|
|
В Самарском академическом театре оперы и балета
состоялась премьера рок-балета "Битлз навсегда!". И после
премьерного успеха этот уникальный спектакль, который готовился
в течение двух лет, получил путевку в жизнь.
Главный балетмейстер театра, народный артист СССР, профессор Никита
Долгушин поддержал в свое время эту смелую идею, которую автор либретто
и балетмейстер-постановщик спектакля Надежда Малыгина вынашивала
в течение долгого времени и достоянием которой стали эксклюзивные
материалы самарской "Битлз-Ассоциации" (воистину искусство
легендарной "ливерпульской четверки" шествует по просторам
России).
Разрабатывая свою идею большого синтетического спектакля, Надежда
Малыгина, выпускница балетмейстерского отделения Санкт-Петербургской
консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, привлекла к его созданию
знаменитого театрального художника Эмиля Капелюша - автора художественного
решения и сценографии спектакля, талантливую художницу по костюмам
Елену Орлову, художника по свету Санкт-Петербургского академического
театра комедии имени Н.П. Акимова Евгения Ганзбурга, московского
композитора Артура Митиняна. Музыкальным руководителем и дирижером
спектакля стал Рубен Агаронян.
И эта высокопрофессиональная постановочная группа сообща добилась
большого успеха. Но, конечно же, учитывая заслуги каждого художника
в отдельности, хотелось бы подчеркнуть, что душой этого спектакля,
безусловно, является Надежда Малыгина. И для талантливого и преданного
своему призванию хореографа балет "Битлз навсегда!" в
определенном плане стал знаковым.
Создается впечатление, что к этому спектаклю хореограф внутренне
готовилась всю свою жизнь. В этой теме ею все прожито и пережито.
Она изучила и эмоционально прочувствовала музыку "Битлз",
личность и жизнь каждого участника "ливерпульской четверки".
И, преломляясь сквозь её знаменитые "альбомы", ставшие
музыкальной основой спектакля, в ее хореографических полетах, самозабвенно
"реют" Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Старр, Джордж
Харрисон.
Но путеводной звездой ее идей стала, несомненно, любовь к "Битлз"
- сильная юная любовь, прошедшая через всю жизнь. Эта любовь видна
и из названия спектакля "Битлз навсегда!". Замысел же
хореографа превратился в мечту, а мечта, как известно, имеет крылья,
поэтому через все трудности и препятствия, которых было немало на
пути у спектакля, крылатая мечта стала благой реальностью, и замечательный
балет увидел свет рампы. Это полнометражное хореографическое произведение
явилось единственным в своем роде, уникальным явлением, созданным
в своем собственном оригинальном жанре, без ориентации на какие-либо
другие сочинения, и имеет собственную неповторимую форму. Спектакль
можно определить (а почему бы и нет?) как своеобразную хореографическую
сказку - сквозь "полеты во сне и наяву". Ведь собственно
это подсказывает и сама Надежда Малыгина, начиная свое либретто
со слов Джона Леннона: "Давным-давно жили-были"… Разве
это не начало сказки о "Битлз" со всеми их взлетами и
неудачами. И легендой уже при жизни, когда они буквально околдовали
массы всех континентов, вызвав к жизни ураганную "битломанию"?
И Малыгина погружает зрителя в ощущение ирреальности этого явления.
Ее хореографическая фантазия на темы "Битлз" воистину
несет в себе обаяние сказки.
Свой балет она посвящает 50-летию со дня рождения ливерпульской
группы, которая в ее творчестве обрела свою новую, на сей раз хореографическую
жизнь, и в этом воплощении шагнула в XXI век. "Битлз навсегда!"
- это образная сценическая история жизни и творчества "Битлз",
в которой четверо блестящих музыкантов стали единым организмом с
единой душой и единым пульсом во времени, который и сегодня бьётся
в ауре Вселенной. Этот организм прошел через рождение, признание,
безумие славы, разочарование, наркотики, любовь… и неизбежный разрыв
…, но их музыка жива. История "Битлз" - это воистину история
поколения, для многих так и оставшаяся юношеской грёзой. 40 лет,
впрочем, не так уж и много. Да, и какое значение имеет для сказки
возраст?... Это ведь особый жанр, самый мудрый … И мало тех избранников,
которых можно окутать ореолом сказки. И сегодня, когда группы уже
нет, ее творчество стало классикой, вошло в историю музыкального
искусства и, безусловно, останется в ней.
В музыкальной палитре спектакля автор использовала звучание симфонического
оркестра и рок-группы. Песни "ливерпульской четверки"
изумительно пластичны и легко трансформируются в хореографические
монологи, дуэты, массовые сцены.
Действующих лиц Малыгина определяет суммарно, можно сказать, абстрактно
и по-своему глобально: "Они", "Мы", "Музыка",
"Любовь", что в расшифровке могло бы означать - они и
мы вчера, сегодня и завтра, объединенные музыкой и любовью.
Четыре танцовщика, как условное единое действующее лицо, проходящее
через весь спектакль, не имеет портретного сходства с музыкантами
"ливерпульской четверки", и художник намеренно не стремится
передать его с помощью грима. Их единый пластический групповой портрет
в основном определяется танцами в унисон с вкраплениями сольных
вариаций. Но временами этот портрет, существующий в ауре бушующей
Вселенной, начинает распадаться на составные части, ибо у каждого
музыканта была своя личная жизнь, они все были семейными парами
и каждый танцевал свой сложный эмоциональный дуэт со своей избранницей.
И здесь танцевальная пластика у всех персонажей была индивидуальной,
и каждый дуэт имел свои акценты. Затем они снова соединялись вместе
в резвых воспоминаниях о своём "роликовом" детстве, которые
сменялись мерными пластическими размышлениями в ритме moderato cantabile.
Мотивы рок-н-ролла в опиумном дыму порождали своеобразные сюрреалистические
миражи, в которых персонажи погружаются в нирвану, пытаясь поймать
за воображаемые крылья летающих там своеобразных рок-н-ролльных
сильфид. И вдруг внезапно трезвеют, самозабвенно упиваются игрой
как ватага юных клоунов на карнавале, придаются любовным восторгам,
грустят в одиночестве и ничуть не унывают в старости. В теме "Восток"
метод "полета во сне и наяву" становится стилем всего
действия, и движение танцовщиков приобретает своеобразную расплывчатость
контуров как при замедленной съемке. И весь этот колеблющийся мираж
перетекает в невесомый полет "под куполом". Задумчивым
серпантином скользит танец с лентами, курение "травки",
дурман, болезненная ломка… И снова рок, пронизывающий своими ритмами
даже отрешенную нирвану. Слава как цунами захлестнула "Битлз"
и начала спадать как отлив, порождая апатию и депрессию.
В пластическом решении спектакля хореограф сочетала классический
балет и разные формы современного танца, катание на роликовых коньках,
цирковые и акробатические трюки. Все это было необходимо, чтобы
исполнить сцены "под куполом" в атмосфере "полетов
во сне и наяву", требующих высшего пилотажа актерского искусства.
Артистам для овладения этой комплексной техникой пришлось проявить
экстремальное упорство и чудеса храбрости. И все они прекрасно справились
со своей задачей, создав воистину уникальный спектакль. И в течение
всего балета образная пластика Малыгиной была пронизана виртуозными
ритмами рок-н-ролла. Можно сказать, что этот своеобразный классический
рок-н-ролл стал уникальным явлением, созданным Малыгиной. В её спектакле
рок был внутри "Битлз" и вокруг него, в нем неистово кружился
"весь шар земной", жонглируя в ажиотаже танцевального
буйства пластинками с записью музыки прославленных музыкантов. А
в финале - игра факелов, как блуждающих огней сверкающего зримого
ритма.
Будучи россиянкой, Надежда Малыгина интерпретирует творчество "Битлз"
с российским знаком, и в этом ее большая заслуга. Сегодня участники
"ливерпульской четверки" ее гости во времени. И через
созданные ею их хореографические образы, они снова все вместе встречаются
со зрителями.
Интервью с Никитой Долгушиным о премьере балета
"Битлз навсегда!"
|
|