- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 2(61)

 

ЮБИЛЕИ

 

Светлана Сливинская

ЗВЁЗДНЫЙ ПОЛЁТ ЖАННЫ АЮПОВОЙ

50-летие знаменитой балерины

 
 
 

Прима-балерине Мариинского театра Жанне Исмаиловне Аюповой - 50. И ещё раз, уже бесконечное количество раз, приходится говорить, как быстро летит время, несправедливо быстро, не давая зафиксировать взгляд на замечательных явлениях. Жанна сегодня не порхает и не кружится на сцене. Она - художественный руководитель АРБ им. А. Я. Вагановой и "летает" в поисках талантливых детей для продолжения жизни великого русского балета. А это дело поистине исполинское…
А, кажется, только что сама Жанна, юная Сильфида летала по залам и коридорам знаменитой школы. Да и сейчас порой она выглядит как девочка… и смешивается с порхающей стайкой старших учениц.
Жанна Аюпова родилась в Петрозаводске. Как и многие девочки, любила танец и поступила на профессиональную учёбу. Её заметили рано. Девочка обладала редким сочетанием данных: способностью к быстрому освоению профессиональной техники, хорошим апломбом, лёгкими прыжками, полётностью и каким-то особым, деликатным артистизмом. Вспоминается одна знаменитая балетная история; о том, как Ваганова пришла в восхищение, когда впервые ещё девочкой увидела знаменитую Марину Тимофеевну Семёнову, затем ставшей звездой её первого выпуска и украшением мировой балетной сцены. Жанне тоже повезло. Её увидела Нинель Кургапкина, звезда Мариинского (Кировского) театра и взяла класс, в котором училась Жанна. Кургапкина, обладавшая сама блистательным мастерством, имела зоркий глаз и не обманулась в своих надеждах. И Жанна с лихвой оправдала их.
Как и положено, по традиции Академии, Жанна выступала в школьном "Щелкунчике", где была очаровательной Машей, очень искренней и доверчивой, мечтательной и доброй. Она едва входила в царствие своей мечты, где обитало ещё не совсем понятное ей чувство любви. В заснеженном волшебном лесу под эхо детских голосов и вальса снежинок юная принцесса восторженно грезила о сказочном счастье. Это счастье начинало расцветать под аккомпанемент розового вальса в волшебном Конфитюренберге, где персонажи из разных стран несли ей свои подарки в виде индусского, русского, испанского, китайского танцев. И её собственный дуэт с принцем Щелкунчиком напоминал нежную розу, лепестки которой постепенно распускались в изящных хореографических движениях.
Впереди для замечательной балерины был театр. У Жанны было крайне редкое сочетание данных - виртуозной техники и невесомой полётности. С одинаковым блеском она создавала столь противоположные образы как Сильфида и Одиллия. Балерина была способна делать головокружительные туры и неподвижно зависать в воздухе в долгом хореографическом легато. Нинель Кургапкина праздновала победу вместе со своей ученицей, которая успешно принимала участие в международных конкурсах.
Жанна выступала в балете "Наяда и рыбак" Ц. Пуни, где предстала изящным фантастическим существом с томными певучими арабесками, чёткой пальцевой техникой, как журчание водных струй, и мистическими жестами рук, зовущими в нереальный мир.
В творческой ауре Жанны Аюповой был, безусловно, и знаменитый балет "Жизель" А. Адана. В первом акте юная Жизель Аюповой была доверчивой и бесконечно искренней в своей расцветающей любви. Она нежно улыбалась Альберту, и эта улыбка ещё неведомого счастья, казалось, светилась даже в пластике её вариации, в каждом жесте, направленном любимому. Поэтому столь отчаянной была сцена сумасшествия. Все движения Жанны были как бы разорваны и принимали резкие экспрессивные линии.
Во втором акте Жизель-вилиса Аюповой буквально парила в пространстве сцены. Её лёгкие воздушные прыжки и тающие арабески дышали нежной поэтичностью. В дуэте с Альбертом, казалось, что именно здесь, в другом мире, истинная любовь защитит её нежную душу от холодной мстительности вилис.
"Лебединое озеро" Аюповой было большой удачей балерины. Ей одинаково успешно удались белый и чёрный лебедь. Напевная, страдающая, жаждущая спасения Одетта в своей вариации и в знаменитом белом адажио воспевала свои затаённые желания свободы и любви. А образ любви у Аюповой всегда очень трепетный, деликатный и немного робкий. Она как будто боится, что обретённое чудо вот-вот исчезнет.
Одиллия Жанны была игриво виртуозной. Балерина позволила насладиться своим замечательным мастерством: легкостью прыжков, точностью па де бурре, искромётность фуэте, обольстительной улыбкой, завораживающей не только принца, но и всё окружение сцены и зрительного зала.
Партия принцессы Авроры в исполнении Аюповой тоже принадлежит к лучшим страницам исполнительского искусства этой роли. В сцене своего совершеннолетия она в чём-то перекликается с Машей в "Щелкунчике". Её нежно розовое счастье светилось в изяществе вариаций, искренней улыбке и приветливости её жестов. Принцесса утренней зари улыбалась миру. В сцене видения принцу в царстве нереид под всемогущественным покровительством благоуханной феи Сирени она напоминала лёгкую тень предвечернего заката. А в свадебном дуэте эта была истинная алмазная россыпь виртуозного танца в ауре обретённого счастья.
Совершенно обворожительной была Аюпова в роли принцессы Флорины в дуэте с Голубой птицей. Её рафинированная пальцевая техника напоминала щебетание загадочной птицы. А её лёгкие, трепетные арабески звали к полёту в лазурные небеса.
"Сильфида" для Жанны - это та атмосфера, в которой её искусство воистину дышит полной грудью. Это - сама красота, это полёт мечты, это образ того, о чём мечтают все люди на земле и в тоже время это была лёгкая грусть, тоска этого прекрасного, эфемерного существа по обыкновенному человеческому счастью, что делало Сильфиду Аюповой особенно трогательной.
Этот балет Жанна Аюпова танцевала с Рудольфом Нуреевым, который после долгой разлуки с родной сценой, смог снова выступить на ней. Он очень высоко оценил искусство Жанны Аюповой.
Аюпова очень успешно занимается репетиторской работой. Деликатный и доброжелательный человек она с большой любовью передаёт своё мастерство новым поколениям.
У Жанны два сына. Младший в этом году заканчивает первый класс АРБ и очень любит танец. Создаётся своеобразная династия. А сама Жанна Исмаиловна на посту художественного руководителя АРБ им. А. Я. Вагановой приносит много пользы любимому балету в обучении будущих поколений.

Аврора - Ж. Аюпова. Фото: Юлия Ларионова
Наяда - Ж. Аюпова. Фото: Юлия Ларионова
Сильфида - Ж. Аюпова. Фото: Юлия Ларионова
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров