- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ЮБИЛЕЙ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА  
 
24.06.2004
  (автор Светлана Сливинская)

В Мариинском театре в рамках продолжающегося XII международного фестиваля искусств "Звезды белых ночей" состоялся гала-концерт, посвященный 125-летию со дня рождения А.Я.Вагановой, в котором приняли участие звезды балета Мариинского театра и еще совсем юные восходящие звезды и звездочки - учащиеся всех классов Академии Русского балета, носящей сегодня имя великого педагога. Но, воистину, можно утверждать, что среди всех балетных светил самой яркой звездой, никогда не закатывающейся и не меркнущей была сама А.Я.Ваганова с ее выдающейся школой, признанной во всем балетном мире как непреходящая ценность. И Ваганова как живая, перешагнувшая в XXI век, по праву праздновала свой юбилей на сцене родного театра.
То была блистательная балерина, которую Мариус Петипа называл "царицей вариаций", хореограф-редактор, хореограф-постановщик, из произведений которой такой шедевр как "Диана и Актион" на музыку Ч.Пуни исполняется на всех мировых сценах самыми блестящими танцовщиками мира. В течение ряда лет Ваганова была художественным руководителем Мариинского (Кировского) театра. Но все-таки главным в ее творческой биографии стала педагогическая деятельность, позволившая ей в течение долгих лет воспитать целую плеяду замечательных балерин, в числе которых были М.Семенова, Г.Уланова, Н.Дудинская, А.Шелест, Т.Вячеслова И.Генслер, Н.Ястребова, О.Моисеева, Н.Кургапкина, И.Колпакова, А.Осипенко, выдающийся балетный критик В.Красовская и многие, многие другие, танцевавшие на лучших сценах мира, затем ставшие педагогами, несущими ее методику новым поколениям. И эта система, в основе которой лежит академическая безупречность классического танца, показала свое непререкаемое совершенство и постоянно утверждается в хореографическом пространстве и времени.
Педагогическая деятельность была истинной любовью и признанием Вагановой. Воспитанница Школы Императорского балета, она со школьной скамьи анализировала систему балетного обучения, подмечая не только ее сильные, но и слабые стороны. Практически уже тогда закладывались основы ее будущей педагогической и научно-теоретической деятельности в области классического танца. Буквально с научной точки зрения, изучив русскую, французскую и итальянскую школы, которые с течением времени стали взаимодействовать и дополнять друг друга, Ваганова, основываясь на школе Петипа и развивая ее, поскольку любая школа, согласно ее убеждениям, является живым организмом, а не догмой, создала свою систему обучения, выстраивая уроки так, что они способствовали максимальному развитию тела танцовщицы, и ее ученицы свободно танцевали до пятидесяти лет, вызывая удивление и восхищение всего балетного мира. К тому же это были замечательные балетные актрисы, ибо Ваганова не признавала чистую технику без образности танца.
Таким образом Ваганова с математической точностью доказала систему своей пластической аргументации. И школа ее, как великое достояние балетного искусства, была и остается в центре внимания и требования времени, ибо обеспечивает стабильность балетного искусства, прочную базу, на основе которой могут иметь место любые эксперименты, и, овладев которой, танцовщики могут исполнять любую хореографию любых жанров.
О выдающихся достоинствах Школы Вагановой на юбилейном вечере говорила Алтынай Асылмуратова, замечательная балерина и педагог, ныне - художественный руководитель Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой.
Зрительный зал приветствовал здравствующих учениц Вагановой, сегодняшних воспитателей балетной молодежи Ольгу Моисееву, Нинель Кургапкину, Галину Кекешеву, Аллу Осипенко. Среди зрителей присутствовала также внучка Вагановой Людмила Померанцева, проживающая в настоящее время в Австралии.
…В честь Вагановой были исполнены "Тени" из балета Минкуса "Баядерка", где вместе с учащимися Школы выступила солистка Мариинского театра Софья Гумерова, "Пахита", в которой блеснули Диана Вишнева и Евгений Иванченко, Па де де Дианы и Актиона в исполнении нынешних выпускников Академии Нанами Тераи (Япония) и Андрея Касьяненко и многие другие замечательные произведения.
Когда-то Ваганова сделала своей преемницей любимую ученицу, выдающуюся Н.М.Дудинскую, которая вплоть до своей кончины в 2003 году, продолжила традиции ее Школы и воспитала, как и Ваганова много прекрасных балерин, в том числе и нынешнего поколения, среди которых сегодняшняя прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, исполнившая знаменитую балетную миниатюру "Умирающий лебедь", своеобразный символ русского балета.
Этот юбилейный вечер еще раз продемонстрировал, что Ваганова - это не просто эпоха, а эпоха, продолжающаяся во времени.
 
     

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров