- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ "ЩЕЛКУНЧИКА"  
 

 

(автор Светлана Сливинская)

В Петербурге состоялся Первый международный Рождественский балетный фестиваль "Щелкунчик" под руководством народного артиста СССР, профессора Никиты Долгушина, организованный на своей сцене Государственным театром оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, и приуроченный к 165-летию со дня рождения П.И.Чайковского.

УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
Сцена из балета "Щелкунчик" Самарского театра оперы и балета
Сцена изспектакля "Щелкунчик" театра детского балета - г.Санкт-Петербург

Инициатива Н.Долгушина - посвятить фестиваль одному, хотя и очень знаменитому балету - поистине уникальна, ибо тем самым он подчеркнул, что музыка Чайковского обладает таким богатством выразительных возможностей, что хореографы разной творческой ориентации как отечественные, так и зарубежные могут услышать в ней и зрительно представить свое личное видение знаменитого сюжета "Щелкунчика". И в течение недели фестиваль с наслаждением "перелистывал" эти волшебные хореографические страницы, завораживающие своей магией переполненный зал большого Каменного театра (первого Большого театра России), на месте которого и находится сейчас театр консерватории.
Легендарный танцовщик и хореограф Никита Долгушин уже почти четверть века, возглавляющий балетную труппу театра, перед началом фестиваля сказал: "Под Рождество так хочется чуда. А что может быть чудеснее этой прекрасной балетной сказки?" И чудо свершилось. Им стал сам фестиваль, в котором как истинный сказочный персонаж "Щелкунчик" являлся в своих всевозможных новогодних и святочных превращениях. И это было волшебство, сотканное из Добра и Любви, атмосфера которой кажется витала над всей Театральной площадью, где с большой афиши на фасаде элегантного здания консерватории в интерьер театра приглашал красочный "Щелкунчик" гостеприимного хозяина Фестиваля.
В своем спектакле Долгушин основывается на оригинальном либретто Мариуса Петипа, трансформируя его согласно собственному ощущению сюжета, и с помощью изысканного хореографического языка раскрывает таинственные живописные глубины музыки Чайковского. Постановка Долгушина блещет филигранной отточенностью стиля, изысканностью, элегантностью и благородством. Художник высокой культуры и выдающийся реставратор классического наследия, он в обращении к первоисточнику сочетает в себе талант ученого, богатую интуицию и неистощимую творческую фантазию. И в данном случае в своем сочинении он воспроизводит па де де Феи Драже и Принца Оршада из первой постановки Льва Иванова в 1892 году в Мариинском театре (причем балет Долгушина - единственный спектакль в мире, где представлено это восхитительное па де де), а также цитирует "Китайский танец" из спектакля Василия Вайнонена (1934 г.). И эти ценные "инкрустации" в авторский хореографический текст Долгушина являются как бы своеобразными золотыми нитями связи времен, соединяющими его балет с шедеврами прошлого.

УВЕЛИЧИТЬ
Сцена из балета "Щелкунчик" Театра оперы и балета
Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова

Мудрый и поэтичный спектакль Долгушина - это своеобразное воспитание "чувств", путешествие детской души в мир глубоких человеческих эмоций. Причем Мари (Маша) в его балете не превращается в Принцессу, а остается девочкой-подростком, которая живет в царстве волшебных превращений своих детских снов. (Художники по декорациям Алла Фролова и костюмам Никита Долгушин). Этот спектакль стал уже популярным в разных странах мира, в том числе и в столице Европы - Брюсселе.
И именно Долгушин, создав своего собственного "Щелкунчика", предложил другим авторам, не вступая в полемику, представить свои хореографические решения знаменитой рождественской сказки. Открытие фестиваля было предоставлено детям, то есть Санкт-Петербургскому государственному театру детского балета под руководством Ирины Сафоновой, в прошлом балерины Мариинского театра (художник Вячеслав Окунев). Это уже давно известная балетная труппа имеет собственную школу, где преподают высокопрофессиональные педагоги. Кредо постановщика спектакля Ирины Сафоновой - никогда ничего не заимствовать из арсенала знаменитых классических спектаклей, а сочинять только собственную хореографию с учетом возможностей детей-артистов всех возрастов. Так в "Щелкунчике" Сафонова создала новый своеобразный персонаж - Фею Ёлки, которая сквозь волшебные сновидения увлекает за собой всех персонажей сказки.
Интересный спектакль в постановке народного артиста России Игоря Чернышева представил Самарский государственный академический театр оперы и балета (ныне художественный руководитель Никита Долгушин). Балет Чернышева по-праву считается долгожителем, ибо со времени своего рождения в 1978 году он прошел уже более 500 раз. Чернышев подчеркивает, что действие его балета происходит "в фантастические времени в неизвестном городе, что не ограничивает полет фантазии балетмейстера и художника" (Наталия Хохлова). Автор повествует о сложности, хрупкости и ранимости детской души, фантастичности детского воображения, робкой и трепетной детской любви, сострадании, живому миру сказочных персонажей и одушевленной природе. Вдохновенный мир детства он противопоставляет черствому миру взрослых людей и мечтает о победе Добра над Злом. Щелкунчик же у него - заколдованный Принц, которому только преданная любовь может вернуть прежний прекрасный облик (где-то слышны отголоски сказки об "Аленьком цветочке").
И конечно, полной неожиданностью стал "Щелкунчик" театра города Тарту "Ванемуйне" (Эстония). Этот театр, руководимый в свое время Карелом Ирдом, издавна хорошо известен и высоко ценим в России. И нынешний руководитель балетной труппы Маре Томмингас создает разнообразный и высококачественный репертуар. На постановку "Щелкунчика" она пригласила шведскую группу во главе с Пером Исбергом, в свое время ведущим солистом и главным хореографом шведского королевского оперного театра.

УВЕЛИЧИТЬ
Сцена из спектакля "Щелкунчик" театра "Ванемуйне" г.Тарту

Постановочная группа была очень хорошо "смонтирована" и в зрительном образе спектакля и его музыкальной интерпретации (дирижер Ану Тали) всегда во всех ракурсах обеспечивала творческий унисон. Авторы еще раз доказали, что в эмоциональное богатство музыки Чайковского впишется любой национальный фольклор. И этот спектакль остался в памяти своими сказочно-ностальгическими мотивами о добром детстве. В либретто своего балета Пер Исберг интересно сочетал знаменитую сказку Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" с повестью о детстве Эльзы Бесков "Рождество Питера и Лотты", считающейся национальной классикой детской литературы. Постановщики обращаются к скандинавскому фольклору, местным рождественским и святочным персонажам, преображая их в хореографические образы, а роль Щелкунчика выполняет традиционный шведский святочный Козел. И все "козлиные" пляски и превращения, чередующие с танцами Бенгальских огней, Рождественского печенья, Конфет-хлопушек, Карамелек и Бумажных снеговиков составляют особый колоритный шарм спектакля. Незатейливая история о детях-сиротах, о которых заботливо пекутся родственники (Коричневая, Зеленая и Фиолетовая тетушки) уже создает ауру простодушной доброты. Атмосфера небольшого городка, обычного дома, в котором пахнет теплом и уютом, Синий дядюшка-волшебник, Угольщик и дети, пришедшие на Рождество в костюмах старинных фасонов, подчеркивают очарование домашнего праздника. А постановка света спектакля так виртуозна, что напоминает подчас бытовые сцены с полотен "малых голландцев". И все сны, которые видят дети, тоже имеют в качестве декораций интерьеры дома, в который влетают Снежинки во главе со Снежной Королевой (но как же Швеция без Снежной Королевы!), и в персонажей танца превращаются даже цветы, как будто сошедшие с обоев, которыми оклеена комната. Сказка вырастает из самой жизни, которая чудно несет в себе этот ценный сказочный элемент, столь важный для доверчивого мира детства.
И как бы перекликаясь с самой темой "Щелкунчика" в стремлении к Добру, дирекция фестиваля (директор театра Наталия Орлова) пригласила на благотворительный спектакль, где был представлен балет Никиты Долгушина, детей-сирот и учащихся школ-интернатов. Спектакль стал составной частью праздника "Рождественской ёлки" с вручением подарков, в числе которых была и прекрасно изданная книга игуменьи Таисии Леушинской (1842-1915гг.) "Первая ёлка на земле" (чудом сохранившаяся рождественская история, рассказанная игуменьей, проиллюстрирована рисунками детей XXI века). Это был для детей настоящий праздник Добра и Красоты.
На заключительном гала-концерте фестиваля был представлен вечер одноактных балетов на музыку Петра Чайковского: "Сны" (постановка Никиты Долгушина) как бы продолжили тему грёз, заявленную фестивалем. Но это были грезы юной балерины, мечтающей о партии Принцессы Авроры, за ними последовал заключительный акт "Свадьба Авроры" из балета "Спящая красавица" и премьера фестиваля - одноактный балет "Воспоминание о детстве" на музыку "Детского альбома" и "Темы с вариациями" Петра Чайковского в аранжировке и исполнении молодых музыкантов - студентов Петербургской консерватории Нины Горун и Антон Лопушанский (постановка Никиты Долгушина, хореограф Юлия Потапова), где в главной партии - Мэтра-творца - собирательный образ композитора, хореографа, воспитателя выступил сам Никита Долгушин.Другие партии исполнили воспитанники возглавляемой им балетной школы "Кантилена". Видеть на сцене изящно-изысканного, интеллигентного, умудренного Долгушина было большим наслаждением для поклонников его таланта и переполнивший

УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
Татьяна Коченко и Роман Кадиков в одноактном балете "Сны"
"Воспоминание о детстве". Сцена из балета

зал публики, ставшей для всех неожиданным и приятным сюрпризом. По ходу сумеречного импрессионистского сюжета, Художника, прошедшего большой жизненный путь, окружали персонажи его воображения, воскресшие из памяти о детстве образы Щелкунчика, к которым присоединились ангелы, играющие на золотых гармониках, и фантастические райские птицы с диковинным оперением сиренево-голубых тонов (цветущая сирень, незабудки, как лазоревые капли небесной росы на крыльях неуловимой Синей птицы-счастья). И в темноте сцены медленное адажио горящих свечей в память об ушедшем художнике... У многих на глазах появились слезы…(редчайшее явление в театре по нынешнем временам).
В фойе театра была развернута большая выставка на тему "Щелкунчика", в которой экспонировались эскизы декораций, рисунки, макеты и костюмы известного художника Михаила Шемякина к балету "Щелкунчик" на сцене Мариинского театра, который таким образом стал участником фестиваля, а также живописных, графических и скульптурных работ студентов художественных вузов Петербурга (Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Мухиной и Санкт-Петербургского художественного училища М.К.Рериха).

УВЕЛИЧИТЬ
Одна из работ Михаила Шемякина на выставке

Театром был объявлен конкурс на лучшие тематические работы и победителям под музыку марша из балета "Щелкунчик" были присуждены призы…
А по окончании фестиваля уже без всякого конкурса учащиеся хореографического отделения школы искусств "Кантилена" по собственной инициативе изложили свои непосредственные впечатления от увиденного на фестивале.
Жизнь балета "Щелкунчик" во времени продолжается и несет счастье всем, кто готов к встречам с прекрасным. И можно не сомневаться, что этот фестиваль станет традиционным.

 
     

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров