|
|
В этом году Татьяне Георгиевне Бруни исполнилось бы 105 лет. Для
знавших ее людей она осталась легендой, сказкой, поистине волшебным
воспоминанием. А ее творчество - вечно молодым и настолько прекрасным,
что притягивает к себе подобно магическому магниту.
Т.Г. Бруни - петербурженка с итальянскими корнями. Ее далекий предок
Antonio Bruni приехал в столицу России и навсегда остался в ней.
Самым известным человеком этого знаменитого артистического рода
был прадед Татьяны Георгиевны - Федор Бруни, автор картины "Медный
змей", находящейся в Русском музее. Талант к живописи в этом
славном роде передавался по наследству из поколения в поколение,
и даже если не все его представители становились профессиональными
художниками, то в той или иной мере рисованием занимались все. Обладали
представители рода Бруни и другими талантами. Случилось так, что
отец Татьяны Георгиевны, талантливый музыкант Георгий Юльевич Бруни
обучал игре на фортепьяно маленького Митю Шостаковича, а позже Татьяна
Георгиевна будет оформлять балет "Болт" еще совсем молодого
композитора Дмитрия Шостаковича.
С детства Татьяна Бруни обожала балетные спектакли, на которые ее
возили в Мариинский театр, и на всю жизнь в ее памяти осталось искусство
А. Павловой, О.Преображенской, Т.Карсавиной, М.Фокина, В.Нижинского.
Ее приводил в восторг и царствующий в театре художественный мир
А.Головина, К.Коровина, А.Бенуа, Л.Бакста. С Александром Бенуа и
его сыном Николаем, впоследствии художником театра La Scala Бруни
была знакома лично.
Еще совсем юной в 20-е годы она стала художником "Молодого
балета", созданного начинающим хореографом Георгием Баланчивадзе,
впоследствии создателем знаменитого американского театра New York
City Ballet и ставшего известным миру под именем Джордж Баланчин.
Можно сказать, что Бруни повезло. Она создала костюмы для самого
раннего произведения Баланчивадзе-Баланчина-Мистера "Б"
"Адажио" на музыку А.Аренского. Костюмы эти были предназначены
для знаменитых танцовщиков О.Мунгаловой и П.Гусева. Обладая уникальной
памятью, Т.Г.Бруни прекрасно помнила всех выдающихся людей, встретившихся
на ее жизненном пути, или, как она любила говорить: "на маскараде
ее жизни".
Среди разнообразного театрального творчества Бруни были драматические
спектакли, опера, оперетта, цирк, мюзик-холл, кукольный театр, для
которых она создавала декорации и костюмы. Но в центре ее творческой
жизни всегда находился Балет, который был главной любовью замечательной
художницы. Ее первые работы появились еще в 20-е годы, когда во
всех видах искусства начал свое шествие авангардизм. Она оформляла
спектакли в театрах Петербурга, Москвы, Перми, Новосибирска, Киева,
Ярославля и даже Каира. В пространстве и во времени своего экстраординарного
творческого пути она создала сценографию и костюмы к большим полнометражным
балетам, хореографическим миниатюрам и эскизам, а также, подобно
Эдгару Дега, серию рисунков из балетной жизни. И хотя не все ее
планы были реализованы, на счету Бруни - более 200 оформленных спектаклей.
У неё были свои любимые темы, например, "Щелкунчик", к
которому она возвращалась неоднократно на разных сценах. Влюбленная
в Чайковского, Гофмана и волшебство петербургской рождественской
атмосферы, она могла подолгу говорить об этом ирреальном, сказочном
мире. Ее любимцами были также "Лебединое озеро", "Жизель",
"Эсмеральда", "Шопениана". Навсегда в памяти
ценителей таланта Бруни остался ее шедевр, балет "Золушка"
на сцене Мариинского театра (музыка С.Прокофьева, хореография К.Сергеева),
чарующий своей поэтичностью, нежной трепетностью красок и тонким
юмором с едва заметным оттенком изящного гротеска. На протяжении
фантастического "маскарада" своей жизни, наполненного
и светлыми и мрачными эмоциями, а также феерическим калейдоскопом
разнообразных масок, Бруни встречалась почти со всеми композиторами,
хореографами и танцовщиками своей эпохи, с некоторыми возникало
своеобразное творческое содружество. Так было, например, с замечательным
балетмейстером Борисом Фенстером, автором хореографии балетов "Мнимый
жених" ("Слуга двух господ") и "Юность"
М.Чулаки и "Доктор Айболит" И.Морозова в Михайловском
(Малом оперном) театре и великолепного "Маскарада" Л.Лапутина
на сцене Мариинки, где блистали Н.Дудинская, И.Колпакова, К.Сергеев.
Интересным было также ее сотрудничество с К.Боярским, постановщиком
балетов "Барышня-крестьянка" А.Глазунова и "Накануне"
И.Шварца. Пересекался ее творческий путь и с Л. Лавровским, К.Голейзовским,
Л.Якобсоном, Н.Боярчиковым, Н.Касаткиной и В.Василевым.
Ее воображение и бесконечно разнообразная художественная палитра,
душевная доброта и высокий аристократизм наполняли ее творчество
изысканностью и лучезарным светом, который распространяется в петербургской
ауре и после ее ухода из жизни.
|
|