- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2014. - № 1(48)

 

 

Виктор Ульянов
заслуженный артист России
кандидат искусствоведения

СЕРГЕЙ ВИКУЛОВ

С. Викулов - самый романтический из танцовщиков
Кировского балета…

Э. Портер. "Файнэншнл Таймс", Лондон, 1966

 
 
 

Появление молодого Сергея Викулова в труппе Кировского балета было как будто ниспослано свыше. В конце 50-х годов заканчивал свою танцевальную карьеру блистательный ленинградский дуэт Н. М. Дудинской и К. М. Сергеева. И та, ни с кем несравнимая лирическая интонация, которую в течение 30 лет так бережно и так восторженно нес на сцену Константин Михайлович Сергеев, казалось, вот-вот погаснет - ведь быть прирожденным Зигфридом, Дезире, Ромео или Альбертом дано далеко не каждому…
И вдруг в поэтичнейшем мире "Шопенианы" возникает новый и неожиданный лирический герой: "Высокий, худощавый, но сильный, по телосложению и посадке головы напоминающий гимнаста или тех юношей, которых воплощала в мраморе древняя греческая скульптура…" - писал о С. Викулове - выпускнике училища им. А. Я. Вагановой, ведущий балетный критик тех лет Ю. Головашенко. Его облик настолько гармонировал с романтическим настроением творения Ф. Шопена/М. Фокина, что ни у кого не было сомнений в том, что в театр пришел молодой танцовщик, способный подхватить эстафету у К. М. Сергеева, бывшего долгие годы "романтическим богом" как для зрителей, так и для его коллег артистов! Спустя 20 лет именно Викулову, уже состоявшемуся танцовщику, Сергеев подарит книгу о нем самом, сопроводив ее характерным посвящением: "Дорогому Сереженьке, талантливому моему преемнику, развивающему замечательные традиции классического балета…" А в те далекие годы руководитель Кировского балета, прославленный мэтр только присматривался к начинающему артисту, интуитивно ощущая в нем схожее мировосприятие, сформированное у последнего, помимо природной одаренности, еще и той художественной атмосферой, в которой он рос.
Достаточно вспомнить, что С. Викулов - единственный "генетический наследник" выдающегося русского балетмейстера первой трети ХХ века, постановщика знаменитого балета "Дон Кихот" А. А. Горского, приходящегося кузеном родному деду С. Викулова -П. С. Жукову (знаменитому петербургскому фотографу-художнику). Может быть, именно поэтому у родителей Сергея Васильевича и возникла эта несколько странная в послевоенное время идея - отдать мальчика(!) в балет.
Родился Сережа Викулов в семье известных ленинградских художников - Елены Павловны Жуковой и Василия Ивановича Викулова. И не мудрено, что наряду со способностью к рисованию он унаследовал от родителей общую художественную одаренность, которая позволила ему позже "прорисовывать" на сцене характер каждого своего героя, искать свежие, не повторяющие предшественников нюансы и штрихи при вхождении в каждую премьерскую роль.
Благодаря своим незаурядным физическим данным, Сергей Викулов очень быстро освоил весь классический балетный репертуар театра. И каждая новая партия дарила ощущение безграничных технических возможностей, открывая перед ним все новые творческие горизонты. Так родилась его Голубая птица в "Спящей красавице", спорящая с самими законами земного притяжения.

"Спящая красавица". Дезире - С. Викулов. 1972

Так появился его головокружительный Солор в "Баядерке" со ставшими легендарными двойными assemble en tournant по кругу в знаменитой сцене "Теней",

"Баядерка". Солор - С. Викулов. 1968

а затем и легкий, парящий Гений вод из "Конька-Горбунка" Ц. Пуни - "твердый орешек" для самого оснащенного танцовщика
В очень скором времени С. Викулов достигает наивысшего признания в искусстве: теперь зрители покупают билеты не просто на "Лебединое озеро" или "Жизель" - они начинают ходить на солиста балета Сергея Викулова в "Лебедином озере", "Жизели", "Золушке", "Раймонде", "Спящей красавице", "Шопениане" и многих других спектаклях.

"Спящая красавица". Принцесса Флорина - Е. Евтеева.
Голубая птица - С. Викулов
"Лебединое озеро". Одетта - Н. Макарова
Зигфрид - С. Викулов

В нем уже видят не только исполнителя партий романтического амплуа, но и самого пленительного романтического героя, по существу завершающего эру лирического романтизма в балете на Мариинской сцене - эру, провозглашенную в начале ХХ века искусством великого Вацлава Нижинского!
Знаток балетного искусства В. В. Ванслов всегда подчеркивал вневременную ценность старых балетов-сказок. И именно в этих балетах Сергей Викулов в полной мере преподносил зрителям идеи добра, благородства, верности и любви в сложное и жесткое время второй половины ХХ века. При этом круг образов, создаваемых Сергеем Викуловым, необъяснимо замыкался на нем самом, настолько сильны и органичны были его перевоплощения. После любого спектакля с его участием ты укреплялся в романтическом ощущении, что это и был сам Зигфрид; или что такими, наверное, и были шекспировский Ромео и Принц из бессмертной "Золушки" Шарля Перро…
Созданные Сергеем Викуловым образы, неизменно оставляли в душе зрителя какой-то удивительный теплый свет. К его героям хотелось возвращаться снова и снова, будь то Дезире в "Спящей красавице", Андрий в "Тарасе Бульбе", Жан де Бриен в "Раймонде" или как высшее творческое достижение артиста - его Альберт в "Жизели", долгие годы потрясавший зрителя уникальным комплексом совершенного танцовщика и настоящего драматического актера!

И. Колпакова, С. Викулов, "Жизель"


Сергей Викулов обладал феноменальным прыжком с зависанием в воздухе, когда он буквально плыл над планшетом сцены(!), а также мягким неслышным приземлением. И сегодня на его фотографиях поражает удивительная свобода корпуса и пластичность рук в высоком полете, каким бы сложным ни было исполняемое движение! Даже в те времена бисирование вариации Голубой птицы было величайшей редкостью. А Сергей Васильевич удостаивался такой чести неоднократно как у нас, так и за рубежом.
Сергей Викулов до конца своей долгой танцевальной карьеры ни разу не изменил своему амплуа романтического балетного актера. Его мягкий элегический Принц пронесся по всем странам и континентам, восхищая самых искушенных критиков исключительной формой танцовщика, присущей именно ленинградской школе 50-60-х годов. Ему присваивались высочайшие "титулы" "пиротехника классического танца" (J. Kennedy. "Guardian", London), "изящного танцовщика "благородной" школы" (M. Ronnen. "The Jerusalem Post", Israel), "настоящего человека-птицы" (L. Biancolli. "New York World Telegram", USA), "плывущего по воздуху солиста" (H. Schnaiber, "Kurier", Wien)! Наряду с этим он поражал еще и немыслимой выносливостью: так, например, в 1964 году за три с половиной месяца гастролей в США и Канаде он станцевал 84 спектакля, выступая в премьерских партиях!
Сергей Викулов и поныне слывет непревзойденным мастером дуэтного танца. И дело не в том, насколько сильно и удобно он держал танцовщицу, но и в естественности и особом викуловском обаянии в его обращении c партнершей, в способности эмоционально воспринять ее внутренний строй. Недаром в свое время говорили, что в белом adagio из "Лебединого озера" Викулов вместе с танцевальной "песней" Одетты зримо "пропевал" свое параллельное лирическое solo! Это был тот редкий случай, когда танец высоко оценивался не только критиками, но и заслуживал несвойственные балетному миру превосходные отзывы его многочисленных коллег.
Эта грань дарования С. В. Викулова открылась очень рано. Поразительно, но он выступал еще с самой Н. М. Дудинской! В 1962 году в Кремлевском Дворце Съездов он был ее Солором в сцене "Теней" из "Баядерки". А дуэт из балета Л. Делиба "Коппелия" неоднократно исполнялся ими на сцене Большого зала Ленинградской филармонии. Наконец, вспомним его дебют в "Жизели" со всемирно известной французской танцовщицей, прима-балериной Гранд-опера Ивет Шовире в 1966 году - именно Викулову К. М. Сергеев "передал" этот спектакль, тогда как ранее сам танцевал его со знаменитой гастролершей всякий раз, когда она приезжала в Ленинград.
Особым, что называется "отмеченным богом" считался дуэт Викулова с прославленной Наталией Макаровой, в паре с которой С. Викулов протанцевал более 10 лет, балериной, самой близкой ему по романтическому мироощущению и внутреннему душевному настрою: "Золушка", "Шопениана", "Спящая красавица", "Жизель", "Лебединое озеро", сергеевское pas de deux из балета Л. Делиба "Ручей" в гала-программах Н. М. Дудинской (Наталия Михайловна нередко устраивала в 60-е годы концерты своего класса на сцене Большого зала Ленинградской филармонии)! "Самому романтическому партнеру Сереже Викулову" - напишет в 2011 году Н. Макарова на подаренной ему только что вышедшей в свет своей книге "Биография в танце". Вместе с Макаровой они объездили в качестве приглашенных солистов всю Францию, Канаду, танцевали в Монте-Карло в знаменитом Зеркальном театре, на той самой площадке, где проходили в первой трети ХХ века все выступления антрепризы Сергея Дягилева…
Творчество Сергея Викулова характеризовалось и еще одним редчайшим сценическим достоинством: он был чрезвычайно элегантен, красив и графичен! Практически любая фотография, сделанная во время спектакля, т.е. выхваченный миг, выдает законченность, скульптурность каждого его движения, мизансценическую достоверность его жеста и мимики. Это доносят до нас и чудом сохранившиеся с тех времен кадры кинохроники.
Все эти качества вкупе с тонким музыкальным "слышанием" дают возможность одаренному артисту вынашивать и реализовывать еще и свои собственные пластические замыслы. У Сергея Викулова более двадцати хореографических произведений, включающих в себя и полнометражные постановки, такие, как "Тщетная предосторожность" и "Ромео и Джульетта", и постановки классических балетов в собственной хореографической редакции ("Лебединое озеро" и "Баядерка").

"Ромео и Джульетта". Ромео - С. Викулов. 1976

Это и целый ряд балетных номеров, поставленных на музыку шедевров симфонической классики. В 2007 году С. Викулов ставит для труппы "Балет Манила" свою знаковую работу: одноактный балет "Ночь" по повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" на музыку Первой симфонии Я. Сибелиуса - работу, удивительную по своему эмоциональному накалу, поражающую воображение даже искушенного зрителя-слушателя. Природная музыкальность, широкая эрудиция и умение уловить в симфонической партитуре то, что глубоко скрыто от "постороннего глаза", позволяют Викулову создавать поистине одухотворенные хореографические полотна, ставящие русское балетное искусство по-прежнему на особое положение.
Охватывая долгий творческий путь Сергея Викулова, порой удивляешься тому, в каких знаменательных событиях ему довелось участвовать! Его личным встречам и знакомствам со знаменитыми деятелями мировой культуры можно только позавидовать: здесь и легендарный тенор кировской сцены Николай Печковский, и выдающийся английский драматический актер сэр Лоуренс Оливье, и легендарный импресарио Сол Юрок, и всемирно известные мастера хореографии Серж Лифарь, сэр Фредерик Аштон и Антон Долин, и божественное колоратурное сопрано Милица Корьюс, и крупнейший русский скульптор второй половины ХХ века Михаил Аникушин, и художник с мировым именем Илья Глазунов…
Сергей Викулов сегодня - это патриарх ленинградской школы балета, последний романтик уходящего стиля интеллигентного мужского танца на Кировской сцене, один из самых ярких участников мирового триумфа Кировского балета в 60-70 годы, истинный петербургский танцовщик - народный артист Советского Союза, хранитель подлинного языка классического танца!

Раймонда - И.Колпакова, Жан де Бриен - С.Викулов
Зигфрид - С.Викулов, 1973
Жизель - И.Колпакова, Альберт - С.Викулов

Фотографии любезно предоставлены архивом Мариинского театра

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров