- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 4(59)

 

КОНКУРСЫ

 

Светлана Сливинская

"ДУШОЙ ИСПОЛНЕННЫЙ ПОЛЁТ"

О VII Международном балетном конкурсе "VAGANOVA prix"

 
 
 

Именно так хотелось бы назвать это поистине грандиозное и в то же время со всех точек зрения поэтическое событие. Даже тесёмки на обычных бейджах конкурса напоминали атласные ленточки на пуантах, которые хочется сохранить на память.
Высшая похвала Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой за возрождение
этого замечательного конкурса, созданного в 1988 году выдающимся танцовщиком, хореографом и педагогом Константином Михайловичем Сергеевым, и несправедливо отложенного на долгое время.
И вот возрождённый конкурс стал истинным праздником для его участников и любителей балетного искусства. Конкурсанты вошли в знаменитый зал-класс, где когда-то под руководством М. Петипа и А. Вагановой работали самые выдающиеся танцовщики в истории балета, и казалось, что их тени благословляют сегодня юных артистов. Можно утверждать, что этот конкурс лучшей в мире балетной школы помогает будущим артистам в их формировании и становлении. Достаточно вспомнить, что лауреатами этого конкурса были ныне знаменитые Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Ирина Желонкина, Анна Поликарпова, Майя Думченко, Андриан Фадеев, Игорь Колб, Владимир Шкляров.
Книга выдающегося педагога А. Я. Вагановой "Основы классического танца" стала буквально балетной библией для истинных служителей Терпсихоры, и представители почти всех хореографических училищ России и многих балетных школ других стран приехали на конкурс имени А. Я. Вагановой.
Председателем жюри конкурса была легендарная Ирина Колпакова, народная артистка СССР. В памяти любителей балета навсегда осталась её лучезарная Аврора из балета "Спящая красавица", ставшая её своеобразной визитной карточкой. Сейчас Ирина Александровна преподаёт в знаменитом American Ballet Theater в Нью-Йорке, где высоко чтут её искусство.
Под руководством Колпаковой в качестве членов жюри работали всемирно известные представители хореографического искусства: Марина Леонова, народная артистка России, ректор Московской государственной академии хореографии; Жанна Аюпова, народная артистка России, первый проректор, художественный руководитель Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой; Валентина Козлова, основатель и художественный руководитель международного балетного конкурса в Нью-Йорке; Юкари Сайто, художественный руководитель балета Токио; Аманда Беннетт, ректор Базельской академии балета, Динна Бьорн, искусствовед, постановщик балетов Августа Бурнонвиля в Датском Королевском театре, Хён Вун Ким, преподаватель Корейского государственного национального университета искусств (Сеул).
В первом туре конкурсанты должны были исполнить классический экзерсис, alma mater балетного искусства, по которому сразу проявляются данные и подготовка танцовщика. Далеко не всем удалось преодолеть это испытание. И это понятно, ибо конкурс держал очень высокую планку. Однако юные танцовщики при всём естественном желании победы понимали, что их время ещё не пришло, и были счастливы самой возможности участия в конкурсе и получению большого энергетического заряда на дальнейшее творчество. И к тому же общение со своими юными коллегами со всего мира в стенах священной петербургской школы, было само по себе большим счастьем.
Второй тур конкурса проходил на сцене знаменитого Эрмитажного театра, видевшим за свою долгую жизнь многих блистательных танцовщиков. Конкурсанты должны были исполнить либо pas de deux, либо две сольные вариации. На их выбор был представлен большой классический репертуар из знаменитых балетов. И на сцене замелькали вариации Авроры, Раймонды, Жизели и фрагменты из "Лебединого озера".
В нынешнем конкурсе участники были поделены на две группы: старшую (17-19 лет) и младшую (15-16 лет). Отметим при этом, что "малыши" быстро и ловко догоняли "взрослых".
В качестве гостей вне конкурса во втором туре выступили гости из Корейской национальной академии искусств.
И вот тревоги и волнения позади, жюри выносит своё решение. 14 участников второго тура получали почётные дипломы, двое - путёвки на стажировку, ну а всех лауреатов ждала на гала-концерт знаменитая сцена Мариинского театра.
Первой премии были удостоены студенты Корейского национального университета искусств Ли Субин и Ли Санмин. Партии Жизели и Альберта из балета А. Адана "Жизель" в их исполнении были выше всяких похвал. Это была сама красота и само совершенство. От юной Жизели невозможно было оторвать глаз, казалось, её хрупкий силуэт неслышно парит в ночном воздухе, насыщенном ароматом лилий. И казалось, что так когда-то парила Мария Тальони. И вне всяких сомнений юная балерина уже является подарком для мирового балета... Восток, как говорится, дело тонкое… Но в Корейском национальном университете искусств очень чтут школу Вагановой. А свои первые шаги в балете эта юная "взрослая" чудесная девушка делала под руководством прекрасного педагога Маргариты Куллик - ученицы Н. М. Дудинской. Так опосредованно петербургская школа растворяется в балетной школе страны "утренней свежести".
Много интересных дискуссий было по поводу замечательной пары из выпускного класса АРБ им. А. Я. Вагановой Элеоноры Севенард (класс Т. А. Удаленковой) и Егора Геращенко (класс Н. М. Цискаридзе), получивших вторую премию. Они представили на суд наитруднейшую хореографию - Одиллии и Зигфрида из балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро". Юные танцовщики обладают прекрасными профессиональными данными, замечательной красотой, отличной техникой и, безусловно, сцена Мариинского театра в скором времени осветится их незаурядными талантами. Они были удостоены также специальной премии им. Н. М. Дудинской и К. М. Сергеева, что символически делает их продолжением блестящей плеяды лучших представителей петербургского балета.
Из учениц младшей группы первую премию получила Мария Буланова (АРБ, класс педагога Людмилы Ковалёвой). Пятнадцатилетняя балерина исполнила вариацию Раймонды из картины "Сна" балета А. Глазунова "Раймонда". Эта вариация, принадлежащая к категории высшей трудности исполнительского искусства в мировом балете, явила у Булановой сочетание юности и зрелого мастерства, красоты и поэтичности. Её изящные жесты, лёгкие прыжки и поэтическая кантилена танца отразили вдохновенный образ старинной сказки. На небосклоне мировой хореографии начала свой восход ещё одна загадочная звезда. Она ещё совсем юная, мы ждём расцвета балерины и надеемся на замечательный талант её педагога.
Премии конкурса получили учащиеся Москвы, Новосибирска, других городов, но большинство их досталось ученикам АРБ и обучающимся в ней иностранным студентам, что ещё раз подтверждает достоинства знаменитой петербургской школы. Вместе с учениками успех отмечали и их замечательные педагоги.
Своеобразный звёздопад лауреатов позволил артистам продемонстрирововать свои таланты в знаменитых классических балетах.
Хотелось бы подчеркнуть, что в честь Вагановой были исполнены вариации из её шедевра "Диана и Актеон" из балета "Эсмеральда" Чезаре Пуни в её редакции. Это сочинение часто исполняется на конкурсах, ибо даёт танцовщикам показать свои возможности.
Так сильной, смелой, истиной богиней охоты предстала в вариации Дианы юная Ёсиэ Эрина из Японии (АРБ) и виртуозными и живописными прыжками завораживал Эрвин Загидуллин (АРБ).
Несколько юных танцовщиков обратились к знаменитому "Корсару" А. Адана/М. Петипа. Томной, сказочной одалиской предстала японская балерина Симада Харуи (АРБ). С большим азартом, юмором и в то же время изяществом легко протанцевал вариацию купца из Pas d'esclave Арсентий Лазарев (Новосибирское хореографическое училище) и зажигательной, виртуозной техникой, очарованием и изяществом покорила Анастасия Смирнова в вариации Медоры (приз Фонда Дианы Вишневой).
Приятно, что юные танцовщики демонстрируют свою любовь к старинному балету "Жизель", которому всегда поклоняются и любители балета. Вариации Альберта замечательно станцевал юный танцовщик Марк Чино (Московская академия хореографии).
Светлана Савельева (АРБ) в вариации Низии из балета "Царь Кандавл" Ч. Пуни с большой любовью продемонстрировала загадочную прелесть своего персонажа. А на редкость грациозная, обладающая филигранной техникой Сонми Пак (Республика Корея), в вариации Марии из балета "Привал кавалерии" И. Армсгеймера/М. Петипа блестяще раскрыла окрашенную лёгким юмором поэтичность своего персонажа.
В начале же всего этого хореографического дефиле выступили артисты Мариинского театра Мария Ильюшкина и Никита Копунов, выпускники АРБ, завоевавшие главные премии международного балетного конкурса в Нью-Йорке.
Во втором акте была представлена собственная постановка АРБ балета "Фея кукол", где в главной роли выступила уже известная публике Элеонора Севенард.
В рамках конкурса прошла презентация книги о жизни и творчестве великой балерины Марины Тимофеевны Семёновой, на которой с воспоминаниями о ней выступили представители всех балетных профессий. Особенно трогательным было выступление Ирины Колпаковой, которое образовало своеобразные временные рамки этой темы. М. Т. Семёнова принадлежит к первому выпуску А. Я. Вагановой 1925 года, а И. А. Колпакова - к последнему, 1951 году - году кончины великого педагога. И познакомились они на похоронах своего педагога. И Ирина Александровна навсегда хранит в своём сердце эту памятную встречу.
Санкт-Петербургский фарфоровый завод устроил выставку своих замечательных изделий, представляющих в фарфоре образы балетных персонажей. Своеобразный фарфоровый образ самого Николая Цискаридзе был подарен ректору, отметившему три года своей работы на этом посту.
В рамках конкурса состоялся круглый стол, в котором приняла участие главный редактор журнала "Балет" Валерия Уральская, а также педагоги балетного искусства и критики.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров