- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 2(57)

 

ПРОЕКТЫ

 

Светлана Сливинская, Михаил Иванов

ДИАЛОГ ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ

 

 
 
 

Всемирно знаменитый Государственный Эрмитаж валяет собой не только ценнейшее собрание изобразительного искусства, которое стремиться увидеть весь мир. Есть также понятие: музыкальный Эрмитаж, балетный Эрмитаж, театральный Эрмитаж.
Изысканное здание Эрмитажного театра проводит на своей сцене всевозможные спектакли и концерты, которые делают Эрмитаж храмом всех искусств, как впрочем, и было ещё с давних времён, когда при императорском дворе работали самые знаменитые музыканты Европы, а сама Екатерина Великая занималась литературным сочинительством.
Сегодня на сцене театра идут самые знаменитые балеты, а зарубежные гости великого города, которые, едва вступив на его землю, часто говорят: "Дайте нам Эрмитаж и "Лебединое озеро". Иногда они могут получить это сразу, не выходя из Эрмитажного комплекса.
Эрмитаж устраивает интереснейшие музыкальные фестивали, и музыка звучит прямо в его залах и внимают ей не только слушатели, но и сами картины. И уже тогда между музыкой и живописью происходит своеобразный воображаемый диалог.
Санкт-Петербургская филармония всегда тяготела к Эрмитажу и способствовала организации его концертов. В частности замечательный дирижёр н. а. России Николай Алексеев давно высказывал свои мысли об организации концертов, посвящённых взаимосвязи музыки и живописи. Поскольку всё в природе искусства взаимосвязано, то Алексеев считал очень интересным явлением одновременное звучание музыки и демонстрации живописных полотен. В своё время А. Н. Скрябин открыл цветовую гамму, где каждому звуку соответствовал определённый цвет. В филармонической библиотеке хранится партитура симфонической поэмы "Прометей", принадлежавшая Л. Л.Сабонееву, где рукой самого Скрябина прописана световая строчка. В культурно-просветительском проекте Филармонии и Эрмитажа, автором которого является Алексеев, слушатели одновременно с восприятием музыкального произведения имели возможность сопоставлять его с шедеврами живописи. В их эмоциональном сознании происходит спонтанное взаимодействие музыкальной и живописной палитры, что являет собой истинное творческое единство.
Проект Николая Алексеева нашёл свою благодатную почву. 5-й концерт шестого абонемента "Эпоха романтизма. Истоки и влияния" был подготовлен Филармонией вместе с Эрмитажем. Заслуженный коллектив России, академический симфонический оркестр под управлением Николая Алексеева изумительно исполнил симфоническую сюиту "Весна" и Танцы для арфы и струнных оркестра Клода Дебюсси. Арфистка Анна Макарова издавала воистину волшебные, зачарованные звуки, вызывающие ощущение едва пробуждающей весны. Музыка Дебюсси, композитора-импрессиониста, отличается большой колористической утончённостью, в которой слышатся цветовые гармонии. Ведь критика утверждала, что Дебюсси ощущал цветовые тональности, а его любимым цветом был голубой, ассоциирующийся с морем, небом и ранней весной. При исполнении его произведений на экран проецировались картины его современников: Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Пьера Боннара, Кеса Ван Дюнгена. Эпоха импрессионизма представала в изысканном музыкально-живописном единстве. И в какой удивительно точной художественной гармонии представала перед слушателями "Весна" Дебюсси с сиренево голубой задумчивостью картины "Уголок сада в Монжероне" Клода Моне или фейерверком цветовой мозаики знаменитого "Куста" Ван Гога.
Созданная в ту же эпоху "Весна священная" Игоря Стравинского, с её взрывными зигзагами музыкального экспрессионизма, ворвавшегося в созерцательность импрессионизма, резко повернуло эмоциональное мироощущение к тайнам языческой Руси с её поклонением к исконной матери-земле. Эта музыка прозвучала в исполнении Николая Алексеева во всём её живописном богатстве, которое становилось зримым через таинственные полотна Поля Гогена или взрывной "танец" Анри Матисса. Гармония и контрапункт причудливо взаимодействуют друг с другом в диалоге музыки Стравинского с картинами современника композитора Василия Кандинского, живописная палитра которого являет собой гармоническое сочетание абстракции и внутреннего порядка.
В концерте принимала участие з. а. России арфистка Анна Макарова. Ярким и живописным было выступление директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского. Симфоническая сюита "Весна" и Танцы для арфы и струнных оркестра.
Этот очень интересный музыкально-живописный концерт под руководством и покровительством Николая Алексеева и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского стал своеобразным прологом для дальнейшего плодотворного сотрудничества Филармонии и Эрмитажа, которое найдёт своё воплощение в абонементе № 7 Большого зала Филармонии "Диалоги об искусстве" в сезоне 2016-2017 гг.
В этом новом культурно-просветительском цикле с вступительным словом перед концертами выступит Юлия Кантор, руководитель историко-информационной службы Эрмитажа. За дирижёрским пультом будут стоять Николай Алексеев, Алексей Ньяга, Максим Алексеев и Александр Дмитриев.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров