|
|
В Петербурге состоялся Первый международный
Рождественский балетный фестиваль "Щелкунчик" под руководством
народного артиста СССР, профессора Никиты Долгушина, организованный
на своей сцене Государственным театром оперы и балета Санкт-Петербургской
консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, и приуроченный к 165-летию
со дня рождения П.И.Чайковского.
Инициатива Н.Долгушина - посвятить фестиваль
одному, хотя и очень знаменитому балету - поистине уникальна, ибо
тем самым он подчеркнул, что музыка Чайковского обладает таким богатством
выразительных возможностей, что хореографы разной творческой ориентации
как отечественные, так и зарубежные могут услышать в ней и зрительно
представить свое личное видение знаменитого сюжета "Щелкунчика".
И в течение недели фестиваль с наслаждением "перелистывал"
эти волшебные хореографические страницы, завораживающие своей магией
переполненный зал большого Каменного театра (первого Большого театра
России), на месте которого и находится сейчас театр консерватории.
Легендарный танцовщик и хореограф Никита Долгушин уже почти четверть
века, возглавляющий балетную труппу театра, перед началом фестиваля
сказал: "Под Рождество так хочется чуда. А что может быть чудеснее
этой прекрасной балетной сказки?" И чудо свершилось. Им стал
сам фестиваль, в котором как истинный сказочный персонаж "Щелкунчик"
являлся в своих всевозможных новогодних и святочных превращениях.
И это было волшебство, сотканное из Добра и Любви, атмосфера которой
кажется витала над всей Театральной площадью, где с большой афиши
на фасаде элегантного здания консерватории в интерьер театра приглашал
красочный "Щелкунчик" гостеприимного хозяина Фестиваля.
В своем спектакле Долгушин основывается на оригинальном либретто
Мариуса Петипа, трансформируя его согласно собственному ощущению
сюжета, и с помощью изысканного хореографического языка раскрывает
таинственные живописные глубины музыки Чайковского. Постановка Долгушина
блещет филигранной отточенностью стиля, изысканностью, элегантностью
и благородством. Художник высокой культуры и выдающийся реставратор
классического наследия, он в обращении к первоисточнику сочетает
в себе талант ученого, богатую интуицию и неистощимую творческую
фантазию. И в данном случае в своем сочинении он воспроизводит па
де де Феи Драже и Принца Оршада из первой постановки Льва Иванова
в 1892 году в Мариинском театре (причем балет Долгушина - единственный
спектакль в мире, где представлено это восхитительное па де де),
а также цитирует "Китайский танец" из спектакля Василия
Вайнонена (1934 г.). И эти ценные "инкрустации" в авторский
хореографический текст Долгушина являются как бы своеобразными золотыми
нитями связи времен, соединяющими его балет с шедеврами прошлого.
Мудрый и поэтичный спектакль Долгушина - это
своеобразное воспитание "чувств", путешествие детской
души в мир глубоких человеческих эмоций. Причем Мари (Маша) в его
балете не превращается в Принцессу, а остается девочкой-подростком,
которая живет в царстве волшебных превращений своих детских снов.
(Художники по декорациям Алла Фролова и костюмам Никита Долгушин).
Этот спектакль стал уже популярным в разных странах мира, в том
числе и в столице Европы - Брюсселе.
И именно Долгушин, создав своего собственного "Щелкунчика",
предложил другим авторам, не вступая в полемику, представить свои
хореографические решения знаменитой рождественской сказки. Открытие
фестиваля было предоставлено детям, то есть Санкт-Петербургскому
государственному театру детского балета под руководством Ирины Сафоновой,
в прошлом балерины Мариинского театра (художник Вячеслав Окунев).
Это уже давно известная балетная труппа имеет собственную школу,
где преподают высокопрофессиональные педагоги. Кредо постановщика
спектакля Ирины Сафоновой - никогда ничего не заимствовать из арсенала
знаменитых классических спектаклей, а сочинять только собственную
хореографию с учетом возможностей детей-артистов всех возрастов.
Так в "Щелкунчике" Сафонова создала новый своеобразный
персонаж - Фею Ёлки, которая сквозь волшебные сновидения увлекает
за собой всех персонажей сказки.
Интересный спектакль в постановке народного артиста России Игоря
Чернышева представил Самарский государственный академический театр
оперы и балета (ныне художественный руководитель Никита Долгушин).
Балет Чернышева по-праву считается долгожителем, ибо со времени
своего рождения в 1978 году он прошел уже более 500 раз. Чернышев
подчеркивает, что действие его балета происходит "в фантастические
времени в неизвестном городе, что не ограничивает полет фантазии
балетмейстера и художника" (Наталия Хохлова). Автор повествует
о сложности, хрупкости и ранимости детской души, фантастичности
детского воображения, робкой и трепетной детской любви, сострадании,
живому миру сказочных персонажей и одушевленной природе. Вдохновенный
мир детства он противопоставляет черствому миру взрослых людей и
мечтает о победе Добра над Злом. Щелкунчик же у него - заколдованный
Принц, которому только преданная любовь может вернуть прежний прекрасный
облик (где-то слышны отголоски сказки об "Аленьком цветочке").
И конечно, полной неожиданностью стал "Щелкунчик" театра
города Тарту "Ванемуйне" (Эстония). Этот театр, руководимый
в свое время Карелом Ирдом, издавна хорошо известен и высоко ценим
в России. И нынешний руководитель балетной труппы Маре Томмингас
создает разнообразный и высококачественный репертуар. На постановку
"Щелкунчика" она пригласила шведскую группу во главе с
Пером Исбергом, в свое время ведущим солистом и главным хореографом
шведского королевского оперного театра.
Постановочная группа была очень хорошо "смонтирована"
и в зрительном образе спектакля и его музыкальной интерпретации
(дирижер Ану Тали) всегда во всех ракурсах обеспечивала творческий
унисон. Авторы еще раз доказали, что в эмоциональное богатство музыки
Чайковского впишется любой национальный фольклор. И этот спектакль
остался в памяти своими сказочно-ностальгическими мотивами о добром
детстве. В либретто своего балета Пер Исберг интересно сочетал знаменитую
сказку Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" с повестью
о детстве Эльзы Бесков "Рождество Питера и Лотты", считающейся
национальной классикой детской литературы. Постановщики обращаются
к скандинавскому фольклору, местным рождественским и святочным персонажам,
преображая их в хореографические образы, а роль Щелкунчика выполняет
традиционный шведский святочный Козел. И все "козлиные"
пляски и превращения, чередующие с танцами Бенгальских огней, Рождественского
печенья, Конфет-хлопушек, Карамелек и Бумажных снеговиков составляют
особый колоритный шарм спектакля. Незатейливая история о детях-сиротах,
о которых заботливо пекутся родственники (Коричневая, Зеленая и
Фиолетовая тетушки) уже создает ауру простодушной доброты. Атмосфера
небольшого городка, обычного дома, в котором пахнет теплом и уютом,
Синий дядюшка-волшебник, Угольщик и дети, пришедшие на Рождество
в костюмах старинных фасонов, подчеркивают очарование домашнего
праздника. А постановка света спектакля так виртуозна, что напоминает
подчас бытовые сцены с полотен "малых голландцев". И все
сны, которые видят дети, тоже имеют в качестве декораций интерьеры
дома, в который влетают Снежинки во главе со Снежной Королевой (но
как же Швеция без Снежной Королевы!), и в персонажей танца превращаются
даже цветы, как будто сошедшие с обоев, которыми оклеена комната.
Сказка вырастает из самой жизни, которая чудно несет в себе этот
ценный сказочный элемент, столь важный для доверчивого мира детства.
И как бы перекликаясь с самой темой "Щелкунчика" в стремлении
к Добру, дирекция фестиваля (директор театра Наталия Орлова) пригласила
на благотворительный спектакль, где был представлен балет Никиты
Долгушина, детей-сирот и учащихся школ-интернатов. Спектакль стал
составной частью праздника "Рождественской ёлки" с вручением
подарков, в числе которых была и прекрасно изданная книга игуменьи
Таисии Леушинской (1842-1915гг.) "Первая ёлка на земле"
(чудом сохранившаяся рождественская история, рассказанная игуменьей,
проиллюстрирована рисунками детей XXI века). Это был для детей настоящий
праздник Добра и Красоты.
На заключительном гала-концерте фестиваля был представлен вечер
одноактных балетов на музыку Петра Чайковского: "Сны"
(постановка Никиты Долгушина) как бы продолжили тему грёз, заявленную
фестивалем. Но это были грезы юной балерины, мечтающей о партии
Принцессы Авроры, за ними последовал заключительный акт "Свадьба
Авроры" из балета "Спящая красавица" и премьера фестиваля
- одноактный балет "Воспоминание о детстве" на музыку
"Детского альбома" и "Темы с вариациями" Петра
Чайковского в аранжировке и исполнении молодых музыкантов - студентов
Петербургской консерватории Нины Горун и Антон Лопушанский (постановка
Никиты Долгушина, хореограф Юлия Потапова), где в главной партии
- Мэтра-творца - собирательный образ композитора, хореографа, воспитателя
выступил сам Никита Долгушин.Другие партии исполнили воспитанники
возглавляемой им балетной школы "Кантилена". Видеть на
сцене изящно-изысканного, интеллигентного, умудренного Долгушина
было большим наслаждением для поклонников его таланта и переполнивший
зал публики, ставшей для всех неожиданным
и приятным сюрпризом. По ходу сумеречного импрессионистского сюжета,
Художника, прошедшего большой жизненный путь, окружали персонажи
его воображения, воскресшие из памяти о детстве образы Щелкунчика,
к которым присоединились ангелы, играющие на золотых гармониках,
и фантастические райские птицы с диковинным оперением сиренево-голубых
тонов (цветущая сирень, незабудки, как лазоревые капли небесной
росы на крыльях неуловимой Синей птицы-счастья). И в темноте сцены
медленное адажио горящих свечей в память об ушедшем художнике...
У многих на глазах появились слезы…(редчайшее явление в театре по
нынешнем временам).
В фойе театра была развернута большая выставка на тему "Щелкунчика",
в которой экспонировались эскизы декораций, рисунки, макеты и костюмы
известного художника Михаила Шемякина к балету "Щелкунчик"
на сцене Мариинского театра, который таким образом стал участником
фестиваля, а также живописных, графических и скульптурных работ
студентов художественных вузов Петербурга (Санкт-Петербургского
академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени
И.Репина, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной
академии имени Мухиной и Санкт-Петербургского художественного училища
М.К.Рериха).
Театром был объявлен конкурс на лучшие тематические
работы и победителям под музыку марша из балета "Щелкунчик"
были присуждены призы…
А по окончании фестиваля уже без всякого конкурса учащиеся хореографического
отделения школы искусств "Кантилена" по собственной инициативе
изложили свои непосредственные впечатления от увиденного на фестивале.
Жизнь балета "Щелкунчик" во времени продолжается и несет
счастье всем, кто готов к встречам с прекрасным. И можно не сомневаться,
что этот фестиваль станет традиционным.
|
|