- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  РОК-БАЛЕТ "БИТЛЗ НАВСЕГДА!" В САМАРЕ  
 
 

(автор Светлана Сливинская)

В Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера рок-балета "Битлз навсегда!". И после премьерного успеха этот уникальный спектакль, который готовился в течение двух лет, получил путевку в жизнь.
Главный балетмейстер театра, народный артист СССР, профессор Никита Долгушин поддержал в свое время эту смелую идею, которую автор либретто и балетмейстер-постановщик спектакля Надежда Малыгина вынашивала в течение долгого времени и достоянием которой стали эксклюзивные материалы самарской "Битлз-Ассоциации" (воистину искусство легендарной "ливерпульской четверки" шествует по просторам России).
Разрабатывая свою идею большого синтетического спектакля, Надежда Малыгина, выпускница балетмейстерского отделения Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, привлекла к его созданию знаменитого театрального художника Эмиля Капелюша - автора художественного решения и сценографии спектакля, талантливую художницу по костюмам Елену Орлову, художника по свету Санкт-Петербургского академического театра комедии имени Н.П. Акимова Евгения Ганзбурга, московского композитора Артура Митиняна. Музыкальным руководителем и дирижером спектакля стал Рубен Агаронян.
И эта высокопрофессиональная постановочная группа сообща добилась большого успеха. Но, конечно же, учитывая заслуги каждого художника в отдельности, хотелось бы подчеркнуть, что душой этого спектакля, безусловно, является Надежда Малыгина. И для талантливого и преданного своему призванию хореографа балет "Битлз навсегда!" в определенном плане стал знаковым.
Создается впечатление, что к этому спектаклю хореограф внутренне готовилась всю свою жизнь. В этой теме ею все прожито и пережито. Она изучила и эмоционально прочувствовала музыку "Битлз", личность и жизнь каждого участника "ливерпульской четверки". И, преломляясь сквозь её знаменитые "альбомы", ставшие музыкальной основой спектакля, в ее хореографических полетах, самозабвенно "реют" Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Старр, Джордж Харрисон.
Но путеводной звездой ее идей стала, несомненно, любовь к "Битлз" - сильная юная любовь, прошедшая через всю жизнь. Эта любовь видна и из названия спектакля "Битлз навсегда!". Замысел же хореографа превратился в мечту, а мечта, как известно, имеет крылья, поэтому через все трудности и препятствия, которых было немало на пути у спектакля, крылатая мечта стала благой реальностью, и замечательный балет увидел свет рампы. Это полнометражное хореографическое произведение явилось единственным в своем роде, уникальным явлением, созданным в своем собственном оригинальном жанре, без ориентации на какие-либо другие сочинения, и имеет собственную неповторимую форму. Спектакль можно определить (а почему бы и нет?) как своеобразную хореографическую сказку - сквозь "полеты во сне и наяву". Ведь собственно это подсказывает и сама Надежда Малыгина, начиная свое либретто со слов Джона Леннона: "Давным-давно жили-были"… Разве это не начало сказки о "Битлз" со всеми их взлетами и неудачами. И легендой уже при жизни, когда они буквально околдовали массы всех континентов, вызвав к жизни ураганную "битломанию"? И Малыгина погружает зрителя в ощущение ирреальности этого явления. Ее хореографическая фантазия на темы "Битлз" воистину несет в себе обаяние сказки.
Свой балет она посвящает 50-летию со дня рождения ливерпульской группы, которая в ее творчестве обрела свою новую, на сей раз хореографическую жизнь, и в этом воплощении шагнула в XXI век. "Битлз навсегда!" - это образная сценическая история жизни и творчества "Битлз", в которой четверо блестящих музыкантов стали единым организмом с единой душой и единым пульсом во времени, который и сегодня бьётся в ауре Вселенной. Этот организм прошел через рождение, признание, безумие славы, разочарование, наркотики, любовь… и неизбежный разрыв …, но их музыка жива. История "Битлз" - это воистину история поколения, для многих так и оставшаяся юношеской грёзой. 40 лет, впрочем, не так уж и много. Да, и какое значение имеет для сказки возраст?... Это ведь особый жанр, самый мудрый … И мало тех избранников, которых можно окутать ореолом сказки. И сегодня, когда группы уже нет, ее творчество стало классикой, вошло в историю музыкального искусства и, безусловно, останется в ней.
В музыкальной палитре спектакля автор использовала звучание симфонического оркестра и рок-группы. Песни "ливерпульской четверки" изумительно пластичны и легко трансформируются в хореографические монологи, дуэты, массовые сцены.
Действующих лиц Малыгина определяет суммарно, можно сказать, абстрактно и по-своему глобально: "Они", "Мы", "Музыка", "Любовь", что в расшифровке могло бы означать - они и мы вчера, сегодня и завтра, объединенные музыкой и любовью.
Четыре танцовщика, как условное единое действующее лицо, проходящее через весь спектакль, не имеет портретного сходства с музыкантами "ливерпульской четверки", и художник намеренно не стремится передать его с помощью грима. Их единый пластический групповой портрет в основном определяется танцами в унисон с вкраплениями сольных вариаций. Но временами этот портрет, существующий в ауре бушующей Вселенной, начинает распадаться на составные части, ибо у каждого музыканта была своя личная жизнь, они все были семейными парами и каждый танцевал свой сложный эмоциональный дуэт со своей избранницей. И здесь танцевальная пластика у всех персонажей была индивидуальной, и каждый дуэт имел свои акценты. Затем они снова соединялись вместе в резвых воспоминаниях о своём "роликовом" детстве, которые сменялись мерными пластическими размышлениями в ритме moderato cantabile. Мотивы рок-н-ролла в опиумном дыму порождали своеобразные сюрреалистические миражи, в которых персонажи погружаются в нирвану, пытаясь поймать за воображаемые крылья летающих там своеобразных рок-н-ролльных сильфид. И вдруг внезапно трезвеют, самозабвенно упиваются игрой как ватага юных клоунов на карнавале, придаются любовным восторгам, грустят в одиночестве и ничуть не унывают в старости. В теме "Восток" метод "полета во сне и наяву" становится стилем всего действия, и движение танцовщиков приобретает своеобразную расплывчатость контуров как при замедленной съемке. И весь этот колеблющийся мираж перетекает в невесомый полет "под куполом". Задумчивым серпантином скользит танец с лентами, курение "травки", дурман, болезненная ломка… И снова рок, пронизывающий своими ритмами даже отрешенную нирвану. Слава как цунами захлестнула "Битлз" и начала спадать как отлив, порождая апатию и депрессию.
В пластическом решении спектакля хореограф сочетала классический балет и разные формы современного танца, катание на роликовых коньках, цирковые и акробатические трюки. Все это было необходимо, чтобы исполнить сцены "под куполом" в атмосфере "полетов во сне и наяву", требующих высшего пилотажа актерского искусства. Артистам для овладения этой комплексной техникой пришлось проявить экстремальное упорство и чудеса храбрости. И все они прекрасно справились со своей задачей, создав воистину уникальный спектакль. И в течение всего балета образная пластика Малыгиной была пронизана виртуозными ритмами рок-н-ролла. Можно сказать, что этот своеобразный классический рок-н-ролл стал уникальным явлением, созданным Малыгиной. В её спектакле рок был внутри "Битлз" и вокруг него, в нем неистово кружился "весь шар земной", жонглируя в ажиотаже танцевального буйства пластинками с записью музыки прославленных музыкантов. А в финале - игра факелов, как блуждающих огней сверкающего зримого ритма.
Будучи россиянкой, Надежда Малыгина интерпретирует творчество "Битлз" с российским знаком, и в этом ее большая заслуга. Сегодня участники "ливерпульской четверки" ее гости во времени. И через созданные ею их хореографические образы, они снова все вместе встречаются со зрителями.

 

Интервью с Никитой Долгушиным о премьере балета "Битлз навсегда!"

 
  УВЕЛИЧИТЬ УВЕЛИЧИТЬ

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров