|
|
20 мая Государственный Эрмитаж представил выставку из серии "Шедевры
музеев мира в "Эрмитаже", на которой были показаны три
пейзажа Клода Моне из Фонда Байелера.
Творчество Клода Моне (1840-1926) можно условно разделить на три
периода. Ранний период включает первые пейзажные рисунки в 1856
году вплоть до первой персональной выставки в Галерее Дюран-Рюэля
в 1883 году. Тогда же художник поселился в Живерни (Швейцария),
с которым связал всю дальнейшую жизнь. Следующий, центральный период
известен прежде всего сериями пейзажей, наполненных одним мотивом:
"Стога", "Поля маков", "Тополя". Последний,
самый протяженный этап, начинается в 1892 году изображениями Руанского
собора, продолжается большой группой "Виды реки Темзы в Лондоне",
а главным образом серийными изображениями созданного Моне огромного
живернинского сада: "Луга", "Японский мостик",
"Кувшинки"
Большую известность Фонду Байелера, созданного в Риене (Швейцария)
в 1997 году одним из лучших галеристов ХХ века, принесли произведения
импрессионистов и тех мастеров современности. Чьи имена до сих пор
определяют пути мирового искусства. На выставке представлены три
картины из Фонда Байелера, показывающие те грани его искусства,
которые не отображены в коллекции Эрмитажа. Все они относятся к
периоду Живерни, даже "Руанский собор", начатый в Руане
в 1892 году и продолженный там же, но законченный в условиях мастерской
в Живерни в 1894 году, когда творчество уже не нуждалось в подсказках
натуры.
Общая проблема серии "Руанский собор", куда входит около
30 полотен, состояла не только в последовательном отображении переходных
состояний освещённости собора, но в живописном перевоплощении визуальных
эффектов в "симфонические" оркестровки. Удивителен каждый
нюанс. Утренние лучи уже взбежали на верхние этажи башни Альбана,
пока основание собора дремлет в глубокой тени, а готические камни
покорны окутывающему их воздуху.
Все позднее творчество Моне связано с Живерни. Он разбил там сады,
ставшие удивительным явлением садоводства и одновременно питательной
средой живописи. Замечателен Большой пруд, его устройство связано
с восточными традициями, деревянный мостик над ним и пышная флора
рядом. "Японский мостик" из Фонда Байелера (1918-1924)
написан после нескольких глубоко драматичных событий: смерть жены,
инфаркт старшего сына, ухудшение зрения.
Главная тема живописи старого художника - "Кувшинки".
Он пишет их снова и снова, не думая о предназначении своих панно.
Со временем возникла идея поместить их в корпус Оранжери в садах
Тюильри. Не все они "пригодились", а те, что остались,
до середины ХХ века были неизвестны. Обобщённость цветовых пятен
в поздних "Кувшинках" (1914-1917) исключительно велика:
голубая вода и зеленый массив листьев, - ничего больше. Но важно
помнить. Что обобщения Клода Моне внушены его пантеистическим отношением
к вечно прекрасной природе, благоговением перед животворностью водной
среды и растительного мира.
Отметим, что экспозиция представлена в залах импрессионистов, прекрасно
дополняя собрание живописных произведений Моне из коллекции Государственного
Эрмитажа, где находится великолепное собрание ранних произведений
художника, начиная с прославленной "Дамы в саду" и двух
больших монжеронских полотен.
Куратор выставки - главный научный сотрудник Эрмитажа А.Г. Костеневич
представил выставку многочисленным журналистам.
|
|
Клод Моне. "Кувшинки" (фото автора)
|
|
|