- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2015. - № 3(54)

 

КОНКУРСЫ

 

Светлана Сливинская

ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ И ВЕЛИКОЕ БЛАГО ДЛЯ МУЗЫКАНТА

О XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского

 
 
 

В год 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского по всей России и другим странам мира состоялось большое количество концертов из произведений композитора. Это стало своеобразным преддверием к конкурсу, в котором принимали участие музыканты со всего мира.
Как сопредседатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра посетил с концертами многие города России, в том числе уральский Воткинск, родину Чайковского, и Клин, в котором долгие годы жил и работал композитор.
Бросая взгляд к Первому конкурсу 1957 года, мы с горечью пожалеем, что ушёл из жизни его триумфальный победитель по специальности фортепиано, американский пианист Ван Клиберн. Но сколько замечательных музыкантов с тех пор были удостоены высших наград по всем специальностям. Они получили признание во всём мире, а затем многие золотые лауреаты стали членами жюри знаменитого конкурса, и, вспоминая волнения и успехи своей юности, с профессиональной страстью и искренней доброжелательностью экзаменовали вновь пришедших конкурсантов.
Состав жюри по всем специальностям был по-настоящему звёздным. В него входили самые знаменитые музыканты мира. Все они работали в исключительно благоприятных условиях, в которых находились также и конкурсанты. Со всеми можно было поговорить, обсудить важные для каждого проблемы. Большое количество опытных сотрудников и молодых волонтёров всегда готовы были помочь в работе. Атмосфера была исключительно благожелательная. Более того, после второго тура члены жюри проводили беседы с теми, кто не прошёл на дальнейшее соревнование. Ведь само участие в конкурсе - это уже великая честь и великое благо для музыканта. Ведь к конкурсу допускаются только заведомо отличные музыканты, и проба сил на таком музыкальном ринге - это уже, как говорится, знак высокого качества. А специальные премии присуждались и конкурсантам не прошедшим на третий тур. И это значит, что какие-то особые качества их таланта уже были отмечены, и это становилось своеобразной гарантией их дальнейшего успеха. К тому же некоторые молодые музыканты возвращаются на следующий конкурс, к которому готовятся все четыре года и получают более высокие премии. Можно сказать, что они становятся воспитанниками конкурса П. И. Чайковского и это освещает их путь особым магическим светом.
Важным обстоятельством является также то, что членами жюри конкурса были также музыкальные менеджеры, продюсеры, организаторы фестивалей и директора музыкальных театров, отличительными качествами которых является чёткое профессиональное чутьё, обострённый слух и зоркий глаз. Все они ищут на конкурсах своих будущих звёзд и талантливых исполнителей.
Пианисты и скрипачи соревновались в Москве в помещении Консерватории им. П. И. Чайковского, а виолончелистам и певцам, соревнующимся в Петербурге, были предоставлены филармонические залы и залы Мариинского театра.
Талантливые и высокопрофессиональные певцы - это будущее мировой оперы, им предстоит нести дальше эстафету этого великого искусства. И во время всех трёх туров члены жюри и многочисленные любители музыки, до отказа заполнявшие залы, пытались открыть исполнителей произведений Чайковского и Верди, Мусоргского и Пуччини. Важным моментом было также исполнение романса (в частности, романса Чайковского) и народной песни любой национальности, что дало возможность ознакомиться с характерными особенностями фольклора разных национальностей и манерой его исполнения. Этот параметр давал также возможности выявить талантливых певцов камерного исполнительства. И вот в течение долгих часов на сцены выходили Татьяны, Лизы, Германы, князья Елецкие, Рудольфы, Виолетты, Царицы Ночи… И все они с интересом обсуждались в кулуарах, у всех уже были свои поклонники и прорицатели судеб.
Страстно и горячо обсуждались также выступления виолончелистов, среди которых было много одарённых музыкантов. А сколько было талантов и сколько волнений. Болели за всех. После первого и второго тура с сочувствием, но и с надеждами провожали покинувших конкурс.
К третьему туру интерес и напряжение были уже крайними. И вот финал конкурса: объявляются долгожданные лауреаты. Церемония награждения в Москве проходили с виртуозной торжественностью; выразительный и ритмический сценарий был разыгран как по нотам. Ведущие легко переходили с русского языка на английский. Прекрасным английским языком блистал также находившейся в центре церемонии Валерий Гергиев, и присутствующие с восторгом наблюдали, что он умеет управлять не только дирижёрской палочкой.
По решению членов жюри победителями XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского стали:

по специальности фортепиано:
I премия и золотая медаль: МАСЛЕЕВ Дмитрий (Россия)
II премия и серебряная медаль: ГЕНЮШАС Лукас (Россия/Литва), ЛИ Джордж (США)
III премия и бронзовая медаль: РЕДЬКИН Сергей (Россия), ХАРИТОНОВ Даниил (Россия)
IV премия и диплом: ДЕБАРГ Люка (Франция)

по специальности скрипка:
I премия и золотая медаль: не была присуждена
II премия и серебряная медаль: ЦЗЕНЬ Юй-чень (Китай, Тайбэй)
III премия и бронзовая медаль: КОНУНОВА Александра (Молдова), МИЛЮКОВ Павел (Россия), КАЗАРЯН Гайк (Россия)
IV премия, специальная премия "За лучшее исполнение концерта с камерным оркестром: КАН Клара-Джуми (Германия)

по специальности виолончель:
I премия и золотая медаль: ИОНИЦА Андрей Ионут
II премия и серебряная медаль: РАММ Александр
III премия и бронзовая медаль: БУЗЛОВ Александр
IV премия и диплом: ФЕРРАНДЕС Пабло (Испания)

по специальности сольное пение:
I премия и золотая медаль: МАТОЧКИНА Юлия (Россия), ГААНБАТАР Ариунбаатар (Монголия)
II премия и серебряная медаль: МОСКАЛЕНКО Светлана (Россия), ВАН Чуаньюэ (Китай)
III премия и бронзовая медаль: ГАЛОЯН Манэ (Армения), ХАН Сын Ю (Ю.Корея)
IV премия и диплом: ВЕСЕНИНА Антонина (Россия). Григорьев Дмитрий (Россия).

Концерты лауреатов при участии оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева состоялись в Москве и Санкт-Петербурге. В Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве на концерте присутствовал президент России Владимир Путин.
В Петербурге музыканты выступили в переполненном зале "Мариинский - 2". Это был настоящий праздник молодости и таланта, и, окрылённые успехом молодые артисты, устремились в большую и творческую жизнь.
Долгими овациями сопровождалось выступление обладателя Гран-при - монгольского певца Ариунбаатара ГАНБААТОРА, обладателя прекрасного баритона. Арию Елецкого из оперы Чайковского "Пиковая дама" он исполнил не только проникновенно и музыкально, но и с большим пиететом, как будто низко кланялся незримо присутствовавшему в зале великому композитору.
Блестяще исполнила арию Дидоны из оперы Г. Берлиоза "Троянцы" солистка Мариинского театра Юлия МАТОЧКИНА (I премия).
С большим драматическим накалом, эмоциональной экспрессией и актёрской выразительностью прозвучала ария Хозе из оперы "Кармен" в исполнении китайского певца Чуаньюэ ВАНА (II премия).
Все инструменталисты явили собой многообразие талантов всех оттенков бесконечно богатой музыкальной палитры.
Среди виолончелистов лидировал Андрей Ионут ИОНИЦА. Обладатель золотой медали продемонстрировал замечательную технику и глубокое проникновение в суть исполняемого произведения. С изысканной музыкальностью и всеобъемлющим философским размышлением исполнил он 1-ю часть Концерта для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича (ми-бемоль мажор, соч. 107).
Много восторженных эмоций вызвал юный скрипач из Китая Юй-Чень ЦЗЕНЬ, исполнивший финал концерта для скрипки П. И. Чайковского (ре мажор, соч.35). Он был удостоен II премии (на этом конкурсе высшей). Ему всего 20 лет. Шестнадцатилетним он принял участие в прошлом XIV конкурсе, и со всей силой юного вдохновения и любви к Чайковскому он готовился к нынешнему конкурсу, в котором стал лидером. Многочисленные поклонники с верой в талант молодого музыканта просили приехать его и на следующий конкурс, в котором он, возможно, и будет удостоен золотой медали, которой уже два конкурса подряд не награждали никого. Пожелаем же удачи этому воспитаннику конкурса П. И. Чайковского, ведомого звездой великого композитора.
Обладатель первой премии Дмитрий МАСЛЕЕВ утончённо и в то же время восторженно исполнил финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (си-бемоль минор, соч. 23). Музыкант был также удостоен специальным призом за лучшее исполнение концерта с камерным оркестром во втором туре.
Большим успехом пользовались лауреаты II премии Лукас ГЕНЮШАС (Россия/Литва) и Джордж ЛИ (США), выступивший с головокружительным исполнением Большого этюда по Паганини Ф. Листа ("Кампанелла") S. 141, № 3.
С большими эмоциями и восторгом был воспринят петербуржец Сергей РЕДЬКИН. Но, кажется, что больше всего сердца любителей фортепиано завоевал молодой француз Люка ДЕБАРГ. В среде меломанов ему сначала пророчили победу, но нечаянный сбой в Ш туре отодвинул его на IV место. Ничего страшного, по мнению многих, у него впереди блестящее будущее. Это воистину таинственный музыкант, одарённый чудесным талантом. Он ещё вернётся… Точнее, уже вернулся. По приглашению Валерия Гергиева, к радости меломанов, он выступил с сольным концертом в Концертном зале Мариинского театра.
Желаем большой удачи всем лауреатам конкурса и всем, кто принял в нём участие.
Счастливого творческого пути!

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров