- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2014. - № 2(49)

 

ВЫСТАВКИ

 

Михаил Иванов

КЛОД МОНЕ. ТРИ ПЕЙЗАЖА ИЗ ФОНДА БАЙЕЛЕРА

 

 
 
 

20 мая Государственный Эрмитаж представил выставку из серии "Шедевры музеев мира в "Эрмитаже", на которой были показаны три пейзажа Клода Моне из Фонда Байелера.
Творчество Клода Моне (1840-1926) можно условно разделить на три периода. Ранний период включает первые пейзажные рисунки в 1856 году вплоть до первой персональной выставки в Галерее Дюран-Рюэля в 1883 году. Тогда же художник поселился в Живерни (Швейцария), с которым связал всю дальнейшую жизнь. Следующий, центральный период известен прежде всего сериями пейзажей, наполненных одним мотивом: "Стога", "Поля маков", "Тополя". Последний, самый протяженный этап, начинается в 1892 году изображениями Руанского собора, продолжается большой группой "Виды реки Темзы в Лондоне", а главным образом серийными изображениями созданного Моне огромного живернинского сада: "Луга", "Японский мостик", "Кувшинки"
Большую известность Фонду Байелера, созданного в Риене (Швейцария) в 1997 году одним из лучших галеристов ХХ века, принесли произведения импрессионистов и тех мастеров современности. Чьи имена до сих пор определяют пути мирового искусства. На выставке представлены три картины из Фонда Байелера, показывающие те грани его искусства, которые не отображены в коллекции Эрмитажа. Все они относятся к периоду Живерни, даже "Руанский собор", начатый в Руане в 1892 году и продолженный там же, но законченный в условиях мастерской в Живерни в 1894 году, когда творчество уже не нуждалось в подсказках натуры.
Общая проблема серии "Руанский собор", куда входит около 30 полотен, состояла не только в последовательном отображении переходных состояний освещённости собора, но в живописном перевоплощении визуальных эффектов в "симфонические" оркестровки. Удивителен каждый нюанс. Утренние лучи уже взбежали на верхние этажи башни Альбана, пока основание собора дремлет в глубокой тени, а готические камни покорны окутывающему их воздуху.
Все позднее творчество Моне связано с Живерни. Он разбил там сады, ставшие удивительным явлением садоводства и одновременно питательной средой живописи. Замечателен Большой пруд, его устройство связано с восточными традициями, деревянный мостик над ним и пышная флора рядом. "Японский мостик" из Фонда Байелера (1918-1924) написан после нескольких глубоко драматичных событий: смерть жены, инфаркт старшего сына, ухудшение зрения.
Главная тема живописи старого художника - "Кувшинки". Он пишет их снова и снова, не думая о предназначении своих панно. Со временем возникла идея поместить их в корпус Оранжери в садах Тюильри. Не все они "пригодились", а те, что остались, до середины ХХ века были неизвестны. Обобщённость цветовых пятен в поздних "Кувшинках" (1914-1917) исключительно велика: голубая вода и зеленый массив листьев, - ничего больше. Но важно помнить. Что обобщения Клода Моне внушены его пантеистическим отношением к вечно прекрасной природе, благоговением перед животворностью водной среды и растительного мира.
Отметим, что экспозиция представлена в залах импрессионистов, прекрасно дополняя собрание живописных произведений Моне из коллекции Государственного Эрмитажа, где находится великолепное собрание ранних произведений художника, начиная с прославленной "Дамы в саду" и двух больших монжеронских полотен.
Куратор выставки - главный научный сотрудник Эрмитажа А.Г. Костеневич представил выставку многочисленным журналистам.

Клод Моне. "Кувшинки" (фото автора)

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров