- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 2(61)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Светлана Сливинская, Михаил Иванов

ФЕСТИВАЛЬ "МАРИИНСКИЙ": ИТОГИ И ПОЖЕЛАНИЯ

 

 
 
 

Международный фестиваль балета "Мариинский" всегда подарок для любителей балета всего мира. Некоторые балетоманы и критики приезжают на него с момента основания этого балетного праздника. Они ждут его с нетерпением, предвкушая радость встречи с любимыми произведениями и новыми постановками.
Уже давно стало аксиомой, что Мариинский театр является истинной цитаделью классического балета и на его сцене можно увидеть всегда хранимые годами шедевры балетной классики, являющиеся его бесценным достоянием.
11 марта 2018 года весь балетный мир будет отмечать великую дату - 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа и конечно всё его наследие на сцене Мариинского театра должно быть представлено во всём своём блеске.
На нынешнем семнадцатом, предъюбилейном фестивале зрители увидели великий балетный шедевр "Лебединое озеро" П. Чайковского, премьеру любимого публикой балета "Пахита" и знаменитую "Баядерку" на музыку Л. Минкуса.
Можно с полной готовностью приветствовать эту идею, когда фестиваль предоставляет возможность исполнителям других театров мира выступить на Мариинской сцене в своих знаменитых спектаклях. Известно также как зарубежные звёзды стремятся к этим выступлениям. Канонические редакции знаменитых балетов в Мариинке часто являются их мечтой. И танцовщики приезжают заранее, чтобы войти в нужные партии, что бывает подчас сложным процессом.
"Баядерка" нынешнего фестиваля предстала в исполнительском плане особый интерес. Исполнительница партии Никии Ольга Смирнова, выпускница АРБ им. А. Я. Вагановой. И блистательный талант балерины, проявившийся ещё в юные годы, уже был горячо любим петербуржскими балетоманами, которые очень сожалели, что Ольга не осталась на родной сцене. Это, конечно, жаль, но сегодня она дарит свой талант всему миру, а Петербург с радостью приветствует свою питомицу.
Ещё будучи ученицей, Ольга Смирнова обрела виртуозную технику. Сегодня же талант её окреп и раскрашен богатейшей палитрой эмоциональных актёрских красок. И одарённая балерина появилась на родной сцене во всём своём блеске.
Её Никия в первом акте была нежной, трепетной, беззаветно влюблённой. В сцене ревности с Гамзатти она в отчаянной, смертельной схватке защищала свою любовь. В танце со змеёй её напряжённо вытянутые арабески буквально выпевали скорбную мелодию отчаяния. Эта мелодия отдалённо слышалась даже в бестелесном полёте тени, пока не умолкла от лёгкого прикосновения Солора, спустившегося в царствие теней за своей любимой. Танец Ольги Смирновой в царствии теней был подобен белой симфонии с эмоциональными piano и forte, legato и staccato, где нежная кантилена раздумий сменялась смерчем быстрых туров и долгими арабесками прощания. Замечательным был в партии Солора и Семён Чудин, передавший в пластике чувство любви, сомнений, гордой воинской доблести и человеческого сострадания и составивший гармоничный дуэт с Ольгой Смирновой.
"Дон Кихот" Л. Минкуса - всегда желанный гость всех фестивалей, своей эмоциональной яркостью зажигающий факел подлинного оптимизма. И, как правило, танцовщики стремятся окунуться в этот виртуозный водоворот танца.
На этот раз в стремительном и элегантном блеске на сцену взлетели юная Рената Шакирова, виртуозная, эмоциональная балерина, уже получившая известность на других знаменитых сценах мира и Даниэль Камарго (Базиль) из Нидерландов.
Солнечная, упоённая свежим морским воздухом Китри Шакировой, с самозабвенным азартом молодости, лёгкими быстрыми прыжками пересекает бурлящую барселонскую площадь. Она появляется томной и таинственной в сонме Повелительницы дриад, воплощая нежную мечту "рыцаря печального образа" и рассыпается блеском виртуозных па в финальном па де де. Восхитительным танцем, лёгкостью движений, музыкальностью, обаянием и изящным юмором покорил публику и Даниэль Камарго
Классика конца 1930х годов балет С. С. Прокофьева "Ромео и Джульетта", хорошо известный во всём балетном мире, был представлен в исполнении молодой солистки Мариинского театра талантливой Надеждой Батоевой, изящной, пылкой и самозабвенной в своей любви Джульетты и актёрски очень одарённого Филиппа Стёпина, пылкого, благородного и смелого Ромео.
В репертуар фестиваля театр постоянно включает произведения Джорджа Баланчина. Гений этого хореографа зародился в начале прошлого века именно на сцене Мариинского театра. Судьба распорядилась так, что уже в США Георгий Мелитонович Баланчивадзе создал практически на пустом месте замечательный американский балет и воспитал много прекрасных танцовщиков. Но взоры великого хореографа всегда были обращены к Мариинскому театру и его творческим кредо были заветные слова "Вперёд к Петипа!".
На фестивале было представлено его гениальное сочинение "Драгоценности" на музыку Г. Форе, И. Стравинского и П. Чайковского, где с большим успехом выступили Анастасия Колегова и Ксандер Париш. А в гала-концерт была включена "Симфония до мажор" Баланчина на музыку Д. Бизе, произведение очень популярное у любителей балета.
"Лебединое озеро" П. Чайковского на этот раз было представлено в исполнении труппы Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского в постановке художественного руководителя балета Андрея Мирошниченко. Музыкальным руководителем постановки стал Теодор Курентзис.
Мирошниченко сочинил собственное либретто на основе сценария Владимира Бегичева. Трёхактный спектакль был окаймлён рамкой пролога и эпилога. И в своём произведении Мирошниченко использовал фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского и К. Сергеева в своей редакции. Классические белые пачки лебедей художница Татьяна Ногинова заменила своеобразными белыми платьицами. Безусловно, с любым произведением допустимы любые эксперименты и этому спектаклю может быть посвящено отдельное исследование.
Труппа Пермского театра находится в хорошей форме, спектакль отлично отрепетирован и главные партии прекрасно исполнили его ведущие солисты Инна Билаш и Никита Четвериков, хорошо известные публике по программе "Большой балет" на телевидении, где они стали лауреатами.
С сожалением приходится констатировать отсутствие в репертуаре театра, а соответственно и на фестивалях знаменитых спектаклей Константина Сергеева "Золушка" и "Тропою грома", а также спектаклей Олега Виноградова "Тщетная предосторожность", "Ревизор" и другие, которые были очень популярны.
И, конечно же, в программу фестиваля в предъюбилейный год Мариуса Петипа была включена премьера трёхактного балета "Пахита" на музыку Э. Дельдевеза, Л. Минкуса и Р. Дриго.
Знаменитый балет был поставлен впервые в Парижской опере 1 апреля 1846 года французским хореографом Жозефом Мозилье, где в главной партии выступила фаворитка европейской сцены Карлоттта Гризи. Её партнёром в роли героя-любовника был Люсьен Петипа.
Младший брат Люсьена, Мариус Петипа был свидетелем головокружительного успеха балета и через год, получив приглашение в Россию, решил представить постановку "Пахиты" в петербургском Большом (Каменном) театре в собственной редакции, где стал не только дебютантом как хореограф, но и как танцовщик - исполнитель партии Люсьена.
Петипа в 1881 году, спустя тридцать четыре года, возобновил свой судьбоносный балет, заново поставив все сцены и танцы, сохранив лишь pas de manteaux, где кавалеров исполняли танцовщицы. Особое место в балете занимало его знаменитое Grand pas, которое называли "фабрикой драгоценностей", поскольку оно поражало публику своей виртуозностью, стремительностью, пышностью и благородством.
Представленная сегодня "Пахита", по признанию известного молодого хореографа Юрия Смекалова, это новый балет, а не реконструкция спектакля, шедшего в Петербурге в середине XIX века - начале ХХ века.
Знаменитый балет, от которого нам осталось лишь блистательное Grand pas последнего акта, исчез во времени и канул в Лету. Увы, по сравнению с другими видами искусства балету не повезло. Нет чёткой записи танца. Поэтому большое количество шедевров безвозвратно потеряно. "Система Степанова" с её нотным станом не гарантирует аутентичность оригинального текста. Так называемые "прижизненные" записи спектаклей Петипа, сделанные ведущим режиссёром Николаем Сергеевым, практически всего лишь миф, поскольку ни в какой мере не позволяет восстановить полностью оригинальный текст Петипа. Почерпнуть оттуда с большими усилиями можно лишь немногое. Даже сам Петипа не признавал свои же спектакли, сделанные по этим записям.
Смекалов поставил оригинальный спектакль за исключением Pas de trois второго акта и Grand pas третьего акта, которые он поручил возобновить Юрию Бурлака, подчеркнув, что в нем они обращаются к хореографическому тексту Петипа.
Блистательный бал в третьем акте открывает детская мазурка. Двенадцать пар юных танцовщиков в бело-красных одеждах подчеркивают национальный колорит великолепного действа. Детский танец, присутствующий почти во всех балетах Мариуса Петипа, всегда был жемчужиной спектаклей и в Grand pas "Пахиты" он достигает наивысшего расцвета. Это торжественность, строгость линий, гармоничность и умиротворённость полностью покоряет публику. Участие детей в балетных спектаклях - важная составляющая в их обучении и в становлении будущих артистов. Выступая перед зрителями, дети учатся держаться на сцене, овладевают пространством сцены, техникой перестроений, умением работать с ансамблем. Именно на сцене к техническим навыкам танца, приобретённом в классе, добавляются требования выразительности и артистизма.
Юрий Смекалов давно занимается этим балетом. Но для своей постановки на сцене Мариинского театра он создал собственное либретто и собственную хореографию по мотивам новеллы Сервантеса "Цыганочка".
В своём балете хореограф использует романтическую историю, популярную в средневековой литературе, о ребёнке из аристократической семьи, украденным в младенчестве цыганкой и впоследствии узнавшим о своём истинном происхождении. Эту трогательную историю Смекалов представил с любовью, истинным благородством и изящным юмором. Немного детективные на испанский манер сюжетные линии сводились в спектакле к счастливому концу.
Смекалов является прекрасным знатоком истории танца, глубоко знающим эпоху, которой он занимается. То же можно сказать и об Андрее Севбо, художнике-постановщике, и Ирине Зайцевой, художнике по костюмам.
В начале спектакля в виде художественной заставки на заднике сцены висят узнаваемые портреты художников, балетмейстеров и танцовщиц разных эпох, символически указывая, что сквозное действие спектакля существует во времени и перекликается со всеми эпохами.
Декорации и костюмы вдохновлены эпохой "Пахиты". Цветовая гамма и силуэты костюмов содержат в себе испанские мотивы с цыганскими отливами и подчас цыганской символикой. В массовых характерных танцах движения создают поистине солнечную яркость. Хореография и костюмы дополняют друг друга. Ярко созданы характеры всех персонажей: Пахиты, Кристины, Андреаса. Кажется, что хореограф и художники учли всю историю спектакля и его знаменитых исполнителей, даже таких разных, как Анна Павлова и Матильда Кшесинская и сегодняшний день, когда эту партию танцуют В. Терёшкина, Е. Кондаурова, А. Коллегова.
Юрий Бурлака очень тщательный исследователь "Пахиты" разыскал в старых записях небольшие фрагменты оригинала, по мотивам которых создал третий акт "Пахиты" с учётом сегодняшнего дня и хореографии Смекалова. Небольшой старинный фрагмент хореографии Мариуса Петипа вошёл и в первую встречу главных героев. Таким образом, получился единый, цельный, зрительный образ спектакля.
К воссозданию Grand pas обращались разные хореографы: Анна Павлова. Наталья Макарова, Олег Виноградов, Рудольф Нуреев. Интереснейший вариант Grand pas после своих изысканий представил признанный стилист балета, хореограф-ученый, блестящий знаток эпохи Петипа Никита Долгушин.
Для Grand pas Петипа создал много вариаций. Практически каждая балерина имела свою. Не все они сохранились.
С большим успехом идёт в балетных вечерах Grand pas в редакциях Вагановой и Дудинской. Ваганова, прекрасно знавшая подлинник, имела замечательный талант хореографа-редактора. И она передала свой вариант редакции Дудинской.
Исполнительница роли Пахиты Виктория Терёшкина, прима-балерина Мариинского театра, прекрасно создала сложный, противоречивый, гордый, независимый характер своей героини, способной на большую любовь. Танец Терешкиной блистал подобно самоцветам драгоценного ожерелья. Стремительные прыжки, безупречные, гордые туры, казалось, подчёркивали торжество этой юной испанки и одновременно торжество классического танца. А томная, пластическая кантилена пела мелодию любви. Её дуэт с великолепным Тимуром Аскеровым был полон головокружительных эмоциональных взлётов, гармонии и безупречности танца.
На премьерном спектакле за дирижерским пультом стоял замечательный маэстро Валерий Овсянников, блистательно передавший в звуках колоритный образ эпохи. В его исполнении звучала яркая Испания с её пламенными танцами и отзвуками загадочных испанских напевов. Казалось, что в музыке слышатся живописные картины всего сценического действа.
Юрий Смекалов и Юрий Бурлака проявили глубокое почтение к эпохе Петипа и безукоризненное знание стиля великого мастера. Этот спектакль будет настоящим подарком к его юбилею и, безусловно, принесёт радость любителям балета всего мира.
"Творческая мастерская молодых хореографов", важный раздел фестиваля, является своеобразной кузницей творческих кадров. Здесь, как правило, пробуют свои силы в сочинении хореографии артисты Мариинского театра. Безусловно, этот процесс дорогого стоит. Нет твёрдых гарантий на успех. Но ведь хореограф, как и любой художник, товар штучный. Поэтому этот процесс оправдан. И "Мастерская" Мариинского театра работает успешно. Её участники получают возможность постановок на разных сценах театра. А на фестивале в этом престижном смотре участвуют также и иностранные участники, которые для себя эту акцию считают очень важной.
Возможность участия в фестивале предоставляется также победителям разных конкурсов. Это тоже новшество фестиваля. Так в нём участвует победительница конкурса молодых хореографов фестиваля "Context. Диана Вишнева 2016" Ольга Васильева. Интерес к "Мастерской" проявляют также продюсеры, которые предлагают её участникам свои интересные проекты.
И конечно, в финале был гала-концерт всех звёзд фестиваля в большой разнообразной программе.
Помимо уже упомянутой "Симфонии до мажор" Д. Баланчина с блистательными солистами Викторией Терёшкиной и Денисом Матвиенко, свою новую работу - одноактный балет "Кот на дереве" на музыку Ника Мьюли и Тайтура Лассена представил Антон Пимонов, в котором три пары танцовщиков в современном виртуозном стиле повествуют о своих эмоциях, своих отношениях и взаимодействиях друг с другом.
Совершенно блистательна была Рената Шакирова со своим партнёром Даниэлем Камарго в хореографической миниатюре А. Вагановой "Диана и Актеон". Это была истинная радость экспрессивного виртуозного танца ещё совсем юной балерины, но уже сверкающей яркостью звезды первой величины.
"Тарантелла" Д. Баланчина рассыпалась искромётным блеском хореографических драгоценностей в исполнении Анастасии и Дениса Матвиенко.
А изящная, невесомая Люсия Лакарра при поддержке Марлона Дино воистину летала и скользила в пространстве в хореографической миниатюре Рассела Малифанта "Полёт по спирали" на музыку М. Рихарда.
Хореографический праздник подошёл к концу, подводятся его итоги, идут в большую жизнь новые произведения и начинается подготовка к реализации новых творческих проектов.

Карлотта Гризи (Пахита)
Юрий Бурлака
Юрий Смекалов
Детская мазурка в Grand pas "Пахиты"
Сцена из балета "Пахита"
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров