- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 4(59)

 

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

 

Светлана Сливинская

ДИВНЫЕ МЕЛОДИИ В АУРЕ ПЕТЕРБУРГА

О концерте Надежды Кучер в Филармонии

 
 
 

Солистка Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Надежда Кучер обладает воистину дивным голосом, замечательной вокальной техникой и, самое главное, своеобразным вокальным и актёрским мастерством, что даёт ей возможность из каждого произведения создать образный шедевр.
Петербургские любители сольного пения очень требовательны. И с того, как они собирались в Малый зал имени М. И. Глинки, было видно, что они готовятся к настоящему празднику. Их ожидания были вознаграждены, и они в свою очередь, наградили певицу бурными аплодисментами и роскошными букетами цветов.
Голос Надежды Кучер очень красив по тембру, обладает большим диапазоном, выразительно звучит во всех регистрах и позволяет ей исполнять разнохарактерный репертуар.
Певица порадовала также выбором репертуара, начав своё выступление с упоительного Россини. Выразительно и драматично прозвучала сцена Матильды из оперы "Вильгельм Тель", а изящные колоратурные россыпи арии Аменаиды из оперы "Танкред" вызвали в памяти таинственные переливы жемчуга.
Большой интерес вызвала редко исполняемая ария Луизы из оперы "Луиза" Шарпантье и лучезарно исполненный певицей полонез Эльвиры из оперы "Пуритане" Беллини.
Вслед за оперными раритетами последовало замечательное собрание романсов. И здесь ценным был тот факт, что голосу певицы были доступны произведения, написанные и для тончайшей колоратуры и для драматического сопрано. Всё оно в исполнении Надежды Кучер, обладающей также большим сценическим обаянием, зазвучали как тонко огранённые драгоценности вокала.
Цикл романтических романсов Листа на стихи В. Гюго завершал знаменитый романс "Как дух Лауры", в котором с тончайшими нюансами одухотворённого пьяно певица передала образ любовной мечты.
На живописном эмоционально-интеллектуальном уровне прозвучали романсы П. И. Чайковского. Нежная, задумчивая "Колыбельная", страстный, восторженный романс-гимн "Закатилось солнце" и исполненный трепетной любви романс "День ли царит".
Романсы С. В. Рахманинова в исполнении Надежды Кучер полны не только чудной рахманиновской красоты, но и глубоких философских размышлений. Бурным всплеском пробудившейся весны дышал романс "Вешние воды" и нежной импрессионистской красотой светился знаменитый романс "Здесь хорошо".
И кажется, что всем в зале было действительно хорошо. Успеху концерту способствовал также замечательный пианист Дмитрий Павлий. Голос певицы и голос фортепиано во всех произведениях составляли единое гармоничное целое.
В Пермском театре оперы и балета за всю историю его существования было много прекрасных певцов. И мы поздравляем знаменитый театр с ещё одним замечательным талантом - певицей Надеждой Кучер, которой желаем больших успехов на лучших сценах всего мира.

Надежда Кучер
Дмитрий Павлий

ИНТЕРВЬЮ


НАДЕЖДА КУЧЕР: ВЕСНОЙ СОСТОИТСЯ ДЕБЮТ В "ЛЮЧИИ ДЕ ЛАММЕРМУР"

Вы учились в Минске на музыковедческом факультете, а почему решили сменить специальность? И почему Bы решили поступать именно в Петербургскую консерваторию?
Это была мечта с тех пор, как я начала петь - сначала в хоре. И руководитель всегда говорил мне: если ты хочешь научиться петь, то ехать надо только в Петербург. На крайний случай - в Москву.

Значит, заниматься вокалом было не только Вашим решением?
Нет, в принятии этого решения мне никто не помогал. Я же все-таки выбрала музыковедение. Но потом немного разочаровалась в этой профессии, хотя закончила училище с красным дипломом и получила приглашение в консерваторию. Тем не менее я решила оставить эту специальность, так как поняла, что для меня будет слишком скучно заниматься педагогикой или писать научные труды. А петь мне всегда хотелось.

В прошлом году Вы стали победительницей престижнейшего всемирного конкурса вокалистов BBC в Кардиффе? Как Вы считаете, что прежде всего дает современным певцам участие в конкурсе? Профессиональный рост, пиар, ангажементы?

Пожалуй, конкурс является лучшей тренировкой нервной системы. Что очень важно для оперного артиста. А также беспроигрышный репертуар. Не секрет, что певцы возят на конкурсы одно и то же, оттачивая эти произведения до блеска, доводя до совершенства. И это правильно: чудес на свете не бывает, произведение недоученное и непетое лучше не исполнять. Часто хорошие певцы не становятся победителями именно оттого, что рискнули спеть "сырое", невыученное произведение, и в такой стрессовой ситуации недостатки стали особенно слышны. Поэтому у каждого молодого перспективного певца есть определенный костяк программы, который ездит из конкурса в конкурс. Мой педагог Тамара Ивановна Новиченко позаботилась о том, чтобы у меня был большой конкурсный репертуар, начав готовить его со мной с момента поступления в консерваторию. Но в Кардиффе я даже позволила себе три дебюта: Луиза, которую я еще нигде не пела, готовила специально для конкурса; и два оркестровых дебюта - ариозо Франчески и арию Констанции из "Похищения из Сераля" Моцарта. Но страха у меня при этом не было. Все что я делаю, я делаю наверняка.

Вы одна из немногих российских певиц, которые исполняют и музыку эпохи барокко, и ультрасовременную музыку. С чем связано обращение к этому репертуару?
Конечно, с Теодором Курентзисом, который большой любитель такой музыки. Но сейчас я ее почти не исполняю, потому что всегда предпочитала бельканто и теперь стараюсь работать с музыкой этого направления.

Сложно ли было переключиться на барокко с академической школы, помогал ли Вам кто-либо из педагогов?
Да, переключаться непросто. Требуется некоторое время, необходима перестройка голосового аппарата. Я работала над этим с Теодором Курентзисом в процессе многочасовых репетиций, где мы вычищали каждую ноту, каждый звук. У Теодора особенный слух, он слышит перспективу звучания, которого можно добиться. У него оно звучит в голове и он может часами (без перерывов) добиваться этого звучания. Мы настолько погружались в работу, что даже не замечали, как пролетает время.

Насколько это помогло Вам в профессиональном плане?
Мне это очень помогло в развитии слуха. Я имею в виду слух тембральный. Он учит слышать свой голос "в правильном направлении", качество голоса. Для каждого, конечно, это свое понятие.

Говорят, что музыка барокко и современная музыка (музыка 20 века) в чем-то даже больше похожи, чем, например, барокко и романтизм?
Может быть, в способе звукоизвлечения.
Что мне нравится в современной музыке - в ней нет таких строгих правил. Ее исполнительская традиция еще не сложилась, поэтому каждый может сделать ее так, как чувствует. Еще один плюс - можно общаться с автором и спросить у него, как он слышит свое сочинение.

У Вас был такой опыт?
Еще во время обучения в консерватории я участвовала в исполнении новой оперы Мартынова "Вишневый сад". Николай Авксентьевич много работал с солистами, показывал материал, объяснял, сам играл, всегда присутствовал на всех репетициях. Александр Сладковский (дирижер) тоже всегда спрашивал мнение композитора. И мне это очень помогло.
Еще помню, как солировала в новых хоровых сочинениях Успенского. Там был даже курьезный случай: с хором работал дирижер Станислав Легков и он сам постоянно спорил с автором, доказывал ему, что так, как у него написано, звучать не будет, предлагая свой вариант.
На Дягилевский фестиваль, где я пела оперу "Медея-материал" Паскаля Дюсапена, тоже был приглашен автор. Помню, я так ждала этой встречи, так хотела с ним пообщаться и показать свою работу - но, к сожалению, не поучилось. Дюсапен не смог приехать по состоянию здоровья.

Какие партии в своем обширном и разностилевом репертуаре Вы считаете самыми сложными?
Конечно, самым сложным всегда остается бельканто, потому что там очень много задач. Помимо того, что надо иметь диапазон, еще надо, чтобы весь диапазон был озвучен от самого низа до самого верха. Зато именно в этом репертуаре голоса способны раскрываться на 200%.

Для многих вокалистов камнем преткновения в освоении опер современных композиторов становится интонационная сложность.
Да, здесь мне как раз очень пригодилась солидная музыкальная подготовка и абсолютный слух. Но это не значит, что без этого невозможно выучить такие партии: во всем, что мне приходилось слышать из современной музыки, не было ничего такого, что нельзя было бы исполнить. Просто чтобы выучить и "впеть" такие партии, уходит больше времени: их нельзя сразу взять и прочитать с листа, как то же бельканто.

Как появляется решение спеть тут или иную партию? Зависит ли это от ангажементов? Или Вы сами учите интересующую Вас партию и ищете, где бы ее исполнить?
И так, и так бывает.

А какая партия Ваша самая любимая?
Пожалуй, Эльвира в "Пуританах". Она, конечно, безумно сложная, но я ею прониклась. Мечтаю ее еще где-нибудь спеть.

Сколько времени обычно уходит у Вас на разучивание партии?
Если это классический репертуар, то обычно месяц. Но необходимо заниматься регулярно. Можно выучить и за более короткий срок, если есть необходимость, но тогда и забывается все с такой же скоростью.

Вам больше нравится петь что-то одно на протяжении определенного периода времени (зарубежная система стаджионе) или, наоборот, чередовать разные партии, как в российских репертуарных театрах?
Конечно, лучше петь что-то одно. Поэтому я и не работаю в репертуарных театрах, по крайне мере, предпочитаю не работать и надеюсь, что и не придется. К счастью, во многих репертуарных театрах штат довольно большой и такое чередование происходит редко. За исключением теноров, которых, как правило, не хватает и они вынуждены петь все подряд.

А какие партии в ближайших планах?
Весной состоится дебют в "Лючии де Ламмермур".

Приходилось ли Вам сталкиваться с актуальной сейчас проблемой режиссера в опере? Есть ли что-то, что Вы никогда не согласитесь делать на сцене?
К счастью, со мной такого пока не было. Бывали случаи, когда мне казалось, что режиссер не совсем понимает тот или иной момент. Но не до такой степени, чтобы приходилось отказываться от участия в спектакле.

Как Вы выстраиваете программы Ваших сольных концертов?
Концертов у меня не так много и пока программу каждого я составляю индивидуально. Во многом это зависит от публики, от страны, где приходится выступать. Но при этом я стараюсь не идти на поводу. Я противник хитов и практически не пою то, что звучит везде и поют все. Мне нравится исполнять более раритетные вещи, которые нельзя услышать в театрах. Например, на вечере в Малом зале Филармонии я спою арию Аменаиды из "Танкреда" Россини. Эта опера вообще нечасто исполняется в мире, а если звучат фрагменты в концерте, то, как правило, это арии Танкреда, которые гораздо более популярны.

Зависит ли репертуар концерта от площадки, где Вы будете выступать?
Скорее да. Например, в Малом зале филармонии прекрасно звучат оперные арии, да и вообще, в нем можно исполнять любой репертуар. Но залы бывают разные: в мае у меня был дебютный концерт в Лондоне, в Middle Temple Hall. Это камерный зал с великолепной акустикой, но оперу в нем я не стала исполнять.

Как Вы подбирали программу, которую будете исполнять в Малом зале?
Первое отделение - партии, в которых я недавно дебютировала (дебюты за два года). Второе отделение - мои любимые камерные сочинения.

Вы выступали в обоих залах Филармонии, а какой из них Вам больше нравится?
Тут все просто: под фортепиано я предпочитаю Малый зал, под оркестр - Большой.

В чем специфика публика петербургской филармонии?
Мне достаточно хорошо знакома и привычна петербургская публика, потому что я здесь училась и мне приходилось часто выступать. Поэтому я хорошо знаю, что публика здесь, что называется, продвинутая. Это меломаны, которые ценят качественное исполнение и чувствуют разницу. Поэтому выступать здесь для меня всегда очень ответственно. Это не значит, что где-то менее ответственно, но здесь публика действительно знает, что она хочет услышать.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров