- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2015. - № 4(55)

 

ФИЛАРМОНИЯ

 

Светлана Сливинская

НОВЫЙ СЕЗОН В ФИЛАРМОНИИ

 

 
 
 

Петербургские любители музыки всегда с нетерпением ждут открытия филармонического сезона, ибо знают, что он несёт для них благостное отдохновение и, переступив порог знаменитых залов, они могут воспринять душой и сердцем.
И Филармония всегда сохранит свой высочайший уровень. Маэстро Юрий Темирканов, художественный руководитель Филармонии, выдающийся дирижёр и прекрасный организатор, свято хранит священные традиции Филармонии и, благодаря своему безупречному вкусу, предлагает интереснейший репертуар. И любые сюрпризы могут быть только высокоталантливые.
Программа сезона разнообразна и обширна. Знаменитые фестивали "Площадь Искусств" и "Музыкальная коллекция". Выступления прославленных оркестров: заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Филармонии под руководством Юрия Темирканова и академического симфонического оркестра Филармонии, возглавляемого его главным дирижером маэстро Александром Дмитриевым.
С оркестрами и сольными концертами выступят самые знаменитые музыканты мира: пианисты, скрипачи, виолончелисты, органисты, певцы, в том числе и недавно вспыхнувшие звёзды, свет которых уже ярко освещает музыкальный небосклон.
С филармоническими оркестрами выступят и дирижёры других стран. Знаменитые оркестры мира станут гостями петербургской Филармонии.
Филармонические оркестры как обычно совершат многочисленные концертные турне по разным странам мира, где выступят в самых известных концертных залах.
Специальными концертами будут отмечены памятные даты П. Чайковского, А. Скрябина, С. Прокофьева, Г. Свиридова.
Очень важным является "Эрмитажный проект" в рамках, которого в знаменитом музее пройдут культурно-просветительские концерты.
Как обычно, в филармонических залах пройдут благотворительные концерты и концерты для маленьких слушателей, где в числе многих интересных программ пройдёт также и "Фантазия" Уолта Диснея.
Концертный сезон Филармонии им. Д. Д. Шостаковича по традиции начинается в день рождения великого композитора - 25 сентября. (В этом году Шостаковичу исполнилось бы 100 лет). В памятном концерте выступил симфонический оркестр под управлением маэстро Юрия Темирканова. В концерте прозвучали Девятая симфония Дмитрия Шостаковича и Второй фортепианный концерт Иоганнеса Брамса (солист Гаррик Ольссон). Все симфонии Д. Д. Шостаковича - это своеобразная музыкальная летопись его жизни, жизни его страны, его взаимоотношений и взаимопроникновения с окружающей аурой. Почти всегда его музыка как лакмусовая бумага отражает состояние времени. Его музыка, высокопочтимая во всём мире, знала прекрасных исполнителей (Евгений Мравинский, Герберт фон Караян). И замечательным исполнителем его симфоний является маэстро Юрий Темирканов. Каждая симфония в его трактовке - это музыкальная картина эпохи с её сложными настроениями, прошедшими через душу автора. Девятая симфония, написанная сразу после Второй мировой войны, являет собой своеобразный глоток свежего воздуха после жутких дней блокады, мотивы которой звучат в Седьмой симфонии. Наравне с драматическими мотивами болезненных воспоминаний о прошлом в музыке Девятой симфонии с её тонкой мелодичностью сквозит свет, желание взглянуть в далёкие небеса и воспрянуть душой. Всё это сложное переплетение противоречивых эмоций и светлых устремлений с изысканной музыкальной живописью передана в исполнении оркестра Юрия Темирканова.
Второй концерт И. Брамса (си бемоль мажор, 1881) тоже наполнен светом, нежной любовью, а порой и порывами лучезарного сияния. Он был исполнен Гарриком Ольссоном, одним из лучших пианистов времени с виртуозным изяществом и самозабвенными, эмоциональными порывами.
Блестяще открыл сезон и симфонический оркестр под управлением Александра Дмитриева, исполнившего в память П. И. Чайковского его "Итальянское каприччио", своеобразное восторженное воспоминание о поездке в Италию. В исполнении оркестра Дмитриева чувствовалось упоение дивной природой этой страны, шелест апельсиновых рощ и ослепительная голубизна небесной лазури.
Девятая симфония А. Дворжака "Из Нового Света" у Дмитриева звучала как воспоминание о путешествии в очень понравившуюся ему Америку с её прериями, ковбойскими ритмами, индейским фольклором и каменными джунглями городов.
В концерте принял участие аргентинский пианист Серхио Тьемпо, прекрасно исполнивший Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Это одно из самых сложных фортепианных сочинений в трактовке Серхио Тьемпо прозвучало с трепетным восторгом и искренним эмоциональным блеском.
Столетие со дня смерти гениального композитора Александра Скрябина торжественно почтил симфонический оркестр Филармонии, дирижёром которого был Александр Ведерников.
В концерте приняли участие хор студентов и камерный хор Санкт-Петербургской
консерватории, а также пианист Андрей Коробейников.
Приход в мир музыки Александра Скрябина стал явлением поистине экстравагантным.
Изначально прекрасный пианист и большой почитатель Ф. Шопена, Скрябин создал много фортепианных произведений, в которых виртуозная структура была изысканно окрашена лирикой и патетикой одновременно. Таков и его фортепианный концерт (фа диез минор, 1886) с необыкновенной свежестью звучания и восторженными порывами, исполненный Андреем Коробейниковым.
Симфоническая поэма "Мечты" с её заоблачным полётом мечты и экзотическими устремлениями в высоты творчества, выраженные в трактовке А. Ведерникова, обрели почти "хрустальное" звучание этой импрессионистской партитуры и казалось, что сам звук отражается в переливах хрустальных филармонических люстр, свет которых становился равноправной гранью звучания симфонической поэмы.
"Прометей" ("Поэма огня") - является одним из уникальных сочинений, в котором помимо сложного музыкального языка, созданного из оркестра, хора и фортепиано, есть ещё и световая строчка (знаменитая цветовая гамма, открытая Скрябиным) и таким образом цвет и звук сливаются в единое целое. "Поэма огня" Скрябина стала воистину вселенским огнём, высеченным этим музыкальным Прометеем. Автор хотел, чтобы при её исполнении звучала и светила всеми цветами радуги буквально вся вселенная. В филармонической библиотеке хранится экземпляр партитуры, принадлежащий Соболеву, где рукой самого Скрябина написана световая строчка. И хотя воспроизведение её без специальной аппаратуры не представляется возможным, в оркестровом звучании у Александра Ведерникова ощущалось бесконечное богатство света и всполохов прометеева огня.
С большим нетерпением и предвкушаемыми восторгами ждали любители музыки выступления оркестра итальянского радио и телевидения (RAI). Национальный симфонический оркестр Италии - один из лучших оркестров мира и руководит им замечательный дирижёр Марко Анджиус.
Что и говорить, в этом оркестре на протяжении всей его истории играли только отличные музыканты и за его пультом стояли многие прославленные дирижёры.
Марко Анджиус - дирижёр тончайшей интуиции, эмоционально виртуозный и умеющий составлять нужный репертуар. На этот раз как одна из визитных карточек Италии в программу вошёл "упоительный" Россини и с изящным блеском была сыграна увертюра к его опере "Семирамида". Далее творчество популярного, всеми любимого композитора, нашего современника Нино Роты, представленного сюитой из знаменитого фильма Федерико Феллини "Дорога". Дирижёр умеет открыть душу каждого произведения и перед слушателями в звуках музыки мысленно предстала живописно-тревожная дорога крошечного цирка и лучезарная улыбка Джульетты Мазини.
Дирижёр в своём ошеломляюще упоительном исполнении подарил пять этюдов картин Сергея Рахманинова в замечательной оркестровке Отторино Респиги. Этот утончённый музыкальный импрессионист очень любил русскую музыку. Он был учеником Н. А. Римского-Корсакова и высоко чтил талант и мастерство своего учителя. Под влиянием его сказочных музыкальных струй Респиги создал свои знаменитые импрессионистские "Фонтаны Рима" и страстно любя музыку Рахманинова, переложил на оркестр его живописные этюды-картины, которые трогательно и образно преподнёс слушателям Марко Анджиус.
И прекрасная Италия зазвучала также одной из самых загадочных струн её многословной души - скрипкой Паганини. Замечательная, виртуознейшая скрипачка Анна Тифу исполнила концерт № 2 для скрипки с оркестром Паганини (La companello). И её исполнение сверкало переливающейся, жемчужной россыпью и волшебно льющимся перезвоном бесконечного множества небесных колокольчиков.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров