- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 1(56)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Светлана Сливинская

"ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ". XVI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЗИМНИЙ ФЕСТИВАЛЬ

 

 
 
 

Это экстраординарное музыкальное событие, состоявшееся в самом центре Петербурга на одной из красивейших площадей мира, было овеяно буквально волшебными звуками музыки. Открытие в Большом зале предстало как истинный праздник для любителей музыки. Чувствовалось, что слушатели всех поколений испытывают большую радость от священной встречи с большим искусством. В этот вечер выступал заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Филармонии под руководством своего художественного руководителя, прославленного дирижера маэстро Юрия Темирканова.
Филармония под художественным руководством маэстро Юрия Темирканова - это всегда знак качества. Здесь выступают только самые замечательные музыканты всего мира. Это уже всем знакомые звёзды первой величины, которые всегда стремятся приехать в этот элегантный белоколонный зал и которых с нетерпением ждут их поклонники. Это и молодые музыканты, звезда которых взошла совсем недавно, это и восходящие звёзды и дети, ещё совсем юные звёздочки, талант которых всегда замечает маэстро Юрий Темирканов и освещает их путь в таинственную звёздную галактику.
Во время фестиваля в музыкальных образах вспоминали юбиляров, чей гений сегодня освещает наш путь и, безусловно, будет делать это и для следующих поколений пока Земля ещё вертится. Это П. И. Чайковский (175 лет со дня рождения), Ян Сибелиус (150 лет со дня рождения), Г. В. Свиридов (100 лет со дня рождения). А самыми блистательными исполнительскими звёздами были и остаются два знаменитых филармонических оркестров и их маэстро Юрий Темирканов, Николай Алексеев и Александр Дмитриев.
На инаугурации фестиваля маэстро Юрий Темирканов со своим оркестром исполнил Симфонию № 2 Яна Сибелиуса. Темирканов является прекрасным знатоком творчества Сибелиуса и глубоко чувствует музыкальное мироощущение этого композитора. В его исполнении мир выдающегося финского композитора раскрывается во всей его мощи и суровой красоте. И на этот раз маэстро Юрий Темирканов подарил любителям музыки строгие картины живописной музыки Сибелиуса, в которых звучала суровая природа Севера, холодные воды северного моря, омывающие гранитные скалы, крики чаек, высокие полёты альбатросов и твёрдая воля человека, живущего в условиях этой природы и любящего её. Симфония Сибелиуса в исполнении маэстро Темирканова дохнула отважным дыханием гранитной северной романтикой и стойкого непоколебимого благородства.
Молодая китайская пианистка Юджа Ван имела оглушительный успех. С оркестром Юрия Темирканова она исполнила Концерт №2 для фортепиано с оркестром
П. Чайковского. Гармония исполнения солистки и оркестра была абсолютной. Пианистка продемонстрировала виртуозную, изысканную, буквально "жемчужную" технику и уникальное piano, в котором, несмотря на быстрые переливы пассажей, был отчётливо слышен каждый звук. Юджа Ван показала своё глубокое понимание этого замечательного, к сожалению не так часто исполняемого произведения П. Чайковского, в котором прозвучала вся жизнь композитора с её творческими волнениями, гармонией, противоречиями и глубочайшим ощущением красоты. Игра китайской пианистки - это была воистину сама красота.
Далее эстафету принял уникальный, уже легендарный пианист Борис Березовский. Он получил известность ещё в совсем юном возрасте. Его победа на Международном конкурсе имени П. Чайковского (I премия, 1990) открыла перед ним все знаменитые концертные залы мира, которые и сегодня всегда с нетерпением ждут его выступлений. А на фестиваль "Площадь искусств" он стремиться по трепетному зову сердца. И в юбилейный год великого композитора он играет свои любимые "Времена года", играет как вселенскую симфонию на фортепиано, подчёркивая ещё раз величие этого инструмента, который по праву сравнивают с оркестром. Березовский часто играет "Времена года", но каждый раз они звучат по-новому, но всегда очень свежо и юно. Каждый год приносит новые события и времена этого года проживаются снова, овеянные новыми настроениями, новыми эмоциями, новым дыханием. Трепетно и вдохновенно прозвучали у Березовского также произведения Листа и его парафразы на темы произведений Ф. Шуберта и И. Баха.
С заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Филармонии дважды выступал замечательный дирижёр Николай Алексеев. Его выступления, в которых эмоции сочетаются с глубокими философскими раздумьями, всегда доставляют большую радость. Он исполнил произведения всех трёх юбиляров на фестивале. Торжественно, патетично, с порывами скорби и просветления прозвучала Симфония № 6 (Патетическая) П. Чайковского. Задумчивой поэтичностью и верой в духовные силы человека был овеян "Маленький триптих для оркестра" Георгия Свиридова. И далее вместе с оркестром под управлением Алексеева выступили лауреаты конкурсов имени П.Чайковского и Яна Сибелиуса.
Андрей Ионица - лауреат XV Международного конкурса имени П. Чайковского (I премия, 2015) блистательно исполнил Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Алина Погосткина (Германия), лауреат IX Международного конкурса имени Я. Сибелиуса (I премия и Специальный приз за исполнение концерта Сибелиуса, 2005) виртуозно и вдохновенно сыграла концерт для скрипки с оркестром Сибелиуса. Лукас Генюшас - лауреат XV Международного конкурса имени П. Чайковского (II премия, 2015) восторженно, романтично, с глубоким философским проникновением в структуру произведения исполнил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.
В качестве дебютантки фестиваля с исполнением Концерта № 2 для фортепиано с оркестром выступила победительница конкурса пианистов в Лидсе (I премия, 2005) Анна Цыбулёва.
Академический симфонический оркестр Филармонии под руководством и управлением Александра Дмитриева очень любим петербургскими меломанами, как и рафинировано интеллигентный талант его руководителя. "Итальянское каприччио" П. Чайковского в его исполнении было романтичным и лучезарным. А в Симфонии № 1 Яна Сибелиуса зримо слышались картины северной природы, бесконечно любимой композитором. И эти музыкальные пейзажи оттеняли повествование о жизни художника - благородное, эмоционально сдержанное и философски задумчивое.
В качестве солиста в концерте выступил замечательный пианист Питер Донохоу (Великобритания), лауреат VII Международного конкурса имени П. Чайковского, вторая премия,1982. (Первая премия в том году не присуждалась). Вместе с оркестром он исполнил Вариации на тему Паганини для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. В виртуозной структуре этого сочинения с его головокружительными пассажами звучал воображаемый блеск звуков скрипки легендарного Паганини, трансформированных в восторженные звуки фортепиано.
Накануне Питер Донохоу выступил в Малом зале Филармонии, элегантный стиль которого всегда очень любим и музыкантами и любителями музыки. Знаменитый музыкант чувствовал себя в нём желанным гостем. Зал был настолько переполнен, что пришлось даже открыть двери, ибо часть публики оставалась в вестибюле. У музыканта много поклонников и среди молодёжи, и Донохоу с радостью общался со своими слушателями. К тому же он был в ауре П. Чайковского и вместе со всеми провожал его юбилейный год. Для любителей музыки он вдохновенно исполнил Сонату ля мажор, KV 331 Моцарта, "Отражения" Равеля и 13 прелюдий, соч. 32 Рахманинова, продемонстрировав блистательную технику, безграничную палитру музыкального звучания и образное совершенство каждого произведения.
Большой интерес вызвал также вокальный репертуар с академическим симфоническим оркестром Филармонии под управлением Алексея Ньяги, с которым выступил знаменитый ансамбль The Swingle Singers, исполнивший произведения Чайковского, Корелли и рождественские песни.
Интересным были также вокальные вечера, когда с певцами в качестве аккомпаниаторов выступали известные пианисты, прекрасно показавшие свои возможности ансамблистов, а затем сыгравшие и сольные программы.
Так с замечательной певицей Ольгой Перетятько (сопрано) выступил пианист Александр Гиндин, лауреат Х международного конкурса имени П. Чайковского (IV премия, 1994). Они исполнили романсы П. Чайковского и С. Рахманинова, а затеи Гиндин блестяще сыграл Концертный парафраз Верди-Листа на тему Meserere из оперы Дж. Верди "Трубадур".
На закрытии фестиваля в Большом зале Филармонии с оглушительным успехом в концертном исполнении была представлена опера П. Чайковского "Иоланта". В концерте принял участие заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр под управлением Юрия Темирканова и известные певцы, среди которых были также и лауреаты международных конкурсов разных лет П. Чайковского. Светлые образы "Иоланты" и блистательная, многогранная трактовка маэстро Юрием Темиркановым музыкальной палитры оперы медленно погружалась в предновогоднюю ауру Петербурга, окрашивая её в тональности добра и красоты.
К Филармонии присоединились и другие действующие лица фестиваля. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии представил оперетту Иоганна Штрауса "Венская кровь", радуя слушателей чудесными мелодиями короля вальсов и как бы улавливая во времени эхо музыкальной Вены, готовящейся приветствовать предновогодний мир музыкой своего великого Маэстро.
Государственный Русский музей как всегда радовал своими замечательными выставками. И на этот раз он представил исторически ценнейшую экспозицию "Пётр I. Его время и окружение", осветив светлую память основателя города.
К сожалению, и это тоже уже стало печальной традицией, разочаровал Михайловский театр. В год П. И. Чайковского он представил нелепую постановку "Щелкунчика" 2013 года испанского хореографа Начо Дуато, специалиста в основном по испанскому фольклору. Жаль, что в Петербурге имеют место подобные эксперименты. Ведь этот город знает замечательные постановки этого спектакля, место которых заняло это беспомощное рукоделие.
Зато очень порадовал Спас на Крови (Храм Воскресения Христова), где в исполнении Камерного хора Смольного Собора под руководством Владимира Беглецова прозвучали произведения П. Чайковского, М. Мусоргского, М. Балакирева, Г. Свиридова. - благозвучные позывные приближающегося Рождества.

Большой зал Филармонии
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров