- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2015. - № 2(53)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Михаил Иванов

ШТРАУСОВСКИЙ АККОРД НА ФЕСТИВАЛЕ

Об опере Р. Штрауса "Женщина без тени"

 
 
 

Приятным сюрпризом музыкального фестиваля "Звёзды белых ночей" можно назвать оперу Рихарда Штрауса "Женщина без тени", включенную в программу знаменитого фестиваля. Это довольно редко исполняемое произведение впервые было поставлено в России в Мариинском театре в 2009 году, почти через 90 лет после своей мировой премьеры в Вене в 1919 году.
Либреттист оперы Гуго фон Гофмансталь, австрийский драматург, воспевавший в символистских стихах и драмах эрос и смерть, предложил своему великому другу Рихарду Штраусу необычный сюжет, взятый из восточного предания, в котором Императрица - существо из мира духов - должна стать такой же, как все люди, и обрести тень (символ человечности и женского начала), или ее муж превратится в камень. Штраус сразу же проникся этим необычным либретто. Незамысловатый сюжет открывал богатый мир смыслов и на языке символов и давал возможность рассказать о становлении личности в борьбе с темными стремлениями человеческой души.
Согласно канве сюжета, Императрица хочет добыть тень, каких бы жертв это не стоило. Но столкнувшись с реальностью, она понимает, что находится между двумя мирами: один её не отпускает, другой не принимает. При этом проклятие мира духов ниспослано не ей, а Императору - ведь именно с ним должно случиться несчастье.
Постановщик оперы Джонатан Кент нашёл интересный режиссерский ход, сделав важные сценические акценты с учётом вокальных партий солистов. Так в доме семьи красильщика Барака и его жены, куда приходят Императрица (Млада Худолей) с Кормилицей (Ольга Саввова), предложившая ей купить тень у человека, открывается жизнь обычного труженика, который работает как вол, чтобы обеспечить трёх своих братьев и жену, которая молода и красива, но не очень довольна жизнью с Бараком. Колоритные вокальные партии героев как бы готовят зрителя к развитию дальнейшего действа. Перед лицом постигших их испытаний, в замечательном по своей эмоциональной насыщенности дуэте Барака (Владимир Ванеев) и жены Барака (Ольга Сергеева) раскрываются скрытые ранее чувства, создавая возвышенную лирическую гамму душевных переживаний. Удивительная песнь любви мужчины и женщины!
Действие оперы разворачивается стремительно как в кинематографе, чему способствует прекрасная работа художников (Пол Браун и Том Митчелл), которые, благодаря умело выстроенному видеоряду, создают ощущение сказочного мира.
Захваченная невообразимым действом: внушительным составом оркестра, хора, прекрасных оперных солистов, сценического и светового оформления, публика не сразу понимает, кто главный творец этого музыкального театрального чуда. И только после спектакля многие с благодарностью воспринимают удивительный дар их современника Валерия Гергиева, который не только простоял за дирижерским пультом весь многочасовой спектакль, но с большим знанием дела подобрал состав исполнителей, достигнув блестящего результата в исполнении выдающегося оперного произведения Рихарда Штрауса.

Рихард Штраус

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров