- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2014. - № 4(51)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Михаил Иванов

БАЛЕТНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ГАВРИЛИНУ

О премьерах балетов на VI Международном Гаврилинском
музыкальном фестивале

 
 
 

Международный Гаврилинский музыкальный фестиваль проходит в шестой раз на Вологодчине, родине выдающегося композитора, приуроченный 75-летнему юбилею В.А.Гаврилина. Он стал по-настоящему важным культурным событием не только этого региона. Фестиваль привлекает многих известных музыкантов из разных российских городов и зарубежных стран, расширяя тем самым свою географию.
Творчество Валерия Гаврилина, глубоко русское по своей природе, вызывает большой интерес своей искренностью, мощью, многозвучием. На фестивале были впервые представлены вокально-хореографическое действо "Скоморохи" и балет "Дом у дороги" в постановке известного петербургского хореографа Георгия Ковтуна, что стало открытием всего фестиваля.
"Скоморохи" - одно из ранних, наиболее ярких и значимых произведений композитора. Музыка оратории отличается экспрессивностью, сатирическим гротеском, блистательным соединением вокала и оркестра. Композитор использует как традиционную оркестровку, так и добавляет звучание гитары, балалайки, гармони, колотушек и других народных инструментов. В "Скоморохах" простыми, лаконичными средствами достигается огромная искренность и правдивость образов. Гаврилин признавался, что "в идеале это сочинение предназначено для миманса и балета".
И всё же перед хореографом стояла непростая задача: языком народного танца передать общую философско-этическую концепцию симфонического произведения, в котором скоморохи "высмеивают" в сатирических тонах драматические и даже трагические вехи русской истории. Вокально-хореографическое действо включает пятнадцать отдельных законченных картин: "Скоморошина", "Рождение царя", "Государева машина", "Императорский вальс", "Скоморох пугает страхом царей", "Скоморошек молодой", "Скоморох смеётся над барином, идущим на восстание", "Как цари убили смех на Руси", "Шествие на Петровскую площадь", "Ой, вы, песни", "Скоморохи на Невском", "Скоморошьи забавы", "Чёрная речка", "Ропот толпы".
Постановщик создаёт из этих картин яркое, захватывающее своим мастерством и изобретательностью действо, где всё тесно и оправдано соединено с тканью музыкального произведения. Ковтун использует самые разнообразные приёмы, чтобы воссоздать скоморошью удаль, веселое озорство и с колоритным гротеском передать "скоморошьи забавы" и "государевы утехи". Каждая картина - это хореографическая миниатюра со своим зачином, кульминацией и развязкой. Ярким, лихим, безудержным в своих потешных трюках явился Скоморошек (Александр Терещенко). Лукавой и озорной выглядела Скоморошенка (Анастасия Николаева). Самолюбивым и гротескным предстал Царь-государь (Денис Шерстнев). Яркие массовые танцевальные сцены, отражающие наиболее драматические исторические события, в сочетании с блистательным вокально-музыкальным исполнением, продуманной сценографией с буйством красок костюмов и использованием современных светотехнологий, - всё это вызывает искренний отклик и глубокое сопереживание зрителей.
Одноактный балет "Дом у дороги", представленный во втором отделении вечера, возвращает нас в другое время - в сороковые-пятидесятые годы прошлого века. Этот спектакль, по мотивам одноименной поэмы А. Твардовского, включает восемь картин: "Родной дом", "На покосе", "Война", "Бой", "Плен", "Сон", "Победа", "К новой жизни".
Хореограф Ковтун мастерски и с большой теплотой воссоздаёт на сцене светлый и ностальгический образ жизни обычной крестьянской семьи. Молодые люди Анна и Андрей живут полной и счастливой жизнью: любят друг друга, растят детей и строят планы на будущее. Их праздники наполнены общим весельем с шутками и народными плясками. Но мирная жизнь прерывается войной с её страданиями и потерями. Как в кинематографическом триллере, художественными средствами пластики и танца передаются ужасы военного времени, страдания в неволе. Не все возвращаются в родной дом после войны. Перед зрителем предстают раненые и искалеченные на войне односельчане. Главные герои повествования встречаются вновь. Глубоко лирические, искренние и гармоничные дуэты Анны (Оксана Леонова) и Андрея (Александр Терещенко) удачно включены постановщиком в композицию спектакля, создавая его целостность и в то же время сквозное действие.
Зрители восторженно приняли новые балеты, что является добрым знаком для их перспективы в будущем.
Балетные премьеры - это своеобразное приношение Валерию Гаврилину на одноименном фестивале. Отметим, что в этом безусловная заслуга народного артиста Российской Федерации Евгения Максимова, художественного руководителя Ансамбля песни и танца "Русский Север".
Е. Максимов - автор либретто представленных балетов. С помощью артистов руководимого им ансамбля и созданной им творческой группы, в которую вместе с Георгием Ковтуном вошли Виктория Андреева (хоровая редакция), Марина Браулова (художник-постановщик), Злата Стога (художник по костюмам) и солисты вокала Ксения Ковалёва и Валерий Белозерцев, состоялись эти премьеры, ставшие важным культурным событием Гаврилинского фестиваля.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров