04.12.2005
|
|
Театр "Кремлевский балет" в рамках
30-летия мировой премьеры балета Юрия Григоровича "Иван Грозный"
на музыку Сергея Прокофьева представил его на сцене Мариинского
театра. И к этой же акции было приурочено вручение знаменитому Мэтру
премии имени Г.А.Товстоногова, присужденной ему за большие заслуги
в рамках премии "Золотого Софита". Награду выдающемуся
хореографу вручали: Н.А.Товстоногова (сестра знаменитого режиссера)
и художественный руководитель БДТ имени Г.А.Товстоногова народный
артист СССР К.Ю.Лавров.
Петербургские балетоманы, из тех, что еще остались, экономя на всем,
раскупали самые недорогие билеты. Григорович снова был с ними. На
этот раз "Кремлевский балет" под руководством Андрея Петрова
подарил им "Ивана Грозного" - незабываемую пластическую
фреску Мастера по мотивам далекой российской истории.
Уже 30 лет Григорович постоянно и кропотливо работает над этой темой.
Первая версия его спектакля была поставлена на сцене Большого театра
в Москве. Для "Кремлевского балета" хореограф сделал другую
редакцию своего произведения. Недавно этот балет был поставлен также
на сцене театра Парижской оперы, где хорошо знают и высоко ценят
талант Юрия Григоровича. В "Иване Грозном", как это характерно
для творческого почерка Григоровича, режиссура хореографического
спектакля сочетается с виртуозной симфонизацией танца. Хореографические
картины битвы, колокольного звона, плача по Анастасии, опричнины,
а также монологи и дуэты персонажей смонтированы в единое сквозное
действие, которое можно назвать срежиссированной танцсимфонией с
развитием тем главных персонажей и их взаимодействия с окружением.
Свой спектакль Григорович называет "балет-хроника", что
само по себе уже обуславливает четкость и ритмичность хореографического
монтажа.
Оформление Симона Вирсаладзе являет собой раздвигающуюся зримую
фреску, в центре которой на возвышении находится царский трон, которому
снизу примыкает приходящие в движение условные пластические барельефы,
состоящие из персонажей спектакля. Образы Ивана, Анастасии и Курбского
даны крупным планом на общем скульптурном фоне. В центре спектакля,
безусловно - образ Ивана Грозного в исполнении танцовщика театра
Opera Nationale d'Paris Стефана Бюйона, обладающего прекрасными
внешними данными, отличной техникой и незаурядным актерским талантом.
Для опытного глаза в его исполнении проскальзывают мотивы знаменитого
кинематографического образа Ивана в исполнении Николая Черкасова
в фильме Сергея Эзейнштейна "Иван Грозный". Пластика танцовщика
окрашена изысканным экспрессионизмом, быстрым как сверкающие молнии.
Видно по всему, что он с большим вдохновением танцует эту партию,
которая явно пришлась ему по душе. Очень изящно и женственно в роли
Анастасия, звезда театра Парижской Оперы Матильда Фрусте с ее благородными
удлиненными певучими линиями. Танцовщики "Гранд Опера",
прибывшие на петербургский спектакль, составляют эмоциональный и
гармоничный дуэт. Очень выразителен в роли Василия Курбского Айдар
Шайдуллин, составляющий с главными персонажами трио по принципу
хореографического контрапункта. Живописны и прекрасно исполнены
в сквозном пластическом действии все "хроникальные" картины
спектакля, включая выступления приглашенных воспитанников Академии
Русского балета имени А.Я.Вагановой.
|
|