он
станцевал 84 спектакля, выступая в премьерских партиях!
Сергей Викулов и поныне слывет непревзойденным мастером дуэтного
танца. И дело не в том, насколько сильно и удобно он держал танцовщицу,
но и в естественности и особом викуловском обаянии в его обращении
c партнершей, в способности эмоционально воспринять ее внутренний
строй. Недаром в свое время говорили, что в белом adagio из "Лебединого
озера" Викулов вместе с танцевальной "песней" Одетты
зримо "пропевал" свое параллельное лирическое solo! Это
был тот редкий случай, когда танец высоко оценивался не только критиками,
но и заслуживал несвойственные балетному миру превосходные отзывы
его многочисленных коллег.
Эта грань дарования С. В. Викулова открылась очень рано. Поразительно,
но он выступал еще с самой Н. М. Дудинской! В 1962 году в Кремлевском
Дворце Съездов он был ее Солором в сцене "Теней" из "Баядерки".
А дуэт из балета Л. Делиба "Коппелия" неоднократно исполнялся
ими на сцене Большого зала Ленинградской филармонии. Наконец, вспомним
его дебют в "Жизели" со всемирно известной французской
танцовщицей, прима-балериной Гранд-опера Ивет Шовире в 1966 году
- именно Викулову К. М. Сергеев "передал" этот спектакль,
тогда как ранее сам танцевал его со знаменитой гастролершей всякий
раз, когда она приезжала в Ленинград.
Особым, что называется "отмеченным богом" считался дуэт
Викулова с прославленной Наталией Макаровой, в паре с которой С.
Викулов протанцевал более 10 лет, балериной, самой близкой ему по
романтическому мироощущению и внутреннему душевному настрою: "Золушка",
"Шопениана", "Спящая красавица", "Жизель",
"Лебединое озеро", сергеевское pas de deux из балета Л.
Делиба "Ручей" в гала-программах Н. М. Дудинской (Наталия
Михайловна нередко устраивала в 60-е годы концерты своего класса
на сцене Большого зала Ленинградской филармонии)! "Самому романтическому
партнеру Сереже Викулову" - напишет в 2011 году Н. Макарова
на подаренной ему только что вышедшей в свет своей книге "Биография
в танце". Вместе с Макаровой они объездили в качестве приглашенных
солистов всю Францию, Канаду, танцевали в Монте-Карло в знаменитом
Зеркальном театре, на той самой площадке, где проходили в первой
трети ХХ века все выступления антрепризы Сергея Дягилева…
Творчество Сергея Викулова характеризовалось и еще одним редчайшим
сценическим достоинством: он был чрезвычайно элегантен, красив и
графичен! Практически любая фотография, сделанная во время спектакля,
т.е. выхваченный миг, выдает законченность, скульптурность каждого
его движения, мизансценическую достоверность его жеста и мимики.
Это доносят до нас и чудом сохранившиеся с тех времен кадры кинохроники.
Все эти качества вкупе с тонким музыкальным "слышанием"
дают возможность одаренному артисту вынашивать и реализовывать еще
и свои собственные пластические замыслы. У Сергея Викулова более
двадцати хореографических произведений, включающих в себя и полнометражные
постановки, такие, как "Тщетная предосторожность" и "Ромео
и Джульетта", и постановки классических балетов в собственной
хореографической редакции ("Лебединое озеро" и "Баядерка").
|
"Ромео и Джульетта". Ромео - С.
Викулов. 1976
|
Это и целый ряд балетных номеров, поставленных на музыку шедевров
симфонической классики. В 2007 году С. Викулов ставит для труппы
"Балет Манила" свою знаковую работу: одноактный балет
"Ночь" по повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи"
на музыку Первой симфонии Я. Сибелиуса - работу, удивительную по
своему эмоциональному накалу, поражающую воображение даже искушенного
зрителя-слушателя. Природная музыкальность, широкая эрудиция и умение
уловить в симфонической партитуре то, что глубоко скрыто от "постороннего
глаза", позволяют Викулову создавать поистине одухотворенные
хореографические полотна, ставящие русское балетное искусство по-прежнему
на особое положение.
Охватывая долгий творческий путь Сергея Викулова, порой удивляешься
тому, в каких знаменательных событиях ему довелось участвовать!
Его личным встречам и знакомствам со знаменитыми деятелями мировой
культуры можно только позавидовать: здесь и легендарный тенор кировской
сцены Николай Печковский, и выдающийся английский драматический
актер сэр Лоуренс Оливье, и легендарный импресарио Сол Юрок, и всемирно
известные мастера хореографии Серж Лифарь, сэр Фредерик Аштон и
Антон Долин, и божественное колоратурное сопрано Милица Корьюс,
и крупнейший русский скульптор второй половины ХХ века Михаил Аникушин,
и художник с мировым именем Илья Глазунов…
Сергей Викулов сегодня - это патриарх ленинградской школы балета,
последний романтик уходящего стиля интеллигентного мужского танца
на Кировской сцене, один из самых ярких участников мирового триумфа
Кировского балета в 60-70 годы, истинный петербургский танцовщик
- народный артист Советского Союза, хранитель подлинного языка классического
танца!
|
Раймонда - И.Колпакова, Жан де Бриен - С.Викулов
|
|
Зигфрид - С.Викулов, 1973
|
|
Жизель - И.Колпакова, Альберт - С.Викулов
|
Фотографии любезно предоставлены архивом Мариинского театра
|
|