- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 3(58)

 

ЮБИЛЕИ

 

ЧАЙКОВСКИЙ. PRO ET CONTRA

Балет Бориса Эйфмана
на музыку П. И. Чайковского
Декорации: Зиновий Марголин
Костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Свет: Александр Сиваев, Борис Эйфман

 
 
 

24 мая 2016 года на сцене Александринского театра состоялась премьера балета Бориса Эйфмана "Чайковский. PRO et CONTRA". Это можно сказать - итог многолетнего осмысления хореографом личности и творческого мира великого композитора. Спектакль сочинен на музыку П. И. Чайковского. Премьера прошла незадолго до юбилея Бориса Эйфмана, который 22 июля отметит свое 70-летие.
П. И. Чайковский - пожалуй, самый любимый композитор Эйфмана. На его музыку хореографом поставлены такие знаковые спектакли, как "Идиот" (1980), "Красная Жизель" (1997), "Анна Каренина" (2005) и "Евгений Онегин" (2009).
Отдельно необходимо отметить балет "Чайковский", выпущенный в 1993 году и с неизменным успехом демонстрировавшийся по всему миру. В этом спектакле Эйфману фактически удалось материализовать на сцене бессмертную музыку Петра Ильича, воплотить в пластике симфонию страстей. Появление "Чайковского" принято ассоциировать со стартом новейшего этапа в творческой жизни Санкт-Петербургского государственного академического театра балета. Именно в начале 1990-х Борис Эйфман сосредотачивается на создании масштабных хореографических психодрам и утверждает данную эстетическую форму в качестве основной для себя и своей труппы. Сегодня он предлагает новое, оригинальное пластическое высказывание, соответствующее современным художественным и технологическим возможностям балетного театра.
"Обращаясь на протяжении многих лет к музыке Чайковского, я понял, насколько глубок, бездонен мир композитора. Осознал разнообразие тем, связанных с его творчеством, психической сущностью, взаимоотношениями с близкими. Все это не было в достаточной степени исследовано мной ранее. Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию творческих мук Чайковского", - говорит Эйфман.
Хореографический текст новой постановки, как нельзя лучше гармонирующий в эмоционально-драматургическом плане с музыкой композитора, отличается разнообразием и предельно точно передает внутренние переживания героев. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживался Чайковским, стал источником невыносимых душевных страданий и предопределил трагически исповедальное звучание его произведений.
Основу повествовательной ткани балета составляют наполненные фантасмагорией воспоминания умирающего композитора. Перед глазами изможденного Чайковского проносится вся его жизнь - как горячечное предсмертное видение. Развивая принцип многоликости героев, их распадения на целую галерею образов, Эйфман намеренно усложняет конструкцию спектакля и структуру персонажей. Аллюзии на великие творения композитора - балеты "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" - смыкаются с фантазиями на тему опер "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Так, Двойник композитора, олицетворение его сложной и трагической природы, предстает перед зрителями в образах Ротбарта, Дроссельмейера, Онегина и Германа. Покровительница Чайковского Надежда фон Мекк оборачивается в балете то Пиковой дамой, то злой Феей Карабос. Тайна рождения нетленных шедевров, появляющихся словно наперекор миру повседневности с его низменной суетой, находится в центре внимания хореографа-мыслителя и становится ключевой философской проблемой спектакля.
Оригинальные декорации балета "Чайковский. PRO et CONTRA" созданы художником Зиновием Марголиным. Автором костюмов стала Ольга Шаишмелашвили. Оба театральных художника ранее неоднократно успешно сотрудничали с хореографом и его труппой. Световая партитура подготовлена Александром Сиваевым в соавторстве с Борисом Эйфманом.
Главные партии в балете исполняют ведущие солисты Театра, лауреаты премий Президента РФ и Правительства РФ, премий "Золотая Маска" и "Золотой Софит": заслуженный артист России Олег Габышев, Сергей Волобуев, Любовь Андреева, Мария Абашова и другие.
Борис Эйфман:
"Петр Ильич Чайковский - творец, чья музыка десятилетиями вела меня и питала созидательной энергией. Его произведения погружают слушателя в неукротимый поток эмоций, пробуждают мечты и фантазии, преображая и возвышая человека.
Я всегда стремился понять, почему композитор, достигший огромной славы и полностью реализовавший свой дар, создавал столь трагическую музыку? Бесспорно: главным источником мук, испепелявших его душу, стало гнетущее осознание собственной инаковости, трактовавшейся Чайковским как проклятие. Но не только роковое внутреннее раздвоение обрекло композитора на немыслимые страдания. Неотвратимость и всевластие фатума, враждебность окружающего мира, вечное одиночество трепетной души - все это лишало Чайковского даже призрачной надежды на обретение покоя и счастья.
Творческий процесс великого художника - всегда загадка. Понять его так же сложно, как и проникнуть в личную жизнь гения. Где найти границу, за которой кончается обыденность и начинается творчество? В судьбе художника эти два начала сплетаются воедино. Радость и страдание, победы и поражения, апофеоз мысли и вихрь страстей - все возлагается на алтарь великих свершений в искусстве. Такова участь каждого творца: он постоянно окружен восторженными почитателями и завистниками, поклонниками и клеветниками.
Жизнь Чайковского - это нескончаемый диалог с самим собой, его творчество - исповедь, полная боли и гнева".

БОРИС ЭЙФМАН
художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета

Борис Эйфман - один из немногих российских хореографов, если не единственный, продолжающих активную творческую работу на протяжении десятилетий. В его творческом списке - более 50 постановок. Хореограф является народным артистом России, лауреатом Государственной премии России, премий "Золотая Маска" и "Золотой софит", кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней, а также обладателем многих международных наград и титулов.
Борис Эйфман родился в Сибири, окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. В 1977 году он создает собственную труппу - Ленинградский "Новый балет", сегодня известную миллионам зрителей как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. Концепция коллектива была достаточно смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.
Уже первые спектакли труппы - "Двухголосие" и "Бумеранг" - принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию "хореографического диссидента".
В период конца 1970-х - начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Хореограф и его характеризующаяся особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры. Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который передавал предельный накал страстей героев: "Поединок", "Идиот", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Легенда", "Двенадцатая ночь", "Мастер и Маргарита", "Убийцы" и другие.
Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями "Я - Дон Кихот", "Красная Жизель", "Русский Гамлет", "Анна Каренина", "Чайка", "Евгений Онегин", "Роден", "По ту сторону греха", "Реквием", "Up & Down", "Чайковский. PRO et CONTRA". Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.
Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка - все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.
Эйфман - хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как "психологический балет". Газета The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: "Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это - Борис Эйфман".
Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года эта балетная школа инновационного типа, чья деятельность направлена на воспитание творческой элиты России, начала свой первый учебный год.
Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.
Спектакли хореографа перенесены на сцены Берлина, Вены, Варшавы, Неаполя, Риги, Буэнос-Айреса, Монтевидео, Токио, Сеула, Астаны и других городов.
Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века - основные составляющие творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.

"Роден". Фото - Майкл Кури
"Чайковский. PRO et CONTRA". Фото - Евгений Матвеев

(по материалам пресс-службы Академического театра балета Бориса Эйфмана)

От редакции:
Борис Эйфман - настоящая гордость отечественной культуры, который по праву является национальным достоянием нашей страны, представляя собой убедительное подтверждение, что Россия остаётся в лидерах не только в сохранении и развитии шедевров классического балета, но и самых передовых мировых достижений в области современного танца.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров