- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ МИХАЙЛОВСКОГО ТЕАТРА "МАСТЕР-КЛАССЫ"
(ОРГАНИЗОВАННЫЙ ФОНДОМ ФАРУХА РУЗИМАТОВА И МИХАЙЛОВСКИМ ТЕАТРОМ)
 
 
 

(автор Светлана Сливинская)

Регулярные мастер-классы всемирно известных артистов всегда вносят свежую струю в творческое сознание танцовщиков. Ведь любая, даже самая прекрасная школа всегда нуждается в обогащении. Мастер-классы дают возможность посмотреть на себя со стороны, по-новому акцентировать свои сильные и слабые места, в чем-то с зарубежным мастером не согласиться, а что-то и взять на вооружение. Что касается мастер-классов просветительского характера, то они пополняют знания по методологии и истории балета и его взаимосвязи с другими видами искусства. И, конечно же, важнейшим фактором является творческое и человеческое общение. Поэтому следует всячески приветствовать эту мудрую инициативу театра.

Мастер-класс балерины Дженнифер Губе

Первой гостьей театра в этом сезоне стала известная французская балерина Дженнифер Губе (Jennifer Goube). Дочь танцовщика театра Гранд Опера Поля Губе, она в свое время с отличием закончила школу знаменитого театра и выступала на многих балетных сценах мира. Сейчас она возглавляет Парижский танцевальный центр Губе, созданный в 1969 году ее родителями Полем и Ивонн Губе, который считается одним из лучших центров обучения танцу во Франции и педагоги которого проводят мастер-классы по всему миру. В свое время в развитии этого центра внесли свой вклад звезды мирового балета Рудольф Нуреев и Михаил Барышников.

   

Обладающая очень женственным и изящным обликом, Дженнифер во время мастер-класса буквально "летала" по сцене. Она настолько увлеченно, эмоционально и убедительно показывала свои комбинации движений, что танцовщики с большим интересом следовали за ней. Последовательно проводя весь комплекс балетных па, она придавала им нюансы французской школы, обращая особое внимание на работу стоп, что является не самым сильным моментом в искусстве российских танцовщиц. Но, что особенно интересно отметить и с чем согласились выдающиеся мастера русской балетной сцены Алла Осипенко и Никита Долгушин, являющиеся сегодня репетиторами Михайловского театра, это то, что Дженнифер Губе работает в манере близкой их собственной, которая была присуща русскому балету в его блистательный 1930-1970 гг., когда искусство классического танца было на величайшем подъеме. Надеемся, что с помощью отечественных звезд, прекрасно помнящих эти высоты, русский классический танец вновь обретет свой искрящийся многокаратный бриллиантовый блеск.


Мастер-класс Бориса Бланкова, посвященный памяти Николая Зубковского

Мастер-класс Бориса Бланкова, прошедший 25 ноября 2007 года, был посвящен памяти его учителя, выдающегося танцовщика и педагога Николая Александровича Зубковского, которому в этот день исполнилось бы 95 лет. Хочется подчеркнуть, что Борис Бланков, выпускник Ленинградского хореографического училища (ныне Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой) 1966 года, сам является прекрасным танцовщиком, хореографом, педагогом, историком балета (в частности, автором сборника статей о Юрии Соловьеве), а в последнее время и театральным менеджером. Исполнитель ведущих партий классического репертуара Бланков всегда остается верным великим традициям русского балета. В разные годы на сценах театров России и других стран им были поставлены основные балетные спектакли классического наследия.
Николай Александрович Зубковский родился в 1912 году в Смоленске, окончил Ленинградское хореографическое училище, где учился у замечательных мастеров Л.Леонтьева и В.Пономарева. Впоследствии он был приглашен Ф.Лопуховым в Михайловский театр (МАЛЕГОТ в те времена). И символически мастер-класс тоже проходил в зале, носящем имя Ф.Лопухова, что своеобразным образом обуславливает преемственность традиции. С 1962 года Н.Зубковский вел класс усовершенствования танцовщиков в Мариинском (Кировском) театре, а с 1965 года являлся педагогом Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.
Художественный руководитель балета Михайловского театра, выдающийся танцовщик Фарух Рузиматов на фоне портрета Николая Зубковского приветствовал артистов театра и гостей, пришедших на мастер-класс, подчеркнув, что он проводится в память замечательного артиста. И еще Рузиматов сказал, что хотел бы посвятить этот своеобразный урок памяти скончавшегося накануне в Лозанне великого хореографа ХХ века Мориса Бежара. Рузиматов работал под руководством этого Мастера, танцевал в его балетах, и кинопленка сохранила его вдохновенное исполнение произведений Бежара в фильме "Гран па в Белую ночь".
Прекрасно выстроенный урок Бориса Бланкова дал возможность танцовщикам всесторонне показать свои возможности, а педагогу выявить сильные и слабые стороны артистов. И поистине с большим интересом можно было наблюдать этот урок, глубоко рациональный и высокохудожественный одновременно, когда педагог требовал от артистов точного исполнения движений и их эмоциональной наполненности. Будучи сам в отличной форме, Бланков предстал и прекрасным педагогом, показав какую пользу артистам могут принести специалисты петербургской школы, владеющие ее замечательными традициями.
Хочется также выразить глубокую благодарность театру за благородную инициативу - чтить память выдающихся российских и зарубежных Мастеров, в данном случае Николая Зубковского и Мориса Бежара.

Мастер-класс Натальи Макаровой

Макарова - явление поистине уникальное: русская балетная школа + весь остальной хореографический мир !!!
Наталья Романовна - выпускница Ленинградского хореографического училища им. А.Я.Вагановой и сегодня она уверенно подчеркивает, что это училище всегда давало прочные академические знания. В свое время на сцене Мариинского театра Макарова исполнила главные партии в балетах "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Жизель", "Страна чудес". И вот уже в течение долгих лет она работает в разных странах мира. Она привнесла в мировое исполнительское искусство русскую балетную школу и с годами постоянно совершенствовала свое мастерство, обогащая его опытом других школ. За минувшие годы Макарова исполнила много ролей в балетных постановках ведущих современных хореографов на самых знаменитых мировых сценах. Но, изучив самое ценное, что есть в мире, она осталась, прежде всего, балериной русской школы, сохранив и упрочив ее самые ценные традиции. В то же время именно Макарова прекрасно знает сегодняшнее состояние мировой хореографии, исполнительского искусства и методов работы. Сейчас балерина с мировым именем часто приезжает в свою alma-mater, участвуя в качестве председателя жюри в конкурсе VAGANOVA-Prix. Ей есть что поведать своим молодым коллегам.

   

Макарова имеет абсолютный "хореографический слух" и не допускает ни малейшей фальши в исполнении ролей. Свой мастер-класс она посвятила репетиционной работе, взяв за основу фрагменты "великих ролей" (как она их называет) классического репертуара, которые творчески анализировала с молодыми исполнителями Михайловского театра. Она шаг за шагом "проходила" наиболее сложные места из дуэтов и вариаций знаменитых классических спектаклей, требуя от танцовщиков четкости исполнения текста, его абсолютной грамотности и художественного "выпевания" роли. И… устойчивости, устойчивости и устойчивости!!! Здесь, безусловно, сказались сильные стороны ее зарубежной практики. Ведь в других странах очень строго относятся к сценическим ошибкам, нечаянным "спотыканиям" и падениям на сцене. Согласно методике Макаровой, устойчивость, точность текста и уверенное поведение на сцене - являются первоначальными требованиями работы. Когда они соблюдены, можно начинать работы над художественным аспектом образа. Но и здесь тоже важно соблюдение всех исполнительских оттенков: тонов, полутонов, переходов, формирования танцевальных фраз со всеми legato, staccato, fermato. Макарова интересно рассказывала о тайном и явном смысле хореографических движений, о том, что в разных партиях они несут разную смысловую и художественную нагрузку и ценность. Она подчеркивала, что нужно всматриваться в хореографию, чувствовать и понимать ее. При исполнении подготовительного и основного движения следует обратить внимание на амплитуду того и другого аспекта движения, а также архитектонику главной позы, которая не должна быть "убита" подготовительным движением. Связки между движениями должны быть плавными и осмысленными и нигде не прерываться. Всегда следует также сохранять ощущение стиля и тайны хореографического образа.
Во время репетиции фрагмента из балета "Лебединое озеро" Макарова просила исполнителей убрать все ненужные трюки, которые мешают созданию образа, а в "Жизели" рекомендовала сделать акцент на кантилене рук. Она справедливо говорила, что "русская школа все может, все знает, но, к сожалению, не всегда выносит на сцену".
Макарову удивляло то, что подчас ее замечания оставались без внимания. Танцовщики автоматически повторяли прежние ошибки, поэтому желательно было бы в этих случаях придерживаться западной практики, где всегда замечаниям педагога придают большое значение и неукоснительно им следуют.
Макарова как всегда была очень элегантна, держалась и говорила одновременно просто и изящно. Она возлагала большие надежды на своих выдающихся коллег Никиту Долгушина и Аллу Осипенко, ибо их нынешняя тщательная работа с труппой несомненно поможет достижению желаемого творческого уровня. В прежние времена Долгушин был партнером Макаровой и составлял с ней замечательный гармоничный дуэт. Сама Наталья Макарова, работая во всем мире, снова явила уже в качестве педагога чудо русской школы танца, способствующей творческому долголетию.


"БАЛЕТ И МОДА"
(Лекция Александра Васильева. Париж)

   

 

Александр Васильев - известный театральный художник, дизайнер, историк искусства, автор многочисленных книг. Он является также и известным коллекционером, собирает различные произведения искусства и театральный реквизит, относящийся большей частью ко времени Дягилевских сезонов. Временами эти вещи поступают на известные аукционы и по мере возможности и удачи Васильев покупает их, концентрируя тем самым в своих руках театральные реликвии знаменитой эпохи Серебряного века. Свои лекции он часто посвящает этой выдающейся эпохе, рассказывает о самых интересных моментах истории Дягилевских сезонов, о выдающихся личностях, принимавших в них участие: Александре Бенуа, Льве Баксте, Вацлаве Нижинском. И о своих "открытиях" и приобретениях из области легендарного былого времени.
Что касается искусства знаменитых модельеров, то оно уже давно вышло за пределы их ателье и бутиков. Самые известные кутерье часто выступают в качестве художников по костюмам в фильмах известных режиссеров и театральных спектаклях: оперных, балетных, драматических. И через опосредованные искусства мода доходит до максимального количества людей, влияет на их вкусы и способствует тем самым популярности модельеров и их заработкам.
В свое время великое искусство А.Бенуа и Л.Бакста, их экстраординарные, часто расписанные от руки костюмы к опере и, в особенности к балету, произвели фурор в Париже. Это, прежде всего, касается костюмов Л.Бакста, проявлявшего большой интерес к Востоку. Необычное сочетание мотивов Запада и Востока и привлекло избалованных модой парижан, открывая для них в этом плане практически необъятные горизонты. И одним из самых звучных аккордов вдохновения для французских кутерье стала Россия. Знаменитый модельер конца XIX - начала XX века Поль Пуаре создавал свои модели в духе балетных персонажей из легких невесомых тканей, используя воздушный силуэт, сочетание мотивов Запада и Востока и необыкновенно яркие контрастные цветовые сочетания тканей - розово-фиолетовое, оранжево-зеленое. Свою коллекцию Поль Пуаре с неожиданно большим успехом представил также и в России.
Вскоре в качестве художника по костюмам с Дягилевым начала работать уже набирающая силу Коко Шанель, создавшая костюмы к нескольким балетам для его труппы. Эта традиция совместной работы знаменитых кутерье и хореографов продолжается и сегодня. Так известно знаменитое творческое содружество Джанни Версаче и Мориса Бежара, Ива Сен-Лорана и Ролана Пети.
В своей эмоционально прочитанной лекции, насыщенной многими историческими фактами и демонстрацией слайдов с видами экспонатов раритетов Александр Васильев вызвал заслуженный интерес присутствующих.

P.S. И внезапно мелькнула мысль о том, а нельзя ли включить в этот международный театральный проект и приезд ныне работающих модельеров с показами их работ.

P.S.S. Мастер-классы в Михайловском театре продолжаются, о чем мы будем информировать наших читателей в следующих публикациях.

 
     

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров