|
|
Ставить в центр хореографического произведения выдающегося художника
другого жанра - задача очень интересная, но бесконечно трудная.
Мировая балетная практика имеет в своих анналах выдающиеся произведения
этого жанра. Вспомним, хотя бы для примера, "Мальро или Метаморфозы
Богов" Мориса Бежара, спектакль, включающий в себя помимо танца
и другие сценические искусства. Подобный спектакль можно было бы
условно назвать хореографическим повествованием. К этому типу произведений
относится и балет Юрия Петухова "Есенин". Фигура гениального
русского поэта Сергея Есенина (отдаленно перекликающаяся с другим
известным поэтом-самородком Кольцовым) очень противоречивая и вмонтирована
Судьбой в сложнейшее политическое время, в котором поэту приходилось
жить и творить. К тому же постфактум жизнь великих людей, подобных
Есенину, всегда обрастает легендами и мифами, действующими на восприятие
людей более позднего времени. Отсюда и право художника, обращающегося
к жизни другого художника - воссоздать эту жизнь согласно своему
восприятию и пониманию. В данном случае Юрий Петухов не стремится
придерживаться только биографических фактов жизни поэта, он берет
его собирательный, эпохальный образ во взаимодействии с его сложным
окружением. Яркими штрихами представлен характер поэта, по мнению
Ю.Петухова, "романтика, труженика и даже хулигана в самом бытовом
смысле этого слова". Его творчество, любовные увлечения, встречи,
разлуки, дружба и вражда с другими людьми проходят на фоне разрушительной
войны, революционных пожаров, политических катаклизмов и смены социальных
эпох. Очень удачно выбран исполнитель - Владимир Дорохин. Задача
Петухова - безусловно, благородная.
Еще одна большая удача - выбор музыки. Можно считать, что здесь
произошла абсолютная точность попадания. Произведения Рахманинова,
практически современника Есенина, имеют эмоциональные точки соприкосновения
с его поэзией. Особенно хотелось бы отметить выразительный пластический
монолог Есенина на музыку первой части Второго фортепьянного концерта,
в котором внутренний трагизм сочетается с поэтическими порывами,
буйством страстей, затаенной нежностью и жаждой свободного полета.
Это - своеобразный эпицентр всего спектакля. И далее… В сложном
сценическом действии представлены время, события, персонажи, участвующие
в жизни поэта. Это - извечный неумолимый Рок (черный человек), Красный
конь - символический персонаж революционной эпохи, встречающийся
также и у Петрова-Водкина. Юрий Петухов обладает богатой хореографической
фантазией и пластически очень выразительно решает все соло, дуэты,
массовые сцены и образы реальных исторических персонажей: Зинаиды
Райх (Алиса Свешникова), Галины Бениславской (Елена Гринева), Айседора
Дункан (Анастасия Любомудрова).
А вот литературная составляющая спектакля требует доработки. Тюремный
фольклор и персонажи в клетках, исполняемые драматическими актерами,
занимают слишком много места в структуре произведения. Это составная
часть спектакля могла бы быть значительно сокращена, отредактирована
и смонтирована в точном ритме со всем действием. Тогда она законно
станет четвертой составляющей спектакля наравне с хореографией,
музыкой и живописью.
|
|