- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 3(58)

 

ЮБИЛЕИ

 

Светлана Сливинская

"ВПЕРЕД К ПЕТИПА!"

 

 
 
 

Эта фраза, сказанная в своё время великим петербуржцем, которому было суждено стать создателем американского балета New York City Ballet Георгием Мелитоновичем Баланчивадзе (Джорджем Баланчиным), отражает самую суть балетного мироздания. Мариус Петипа - это и есть главное имя в истории мирового балета, это - эталон, к которому должно стремиться. Баланчин был прав, ибо был настоящим знатоком творчества Петипа. И сам он был создан той же сценой, где создал свои шедевры Петипа. Будучи вдали от родины, душевно он был всегда с ней рядом. По его признанию, он каждый день, как молитву, произносил заветные слова: "Петербург. Мариинский театр. Чайковский. Петипа", и принимался за работу.
Увидеть на сцене Мариинского театра шедевры Петипа - это всё равно, что увидеть работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта в Лувре или в Эрмитаже.
В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа и эту дату будет отмечать вся мировая культура.
А выдающийся хореограф нашего времени Олег Виноградов начал отмечать этот юбилей уже сегодня. И этот воистину бриллиантовый путь завершится к юбилею великого хореографа, который станет своеобразным этапом в его вечной творческой жизни.
Как говорится, пути Господни неисповедимы. И так сложилось, что Олег Михайлович Виноградов в сети сложных семейных переплетений и браков попал в родство с великим Петипа. В его доме хранится изящное зеркало, когда-то принадлежавшее Петипа, в которое смотрелся сам великий мэтр и которое, если верить преданиям, сохранило в своём Зазеркалье его облик. Волшебное зеркало…
Олег Виноградов - выпускник АРБ имени А. Я. Вагановой. Но по воле судьбы он творческий путь начал в Новосибирске в Большом театре Сибири. Там собралась отличная творческая команда, в которую входил и блистательный Никита Долгушин. А возглавлял балетную труппу замечательный мастер Пётр Андреевич Гусев, под руководством которого Виноградов создал свои первые хореографические опыты. Но талант юного балетмейстера был настолько большим, что его "Золушка" и "Ромео и Джульетта" сразу же заявили о себе. Знаменитые критики В. Красовская, В. Чистякова и другие отправились в Новосибирск, чтобы увидеть новый талант. Они пришли в восторг от работ Олега Виноградова. После Новосибирска Олег Виноградов руководил балетной труппой МАЛЕГОТа и в течение 23 лет возглавлял балет Мариинского театра. За это время он создал много замечательных произведений, а его шедевр "Тщетная предосторожность", по свидетельству многих балетоманов, они смотрели постоянно, то есть ходили на каждый спектакль, как ходят на "Жизель" или "Лебединое озеро".
Сегодня Виноградов руководит балетной труппой Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Силами этой труппы он поставил свою знаменитую "Золушку", по-прежнему пользующуюся большим успехом, и "Щелкунчика" В. Вайнонена в своей редакции. Так как состав труппы небольшой, то он подверг этот спектакль редакции с учётом меньшего состава исполнителей.
Вместе с руководимой им труппой он вступил на нелёгкий путь, ведущий к юбилею М. Петипа. И свой гала-концерт он назвал "Петипа. Вечная красота".
К сожалению, отсутствие финансирования не позволило пригласить высокооплачиваемых артистов. Однако это ещё раз подчеркнуло другую сторону вопроса: звёзды со стороны не только не делают погоды, но и создают подчас ложные иллюзии. Профессиональная труппа не нуждается в блуждающих звёздах, она сама может справиться с любыми задачами. И гала-концерт был тому доказательством. К тому же в Консерватории обучаются разным хореографическим специальностям и иностранные студенты, для которых творчество Петипа является священным и которые с большим энтузиазмом взялись за освоение репертуара. Для них это была большая честь и искренняя радость. Вложив в работу всю свою душу, они достигли большого успеха.
В гала-концерте выступили также участники проекта Classical Dance Alliance (CDA) - международного центра хореографии и педагогики классического балета (Нью-Йорк) под руководством народного артиста СССР, профессора О. М. Виноградова и Большой симфонический оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова под управлением Максима Алексеева.
Гала-концерт с участием замечательной балетной молодёжи разных стран провёл сам Олег Виноградов, благодаря ценным комментариям которого этот концерт стал зримым путеводителем через пространство и время вечной красоты.
Сначала Виноградов обратился к заветам знаменитого французского хореографа Жана-Жоржа Новерра, от которого и начался этот великий хореографический путь.
Балетное путешествие во времени начинается с галантной эпохи французского придворного танца и отзвуки золотого Версаля светятся в "Аллеманде". Танец на музыку Ж.-Ф. Рамо с большим пиететом исполнили участники проекта DNA. "Испанская фолия" на музыку Ж.-Б. Люлли в хореографии Р. Фёйе со сверкающими огоньками затаенной страсти была изумительно исполнена "Барочным балетом Анджолини".
Далее танцевальное время ведёт к расцвету романтического танца и знаменитому "Па-де-катру" А. Долина на музыку Ц. Пуни, где воздушные балерины вызывают в памяти образы Марии Тальони, Фанни Чаррито, Карлотты Гризи и Люсиль Гран, божественно парящих в своих невесомых хитонах (Диана Маркова, Виолетта Жирова, Индира Низамутдинова, Анна Серикова). За ними следует "Шопениана" М. Фокина, воздушная поэма царствия сильфид, созданная хореографом в знак почтения перед великой эпохой романтизма, где погружённый в свои грёзы поэт созерцает эти вечные образы. Красоты (Ирина Адилова, Пётр Борченко, Виолетта Жирова, Анна Серикова, Индира Низамутдинова, Ирина Проценко).
Далее путь ведёт к знаменитой лебединой легенде "Умирающий лебедь" М. Фокина на музыку К. Сен-Санса страстно и трогательно в тонах изящной хореографической мелодии пропела замечательная Юлия Махалина. А экстравагантный "Чёрный лебедь" Л. Якобсона в исполнении Александры Иосифиди своими экзотическими руками-крыльями рисовал в пространстве образ фантастической сказочной птицы.
И вот замечательный концерт подводит к самому Петипа, точнее к Петипа/ Чайковскому, к самой вершине музыкально-хореографической красоты. Адажио из балета "Лебединое озеро" исполнили Ирина Адилова и Пётр Борченко. С чувством истинного восторга и предельной самоотдачи танцу исполнила вариацию принцессы Авроры из балета "Спящая красавица" Ю Чуан Лиу и вариацию феи Смелости восторженная и виртуозная Шу Вэй Чу.
Перед заключительным аккордом гала-концерта была показана хореография Петипа P.S., периода, следующего за творчеством великого мастера: Па-де-де из балета "Щелкунчик" П. Чайковского/В. Вайнонена в исполнении Виолетты Жировой и Юрия Калинина, трио нимф из балета Ш. Гуно/Л. Лавровского "Вальпургиева ночь" в исполнении Клеа Калвин, Ирины Проценко, Анны Сериковой. И особо хотелось бы подчеркнуть мастерство и эмоциональность американских воспитанников Олега Виноградова в исполнении Адажио на музыку С. Барбера в остановке Олега Виноградова.
И в финальном Grand pas из балета Л. Минуса/М. Петипа "Пахита", являющий собой истинный фейерверк хореографической виртуозности и блеска, все участники проявили столько любви и мастерства, что хотелось воскликнуть: они все звёзды. И этот гала-концерт, как умелое сочетание крупных планов лучших страниц истории балета мог бы быть показан и в других городах, ибо даже самый неискушённый зритель, увидев его, навсегда сохранил бы в своей душе это эхо вечной красоты. А великий хореографический путь творчества Мариуса Петипа, подобно великому шёлковому пути достоин бы пройти, как эмблема великой красоты через всю планету.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров