- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 3(62)

 

КИНО И БАЛЕТ

 

Светлана Сливинская

ФАНТОМЫ ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ В ХОРЕОГРАФИИ ЮРИЯ ВАСИЛЬКОВА

 

 
 
 

Российский государственный институт сценических искусств после целого ряда переименований снова обрёл своё первоначальное название как во времена Николая Константиновича Черкасова, выступавшего на сцене старого ТЮЗа, в котором сейчас находится замечательный Учебный театр "На Моховой" со своим очень интересным, постоянно обновляющимся репертуаром.
По вечерам из этого здания звучат молодые голоса, собираются юные актёры и поклонники этого театра, которые любят наблюдать за процессом формирования молодых талантов и их самобытными спектаклями. Заходят в свою alma mater и уже знаменитые актёры, когда-то тоже начинавшие свой творческий путь на этой сцене. Всё это делает очень привлекательной творческую ауру театра "На Моховой".
В этом году молодых специалистов театрального искусства выпустила мастерская профессора Ю. М. Красовского.
Юрий Михайлович Красовский рос и воспитывался в мире балета. Сын знаменитого балетного критика Веры Михайловны Красовской буквально с молоком матери впитал в себя искусство танца. И хотя он ведет курс актеров и режиссеров драматического театра, владение танцевальным искусством в любом спектакле у него всегда на самом высоком уровне. И в этом большая заслуга работающего в его мастерской танцовщика и хореографа Юрия Харитоновича Василькова.
Васильков является признанным профессионалом как классического, так и характерного танца. Он окончил Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой (ныне Академия Русского балета) в 1968 году у легендарного танцовщика и педагога Бориса Яковлевича Брегвадзе. В том же году поступил в Ленинградский государственный малый оперный театр (МАЛЕГОТ, ныне - Михайловский театр). Солист балета, танцевал сольные и ведущие партии в спектаклях классического и современного репертуара. Поклонники балетного искусства и сегодня с восторгом вспоминают его выступление в танце саботьеров в балете Олега Виноградова "Тщетная предосторожность". С наибольшей силой раскрылся талант танцовщика в партиях: Кавдора ("Макбет"), Шпигельберга ("Разбойники"), Конька ("Конёк-Горбунок"), деда Гришака ("Тихий Дон").
С 1981 года Васильков - педагог Академии Русского балета, с 1991 года преподаёт в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ) - ныне Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ). Профессор кафедры пластического воспитания, работает в мастерских В. Фильштинского, Л. Додина, Ю. Красовского, Г. Козлова. С 1993 года - педагог-репетитор Малого драматического театра - Театра Европы.
Васильков - либреттист балетов "Тихий Дон", "Фауст", "Принцесса Луны" (в соавторстве с Н. Боярчиковым и В. Ивченко). Автор книги "Записки танцмейстера " СПб. Изд. "Балтийские сезоны" 2016г. Печатался в журнале "Аврора", в зарубежных изданиях Англии, Австралии. Опубликовал диалоги с В. Фильштинским в сборнике "Как рождаются актеры" (Санкт-Петербург, 2001), с последующей перепечаткой в CNRS editions, Paris, 2004.
Во время гастролей МАЛЕГОТа под руководством О. М Виноградова на один из спектаклей в Италии пришли Федерико Феллини с Джульеттой Мазиной и Марчелло Мастроянни. Как говорится, "это было недавно - это было давно". Но память об этой знаменательной встрече осталась в сознании Юрия Василькова. Большой поклонник творчества Федерико Феллини и композитора Нино Рота, он со студентами курса профессора Красовского создал хореографическую композицию "Фантомы Федерико Феллини" в своей режиссуре.
Так после просмотра этой работы Ю. М. Красовский предложил сделать полнометражный спектакль и сам принял участие в его постановке. Он же подсказал начало спектакля: девушка проводит ночлег на опустевшей съёмочной площадке. По идее Красовского, в спектакль также были включены сквозные персонажи, проходящие через всё действие. Ими стали три клоуна и девушка. Возникла мысль показать видеоряд из фильмов Феллини. Но от этого отказались, поскольку реальные киносюжеты конкретизировали обстоятельства, разрушали придуманный студентами ассоциативный мир. Для решения проблемы обратились на кафедру режиссуры телевидения своего института. И студенты мастерской А. В. Мелентьева сочинили партитуру видеоряда, используя только один документальный фрагмент из фильма о Феллини, сидящего на стуле спиной к зрителям. Возникла не только атмосфера съёмочной площадки, но и живой процесс съёмки фильма. Сценографию и костюмы сочинила студентка факультета сценографии мастерской Э. С. Кочергина Л. Гогенко. В режиссёрской работе совмещения видеоряда и сценического действия помогал педагог курса Н. А. Мишин.
Об этом учебном спектакле можно говорить очень много, настолько он необычен… Он начинается с пролога, где представлена воображаемая съемочная площадка, на которой идут съёмки фильма. А рядом с ней - учебный класс, в котором современные студенты занимаются искусством классического и характерного танца. Стоят балетные станки, и проходит обычный экзерсис под музыку очень любимого всеми композитора Нино Рота. Под эту музыку вспоминаются все фильмы Феллини. Эти воспоминания перебивают друг друга, образы всех фильмов превращаются в фантомы и начинают взаимодействовать между собой. Всё соединяется в единый поток театрализованного сознания, к которому подключается и подсознание. Вот он… один из главных, теоретически узловых фильмов Феллини "8 ?" - интроспекция вовнутрь режиссерского творчества, где автор ловит и моделирует своих персонажей. Жизнь и съёмочный процесс взаимодействуют друг с другом. Вспоминаются слова Шекспира: "Весь мир - театр и люди в нём - актёры". Вот они знаменитые клоуны Феллини - белые и рыжие - весёлые внешне, трагические внутри, вот его "Огни варьете" с уникальным Пеппино де Филиппо, "Белый шейх" с умопомрачительными Альберто Сорди. Вот появление Джульетты Мазины в маленьком эпизоде, где она уже Кабирия, а потом будет полнометражная роль Кабирии в знаменитом фильме "Ночи Кабирии" с лучезарной улыбкой Джульетты в финале, говорящей о том, что жизнь прекрасна вопреки всем её тяготам. И как считал Феллини: "Жизнь - это драгоценное вино, которое нужно пить с ощущением счастья и радости". И жизнь - это вечная "Дорога" с остановками на отдых. Уставшую Джульетту начинают одолевать духи, фантомы, в знаменитом фильме "Джульетта и духи". Эти фантомы всегда сосуществуют с реальностью, как и творческое воображение. По набережным венецианских каналов шествует Казанова. В "Риме" при раскопках открываются фантастические фрески, которые внезапно исчезают как фантомы, когда их освещает дневной свет. "Репетиция оркестра" - звуки всех инструментов, проверяющих свои голоса, тоже похожие на звучащие фантомы. И вот режиссер спускается на страницы античных фолиантов Петрония. И снова яркий свет современного города, по которому нас проводит уникальный великий Марчелло Мастроянни. Всё это проходит как реальность и как сон, наполненный фантомами…
… Всё это растворяется в фантасмагорическом воображении студентов, делающих экзерсис под музыку Нино Рота. Это обычный учебный экзерсис, когда педагог повторяет названия обычных движений. "Jet?, Battement tendu, Battement fondu, Rond de jambe", руки опираются на станок, потом опускаются, начинаются небольшие adagio. И эти обычные элементы каждодневного экзерсиса на глазах у публики начинают менять свои формы на манер своеобразной пластической абстрактной живописи в сочетании с видоизменяющимися элементами характерного танца. Каждое балетное "па" превращается в танцевальную сцену по мотивам фильмов Феллини.
Возникают своеобразные хореографические миниатюры: "Слепые", "Случай в поезде", "Флирт на площади", "Разлука", "Не уезжай", "Всё равно люблю", "Дорога любви", "Это может случиться", "Однажды вечером"… Всё это небольшие сюжеты по мотивам фильмов Феллини, и все вместе они вписываются в большую жизнь его творчества, его любви к жизни. Но тут автор спектакля как бы сразу предупреждает зрителя о том, чтобы он не попался в ловушку и не стал искать цитаты или фрагменты его фильмов. Цитат тут нет, это фантомы и каждый ощущает их по-своему. В каждой миниатюре самым причудливым пластическим образом могут соединяться мотивы разных фильмов, связанных едиными ощущениями. Это спектакль-ребус, спектакль-загадка, спектакль-пластический кроссворд, в котором каждый зритель может искать и находить близкие ему ощущения - фантомы.
В финале в сознании может возникать бесконечная карусель феллиновских персонажей. А миниатюра "Очищение", безусловно, может ассоциироваться с финалом знаменитой "Сладкой жизни", когда после сложнейших перипетий этого фильма на экране возникает лучезарная улыбка девочки, обращённая к небу и к людям, символизирующая кредо Феллини - "жизнь прекрасна".
После просмотра спектакля хотелось бы отметить прекрасную хореографическую подготовку студентов драматического курса, что конечно даст в их будущей деятельности большие возможности и обогатит их общую актёрскую технику.
Сейчас есть мнение, что спектакль настолько интересен, что может быть поставлен вопрос о выходе этого спектакля за рамки студенческой работы и его самостоятельной жизни. Это было бы очень интересно, поскольку эта работа является уникальным сочетанием искусства драматического театра, хореографии и кинематографа.

Хореограф Юрий Васильков
Д. Лукичев и А. Смоляниченко. Сцена из спектакля
Р. Церекидзе, В. Ставр и С. Якушев. Сцена из спектакля
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров