- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Период обновления сайта
- 14 дней


Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению. Мы готовы принять любую помощь от наших читателей и заранее благодарим.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 4(63)

 

ЮБИЛЕИ

 

Светлана Сливинская

ОЧАРОВАННЫЕ ДУШИ РОДИОНА ЩЕДРИНА

К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА

 
 
 

У выдающегося французского музыканта и писателя Ромена Роллана есть замечательный роман "Очарованная душа", в котором автор раскрывает способность персонажа пребывать в состоянии "очарованности" как особый божественный дар души.
Действительно, существует особая порода так называемых очарованных людей, способных видеть скрытые от других чудодейственные явления. Это свойственно сказочникам, волхвам, прорицателям. Таких людей мало, и они могут оказаться как среди великих поэтов, так и среди самого простого люда. И интересно то, что бытуют они и среди раскаявшихся грешников, особо угодных Господу. Так, раскаявшийся разбойник Опта основал знаменитый монастырь "Оптина пустынь", описанный Ф. М. Достоевским в романе "Братья Карамазовы", который в поисках духовной истины посещали многие знаменитые люди России.
Очарованным людям свойственны озарения, они понимают знамения и совершают, казалось бы невозможное. Бывает, что такие люди, которые никогда ничему не учились, создают замечательные произведения искусства. И эти очарованные души иногда бродят по самым затаённым уголкам России.
Как особое достояние земли русской эти персонажи привлекли внимание выдающегося композитора Родиона Константиновича Щедрина и постоянно возникают в его обширном разнообразном творчестве. И хотелось бы подчеркнуть, что эти очарованные души воистину "звучат" в его музыке.
Это понятие очарованности может быть применено и к музыке Щедрина в целом, поражающей слух своей чудодейственной оркестровкой. И интересно то, что это свойство особенно проявилось в сочинениях, созданных для Петербурга, магическое очарование которого подсознательно влияло на композитора. К тому же оперы написаны специально для Мариинского театра с его тоже особой магией. И произведения "Очарованный странник", "Левша" и "Рождественская сказка", созданные с благоволения Валерия Гергиева, могут быть символически названы Петербургской Мариинской трилогией.
Выдающийся дирижер современности Валерий Гергиев высоко чтит творчество Родиона Щедрина, и один из залов нового здания театра "Мариинский -2" носит имя композитора.
Родион Щедрин всегда сам является автором либретто своих произведений. Он, как и в свое время Владимир Набоков, чувствует цвет и звучание слова. (Композитор очень любит творчество Набокова и создал оперу "Лолита" по его знаменитому роману). А в своих операх по произведениям Лескова ему удалось добиться точного единства слова и музыки. Более того, через свою музыку он передает уникальное звучание прозы Лескова, из которой сотканы его очарованные персонажи.
И здесь хотелось бы обратить внимание еще на одно очень важное обстоятельство при создании замечательного зрительного образа всех трёх спектаклей. Высокоодаренный и очень образованный режиссер Алексей Степанюк, умеющий провидчески проникать в суть любого произведения, нашел адекватный сценический стиль для сочинений Щедрина. Спектакли были образно точными и стилистически изысканными. Режиссер сумел глубоко раскрыть характеры уникальных персонажей и их специфического окружения.
За годы работы Степанюк подобрал прекрасную команду своих единомышленников. И вместе с художником Александром Орловым и художником по костюмам Ириной Чередниковой создал блестящий, живописный образ спектаклей.
Родион Щедрин очень любит творчество Николая Лескова, истинного знатока "таинственной русской души" - людей, самим Богом помазанных и обладающих редкостными талантами. И уж никто не усомнится, что к очарованным душам принадлежит и сам Николай Лесков, создавший целую галерею вдохновенных персонажей.
И истинно пророчески композитор обращается к повести Лескова "Очарованный странник", уже самим своим названием говорящей об этом чудесном явлении.
Автор оперы пошел также на своеобразный эксперимент, создав свое произведение для концертного зала "Мариинский". В титрах произведения так и сказано: "опера для концертной сцены, для трёх солистов, хора и оркестра". Этот успешный эксперимент, важный также для будущего, позволил обойтись без громоздких декораций и, творчески благоразумно используя пространство сцены, создать интереснейший спектакль.
Очарованный странник - Иван Северьянович Флягин, главный персонаж оперы, уже свершил предназначенное ему странствие по своему жизненному пути и, согласно предначертанию Судьбы, оказался послушником в монастыре острова Валаам - места вдохновенного и таинственного, куда попадали многие странники. И в этой божьей обители вспоминает он свою былую жизнь.
В юности Флягин по неосторожности ударом хлыста убил монаха, который, явившись ему в видении, предсказал весь его жизненный путь. Оказалось, что Иван ещё при рождении был завещан своей матерью Богу и после многотрудного жизненного пути, где его будут подстерегать большие опасности, должен будет уйти в монастырь. Иван не очень поверил предсказанию, однако покинул родные места и отправился в странствие. Он надолго попал в плен к татарам, но после побега вернулся в родные места и поступил на службу к князю. Однако его благие намерения не увенчались успехом. После трёх лет добросовестной службы он впал в пьянство. И здесь в действие вступает другая линия сюжета. Князь страстно влюбился в прекрасную цыганку - певунью Грушенку и выкупил её из табора. А на содержание Грушенки князь дал Ивану пять тысяч рублей, которые тот пропил. А тем временем бурная страсть князя к Грушенке охладела, и цыганка опостылела ему. И решив жениться на богатой девушке, князь отвез Грушенку в лес на болота. Но Грушенке удалось освободиться. И задумала она страшную месть: убить князя и его молодую невесту. Но, убоявшись свершить это злодейство, она умолила Ивана убить её, дабы избавить от страшного искушения. И Флягин сбросил её с обрыва в реку, взяв грех на собственную душу. Всё бремя страстей человеческих сплелось в один туго завязанный узел.
Сложные картины жития в воспоминаниях рассказчика Ивана Северьяновича проникновенно звучат в музыке Родиона Щедрина. По форме - это большое многоголосое симфоническое действо, которое начинается с пролога и страстных знамений засечённого монаха. После сцены многотрудного татарского плена следует большая ария Ивана с хором, которая приобретает характер моления. Монолог рассказчика перебивается голосами теней прошлого. Возникают эмоциональные диалоги Ивана и князя, Грушенки и князя, трагическая сцена отчаяния Грушенки. В это сложное действо композитор вводит также оркестровые интерлюдии - картины музыкальных пейзажей и характерных бытовых сцен: умиротворённая "Встреча Ивана с российскими пастухами", бурная "Пьяная ночь", импрессионистские "Пароходы на Волге" и постлюдия "Плачи", прощение и смирение.
Зрительный образ спектакля в решении Алексея Степанюка и Александра Орлова являл собой своеобразное крестное знамя из пересечения двух дорог на острове Валаам. Дороги эти поросли камышом - растением вечности и одиночества, который своим шелестом пытался поглотить все другие звуки. Артисты хора, одетые художником по костюмам Ириной Чередниковой в рубища странников-монахов, были расставлены в этой своеобразной Камышовой Пустыни в свободном порядке и мерно двигались как колышущиеся тени. Они тоже были символами скорбящей и молящейся вечности. Во время арий, речитативов, дуэтов персонажи световыми пятнами мастерски выхватывались из камышовых зарослей и потом снова растворялись в них (художник по свету - засл. работник культуры Евгений Гансбург). И совершенству пластического образа спектакля способствовал также хореограф Дмитрий Корнев.
Сергей Алексашкин (нар. артист России) был великолепен в роли Ивана, его исполнение напоминало манеру старинного сказителя, голос которого отражает всю вселенную. А роли всех других мужских персонажей доверены композитором одному исполнителю, которого он тоже назвал рассказчиком. С этой ролью отлично справился Андрей Попов, передавший своим великолепным голосом и виртуозным актёрским мастерством оттенки характеров разных персонажей. И эмоционально страстной и актерски убедительной была в роли Грушенки Екатерина Сергеева (лауреат международных конкурсов). Музыкально безупречным было выступление хора (главный хормейстер Андрей Петренко).
С большим проникновением, как выдающийся музыкальный живописец, исполнил это замечательное произведение Валерий Гергиев.
Двухактная опера "Левша" тоже по одноименной повести Николая Лескова, в которой также действует своеобразный очарованный персонаж иного облика и характера, написана по заказу Мариинского театра для инаугурации его новой сцены "Мариинский-2". Опера посвящена Валерию Гергиеву. И открытая этим произведением новая сцена играет огромную роль в жизни старинного театра.
И первым "взошёл" на эту сцену "очарованный" творец от Матери-Земли русской, тульский мастеровой Левша. Ему как истинному таланту, была предоставлена столь высокая честь. Косой, кривой, хромой пьянчуга, он обладал истинным даром Божьим. Левша подковал блоху и тем вызвал фурор во всей Европе. Его искра Божья ярким светом озарила чопорный официозный мир. Но блаженный, очарованный Левша, даже сам не осознавал, как создал чудо, как будто сам Господь творил его руками.
Очарование музыки этой оперы поистине фантастическое. И композитор проявил себя знатоком всех сторон жизни. Его виртуозная, утончённая оркестровка очень разнообразна. В ней отображён и дворцовый этикет со всеми светскими премудростями и живая народная жизнь, с её яркими ярмарочными шествиями и карнавалами, шутками и прибаутками, терпким юмором и глубинами философии земли русской. В этой музыке слышится эхо колокольного звона, благословляющего родную землю. По всей вероятности это идёт от воспитания музыканта и его семейных традиций, ведь дед композитора был священником. В этой музыке можно услышать и отзвуки библейской притчи, напоминающей о единстве всего сущего.
Яркий, многоплановый образ спектакля создан режиссером Алексеем Степанюком и художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой. Вертикально сцена разделена на два этажа, через которые проходят "парадные" ноги высокого государственного лица, смотрящего за своими подданными. Лицо его не показано - оно может подразумеваться. С одной стороны, даны сцены официальной дворцовой жизни с пышными костюмами и манерами придворного этикета, с другой - жизнь русской глубинки с её бесконечными, заснеженными дорогами, избами, придорожными трактирами. Это земля обетованная Левши, вскормившая русского самородка.
Оригинально и очень экстравагантно дан режиссером образ Блохи. Она помещена в своеобразный футляр и, как в лифте, может перемещаться между двумя этажами. Она - истинная драгоценность и ей отведено особое место. Замечательно, просто сказочно, создана вокальная партия Блохи. Она написана для виртуозного колоратурного сопрано в манере запредельного piano, которое способствует созданию ирреального образа мира чудес. И эта труднейшая роль была замечательно исполнена Наталией Андреевой (лауреат международного конкурса). И уж поистине великолепен в роли Левши был Андрей Попов. (засл. артист Республики Коми, лауреат международных конкурсов).
Отличным был весь большой исполнительский состав, замечательно звучал хор (главный хормейстер Андрей Петренко, засл. деятель искусств России).
И всё разнообразное богатство спектакля, как в магическом зеркале, прозвучало в очарованном исполнении Валерия Гергиева.
Свою следующую оперу-феерию "Рождественская сказка", тоже посвящённую Валерию Гергиеву, Родион Щедрин преподнёс Мариинскому театру в качестве новогоднего подарка.
Так уже повелось с давних пор, что Новый год и Рождество театр встречал балетом П. И. Чайковского "Щелкунчик". А теперь для полной музыкальной картины в эти очарованные праздники к балету П. И. Чайковского присоединилась и опера Р. Щедрина.
Эта великолепная опера-феерия написана по сказке чешской писательницы Божены Немцовой в переводе Николая Лескова и мотивов русских народных сказок. И здесь Лесков предстал уже своеобразным другом-вдохновителем Щедрина.
Николай Лесков был воистину влюблён во все старинные были-небылицы, мотивы которых можно найти во многих его произведениях. Вот тут-то эта вселенская очарованность и вступила в свои права, ибо Новый год и Рождество всегда были самыми любимыми праздниками на Земле.
Итак, в лесу родилась "ёлочка". И чудеса народных сказок, вещих снов, старинных преданий, примет и верований слились в единый сказочный узор, нашедший свой образ в звуках завораживающей музыки Щедрина, где мелодическая красота, выразительные музыкальные портреты персонажей и импрессионистки живописные голоса всех инструментов оркестра создали поистине волшебную музыкальную фреску. Щедрин заставляет каждый инструмент быть своеобразным солистом, действующим лицом всего музыкального сценического действа. В его музыке зримо звучат чарующие картины природы, весёлые шествия праздничных гуляний. Ну а в сказке, как всегда, всё должно быть невероятным, чудесным, очарованным и чарующим.
Собирательные образы персонажей этой сказки идут из глубины веков, но они всегда современны как добро и зло, как смена времён года, как сама природа в её первозданной красоте.
Главная героиня сказки - Замарашка, отсвечивает мотивами вечной Золушки, уже почти пять веков присутствующей в нашей жизни. Замарашка - красивая, добросердечная, услужливая, несёт в себе вечное стремление к добру. Здесь же присутствуют и её антиподы: злая, корыстная Мачеха и её дочь Злыдня, всячески помыкающие Замарашкой, которой порой приходится выполнять невозможные поручения, как например, сбор фиалок в заснеженном лесу. Управляет всем этим сказочным царством Царица, при которой распорядителем является великий канцлер. Но главными персонажами можно считать Двенадцать месяцев, символов смены времен года и perpetuum mobile всей жизни.
Каждому месяцу композитор создал свою музыкальную характеристику, изображая в звуках образы времён года.
После целого ряда перипетий, недоразумений и злоключений персонажей, как всегда в сказках, побеждает Добро.
По рождественскому великолепно создан зрительный образ спектакля (режиссер Алексей Степанюк), декорации (художник-постановщик Александр Орлов), художник по костюмам Ирина Чередникова, художник по свету Александр Скворцов, видеография Виктория Золотникова, сценическое движение - хореограф Илья Устьянцев.
Время действия оперы - 31 декабря, в канун нового года. В этот момент все месяцы собираются на поляне, чтобы передать "полномочия" своим братьям наступающего года. Возглавляет это шествие Декабрь, подводящий итоги года уходящего.
Публика, входящая в зал, сразу же видит занавес и кулисы тёмно-сапфирового цвета, усыпанные золотыми светящимися звездами. Поэтому можно себе представить, что местом действия является сама предновогодняя Вселенная.
Начало спектакля стало заставкой ко всему последующему действу, и здесь проявилось истинное богатство воображения режиссера. Это было ожившее царство сказок, персонажи которых радужно веселились на рождественском карнавале. В искрящемся водовороте разноцветной толпы просматривались и персонажи Лескова. Здесь можно было найти также элементы уличного театра, характерного для русского фольклора.
Двенадцать месяцев внешне представляют собой высокие конусообразные конструкции, внутри которых помещены актеры. Эти конструкции имеют цвет звездного неба под стать вселенной, с которой символически они слиты воедино. Месяцы плавно движутся по сцене, тоже в стиле уличного театра, когда по праздничным площадям бродили ряженые персонажи на высоких ходулях. Всё как в сказке.
Режиссер-постановщик вместе с талантливой группой художников разных специальностей прекрасно проводит всё сквозное действие спектакля и приводит его к полной гармонии. А безупречное исполнительское мастерство солистов во многом обязано Ларисе Гергиевой, ибо многие из них занимаются в руководимой ею Академии молодых певцов Мариинского театра.
Финальная сцена - большой хор - своеобразный гимн Радости и Доброте, замечательная работа хормейстера Андрея Петренко. А в самом конце этой "Рождественской сказки" звучат слова Декабря: "Давайте делать людям добро!".
Выдающийся маэстро Валерий Гергиев дирижировал уже многими произведениями Родиона Щедрина и досконально знает и чувствует его творчество. В "Рождественской сказке" он создал уникальный музыкальный образ очарованного праздника. По сказочному заворожённо звучат соло всех инструментов, в каждом звуке оркестра заключено истинное волшебство.
Поздравляем Родиона Константиновича с его славным юбилеем. Желаем ему доброго здоровья и больших творческих успехов. И приносим искреннюю благодарность за его замечательные сочинения, которые благостно звучат в очарованной ауре Мариинского театра.

A Christmas Tale by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre
A Christmas Tale by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre
Enchanted Wanderer by Martynas Aleksa
Enchanted Wanderer by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre
Enchanted Wanderer by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre
Enchanted Wanderer by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre
The Lefthander by Natasha Razina ©State Academic Mariinsky Theatre
The Lefthander by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2009 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров