- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 1(56)

 

ОПЕРА. ПРЕМЬЕРЫ

 

Светлана Сливинская, Михаил Иванов

НОВОГОДНЕЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРЖЦАМ ОТ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

"РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА" - ОПЕРА-ФЕЕРИЯ НА МУЗЫКУ РОДИОНА ЩЕДРИНА

 
 
 

Опера написана специально для Мариинского театра и посвящена маэстро Валерию Гергиеву. Либретто оперы было создано самим композитором по сказке словацкой писательницы Бажены Немцовой в переводе Николая Лескова и мотивам русских народных сказок. Старинные сказочные мотивы, преломлённые в были-небылицы, часто звучали в творчестве Лескова, большого поклонника сказок всех времён и народов. И этот замечательный писатель, большой знаток русской души и русского фольклора, издавна был любимцем Родиона Щедрина, обращавшегося и ранее к его творчеству. Вспомним его великолепную оперу "Левша" в прекрасной постановке Алексея Степанюка.
И на этот раз Лесков (опосредованным образом) Щедрин и Степанюк, встретились снова, чтобы с помощью дивной сказки поздравить людей с новым годом и Рождеством Христовым. И это удалось наславу.
Итак, по вдохновенному зову души к волшебству - в лесу родилась ёлочка, вернее, возродилась как птица Феникс с дивным оперением из искусно смонтированных электрических гирлянд. Чудеса старинной сказки и современной техники нашли друг друга и рука об руку пошли по XXI веку. Мотивы народных сказок, вещих снов, старинных преданий, примет и верований сплелись в единый сказочный узор, нашедший свой образ в звуках виртуозно оркестрованной музыке Щедрина, где мелодическая красота, выразительные музыкальные портреты персонажей и импрессионистки живописные голоса всех инструментов оркестра создали поистине волшебную музыкальную фреску.
Щедрин - выдающийся мастер оркестровки, заставляет каждый инструмент быть своеобразным солистом, действующим лицом всего музыкально-сценического действа. В его музыке зримо звучат чарующие картины природы, весёлые шествия праздничных гуляний, славные, трогательные и озорные образы былей-небылиц, чудесные перепевы колокольных звонов, окуренных ладаном церквей. Ну а в сказке как всегда всё должно быть невероятным, чудесным, сказочным.
Собирательные образы персонажей этих сказок идут из глубины веков. Но они всегда современны, как добро и зло, как смена времён года, как сама природа в её первозданной красоте.
Славная героиня сказки Замарашка отсвечивает мотивами вечной Золушки, уже почти пять веков живущей на свете. Замарашка - красивая, добросердечная, услужливая, несёт в себе вечное стремление к добру.
Здесь же присутствуют и её антиподы: злая, корыстная Мачеха (Анна Кикнадзе) и её дочь Злыдня (Лариса Юдина), всячески помыкающие добрую, безотказную Замарашку, которой приходится подчас выполнять невозможные поручения, как например, сбор фиалок в заснеженном лесу. Сказочным царством, как и положено, управляет Царица, в меру заботливая, в меру чопорная, иногда вздорная, но всё-таки благоразумная и желающая добра свои подданным. Распорядителем при ней был великий канцлер, который и вёл все дела сказочного царства. Трону служили также: царский дровосек, караульные офицеры, глашатаи, гвардейцы, разного рода придворные и всегда послушный им народ.
Основными же персонажами можно считать Двенадцать Месяцев, символов смены времён года и perpetuum mobile всей жизни.
Каждому месяцу композитор создал свою музыкальную характеристику, изображая в звуках образ времени года. В характеристике месяцев Щедрин использовал мужские и женские голоса. Их сказочно красивые партии, при создании которых композитор использовал свой уникальный талант понимания природы и мастерство виртуозного владения оркестром, звучат воистину как волшебство самой вселенной.
Время действия оперы - 31 декабря, канун нового года. В этот момент все месяцы собираются на поляне, чтобы передать "полномочия" своим собратьям наступающего года. Возглавляет это шествие Декабрь, подводящий итоги года уходящего.
Собравшись в заснеженном лесу, месяцы встретили Замарашку, отправленную на поиски фиалок. Уставшая и обессиленная, она заснула среди сугробов. Месяцы пожалели добрую девочку и решили ей помочь. Декабрь уступил своё место Апрелю, и перед Замарашкой появилась весенняя поляна с благоухающими фиалками.
Когда Замарашка принесла цветы домой, Мачеха со Злыдней поспешили отнести их во дворец, ибо Царица не могла вступить в новый год без свежих лесных фиалок и обещала мешок с золотом тому, кто их доставит во дворец.
Мачеха и Злыдня сказали Царице, что сами собрали фиалки в заснеженном лесу, но она не поверила им. Лгуны были подвергнуты испытанию на детекторе лжи, и во всём признались. Как во всех сказках добро восторжествовало. Доставленная во дворец Замарашка с помощью волшебного кольца, подаренного ей Апрелем, вызвала к Царице Двенадцать Месяцев и тайна появления фиалок была раскрыта.
Великолепно создан зрительный образ спектакля: режиссерское решение (режиссер-постановщик Алексей Степанюк), декорации (художник-постановщик Александр Орлов), художник по костюмам - Ирина Чередникова, художник по свету - Александр Сиваев, видеография - Виктория Золотникова, сценическое движение (хореограф - Илья Устьянцев).
Публика, входящая в зал, сразу же видит занавес и кулисы тёмно-сапфирового цвета, усыпанные золотыми светящимися звёздами. Поэтому можно представить, что местом действия является сама предновогодняя вселенная. Ведь в сказках возможно и такое. Разнообразно, искусно выполненные цветовые подсветки, эмоционально подчёркивают характер меняющихся сцен. Здесь режиссер использует своеобразный кинематографический приём сменяющихся кадров, что позволяет воспринимать происходящее в манере живописно движущегося повествования.
Начало спектакля стало заставкой ко всему последующему действу и здесь проявилось истинное богатство воображения режиссера и художников. Это было ожившее царство сказок, персонажи которых радужно веселись на рождественском карнавале. В искрящемся водовороте разноцветной толпы просматривались и персонажи Лескова. А зоркий глаз и яркая фантазия могли усмотреть также ненароком и персонажей "Левши". В буйном веселье движущейся сказки каждый зритель мог уловить черты знакомых персонажей, собравшихся вместе.
Здесь можно было найти и элементы уличного театра, характерного для русского фольклора. Всё сверкало и было наполнено весельем.
Затем в глубине сцены возникла изба Мачехи с двумя кроватями, напоминающими современные шезлонги. Авторы спектакля нередко бросают своеобразные взгляды в сегодняшний день. Далее друг за другом следуют сцены, представляющие дворец Царицы и зимний лес. Берёзовый лес возникает откуда-то из поднебесья. Сверху на него обрушивается лавина белого снега, и с земли поднимается жемчужно-пепельный пар. Всё это создаёт картину фантастической ирреальности такой необыкновенной красоты, что вызывает в памяти кадры фильмов Лукино Висконти. И среди этого снежного царства внезапно возникает поляна с фиалками, согретыми "юным солнцем Апреля". И магическая фиалка становится полнокровным действующим лицом спектакля, его скрытой душой, несущей хрупкую, нежную красоту. В своё время фиалка была любимым цветком многих поэтов. Гёте посвятил ей проникновенные стихи, ею любовался Тютчев, а знаменитая пармская фиалка стала романтическим символом любви.
Двенадцать Месяцев внешне представляют собой высокие конусообразные конструкции цвета звёздного неба, подстать вселенной, с которой символически они слиты воедино. Месяцы плавно движутся по сцене, тоже в стиле уличного театра, когда по праздничным площадям бродили ряженые персонажи на высоких ходулях. Всё как в сказке. Виртуозно созданное освещение дополняет эту феерическую картину. Цвет движущихся прожекторов тоже несёт эмоциональную нагрузку: голубой подчёркивает бездонность звёздного неба, зелёный - тональность нежной весны, а лиловый - магические фиалки. Зрелище было настолько красиво и оригинально, что слегка танцевальное движение Месяцев по сцене часто сопровождалось аплодисментами зрительного зала.
Режиссер-постановщик вместе с талантливой группой художников разных специальностей прекрасно проводит всё сквозное действие спектакля и приводит его к полной гармонии с замечательной труппой.
Хотелось бы также отметить работу хореографа. Все актеры движутся очень пластично. В массовых сценах иногда вводится лёгкий танцевальный ритм. И даже разнообразные предметы реквизита активно участвуют в общем театральном действе.
Замечательно созданы также образные костюмы всех персонажей. Выдающийся маэстро Валерий Гергиев дирижировал уже многими произведениями Родиона Щедрина и досконально знает и чувствует его творчество. В "Рождественской сказке" Гергиев создаёт уникальный музыкальный образ произведения. Его музыкальные картины живописны и рафинированы. По сказочному заворожено звучат соло всех инструментов, виртуозно со всеми оттенками красочной музыкальной палитры, выпевающих свои партии и вновь гармонично сливающихся с оркестром. В каждом звуке оркестра заключено волшебство и поэтому музыкальный образ спектакля получился воистину магическим. В персонажах Двенадцати Месяцев, образах времён года, Гергиев создаёт утончённую музыкальную живопись. В сценах народных гуляний в оркестре звучат штрихи весёлых шуток. В гротескных образах Мачехи и Злыдни проскальзывает терпкий юмор. И всёпобеждающая доброта светится в нежном образе Замарашки. Для этой партии композитор использовал колоратурное сопрано, которое из всех оттенков голоса плетёт истинное кружево сказочной мечты.
Голос и мастерство певицы Пелагеи Куренной творит чудеса. Певица и маэстро Гергиев проводят эти сцены на запредельной звуковой красоте, и кажется, что их тончайшее пьяно растворяется в глубинах звёздной галактики.
Финальная сцена - большой хор, своеобразный гимн Радости и Доброте, замечательная работа главного хормейстера Андрея Петренко. Звучит вера в то, что новый год должен умножить эти божественные чувства. Все участники спектакля восторженно поют эту своеобразную "оду к радости", а проводящий свои последние минуты в этом году месяц Декабрь в прекрасном исполнении Эдуарда Цанги произносит свои последние слова: "Давайте делать людям добро" а из зрительного зала доносятся возгласы: "Спасибо! С новым годом!".
Музыкальное и сценическое действо спектакля гармонично во всех деталях. Сказочный образ рождественской оперы стал ценным достоянием Мариинского театра. Теперь наряду с балетной рождественской сказкой П. И. Чайковского "Щелкунчик" появилась и оперная сказка Р. К. Щедрина.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров