- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 1(60)

 

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Светлана Сливинская

"Hommage a Petipa" (Посвящение Петипа)

 

 
 
 

В АРБ им. А. Я. Вагановой 11 марта, в день рождения великого балетмейстера, состоялась ежегодная научно-теоретическая конференция "Hommage a Petipa". Эта предъюбилейная конференция перед 200-летием со дня рождения Мастера. Ровно через год весь культурный мир будет отмечать эту великую дату.
На грядущем юбилее предполагается, что в так называемом "деле Петипа" наконец будет поставлена точка. Речь идёт о прижизненных записях спектаклей Петипа их ведущим режиссером Николаем Сергеевым, ныне хранящимся в Гарвардском университете (США). Были претензии на то, что по этим записям можно восстановить оригинальные произведения Петипа, и такие попытки были предприняты. Как известно, системы записи танца, подобно нотной грамоте в музыке, не существовало и попытки создать её ни к чему серьёзному не привели. Сам Петипа, когда смотрел свои спектакли в постановке Николая Сергеева не признавал их за свои. Поэтому говорить о какой-то "аутентичности" даже при жизни самого Петипа не приходилось. Сейчас много времени спустя попытки фальсифицировать произведения великого хореографа возобновились. С этим должно быть закончено. Если по записям Николая Сергеева можно восстановить какие-то детали, то это нужно сделать для истории, а любой фальсификации нужно дать должную оценку. Желательно, чтобы на юбилейную конференцию был приглашён представитель из Гарвада и в "деле Петипа" была бы поставлена окончательная точка, ставшей бы преградой для попыток фальсификации.
На сцене Мариинского театра главные балета Мариуса Петипа, сделанные Константином Сергеевым, который учёл все удачные детали редакций Ф. Лопухова, В. Вагановой, П. Гусева. В смысловом и стилистическом плане это очень грамотные и красивые редакции. Но они не претендуют на то, чтобы называться оригиналами Петипа. Время шло, были созданы редакции Юрия Григоровича. За рубежом свои редакции создал Рудольф Нуреев. Да и каждый балетмейстер имеет право на свою редакцию или использование в своих постановках фрагментов из балетов Петипа. Но это должно быть указано.
В конференции этого года были интересные доклады на злободневные темы. Важнейшая проблема об отношении к традициям, точности исполнения текста и уважение к стилистике была поставлена в докладе главного редактора журнала "Балет" Валерии Уральской ("Проблемы сохранения классического наследия в 1970-80 гг. и на современном этапе").
К этой тревожной на данном этапе проблеме присоединился и заведующий кафедрой хореографии Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Александр Полубенцев ("Проблемы сохранения классического наследия"), тема доклада которого совпадала с темой Уральской.
Выступления этих известных профессионалов действительно говорит о большой тревоге по поводу сохранения и чистоты классического танца, на которые даже исполнители часто покушаются по своему усмотрению, представляя знаменитые партии не как положено, а в меру своих возможностей.
Очень интересным был доклад профессора АРБ Наталии Зозулиной ("Редакция "Спящей красавицы" на сцене Кировского театра"), в котором она представила результаты исторического исследования долгой и сложной жизни знаменитого балета на родной сцене Петипа.
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета Графира Емельянова в своём докладе "Спящая красавица" П. И. Чайковского и М. Петипа. Редакции К. М. Сергеева и Ю. Н. Григоровича"провела аналитическое сравнение этих редакций, отдав предпочтение редакции Сергеева, идущей на сцене Мариинского театра.
Доцент АРБ Ольга Розанова в своём докладе "Лебединое озеро" в трудах зарубежных исследователей балета (вопросы методологии)" осветила попытки зарубежных специалистов в разных странах проанализировать сложную структуру балета П. Чайковского, М. Петипа и Л. Иванова.
Из доклада на другие темы хотелось бы отметить выступление доцента АРБ Аркадия Соколова-Каминского "Юрий Слонимский - родоначальник советского балетоведения" о выдающемся критике, исследователе и балетоведе, автора ценных монографий и теоретических трудов по вопросам танца, а также выступление преподавателя АРБ Татьяны Гориной "Петербург в судьбе Л.Д. Блок", в котором автор в великолепной литературной форме описала места великого города, связанные с жизнью поэта Александра Блока и его жены Любови Дмитриевны Блок-Менделеевой, выдающемся балетоведе и балетном критике, работавшей с А. Я. Вагановой над её фундаментальным трудом "Основы классического танца".
Итак, стартовал предъюбилейный год Мариуса Петипа, в течение которого предстоит окончательно решить проблемы его наследия, скрупулёзно определить то, что от него осталось, поставить юридическую точку в этой проблеме во избежание в дальнейшем возможных фальсификаций и провести дискуссию о существующих редакциях, имеющих творческое, художественное и историческое значение.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров